Анализ стихотворения Пастернака — Ночь

Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.

Булки фонарей и пышки крыш, и черным
По белу в снегу — косяк особняка:
Это — барский дом, и я в нем гувернером.
Я один, я спать услал ученика.

Никого не ждут. Но — наглухо портьеру.
Тротуар в буграх, крыльцо заметено.
Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой — одно.

Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар — исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.

Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» — проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем — проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи.
Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это — описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, «психологически нагруженных» лексических средств:

Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.

Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для него она принимает колоссальные масштабы – «на земле зима». Это время года становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию.
Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа – описательная, дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что «спать услал ученика».
Герой стремится спрятаться, «укутаться» в старом доме, занесенном снегом по самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее:

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой — одно.

Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог:

Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар — исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.

Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении – она раскрывает причину страдания героя, причину «зимней ночи» в его душе. Лирический герой ранен – мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины, которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть.
Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того – оно судьбоносно, фатально. Именно поэтому он утверждает, что «тот удар — исток всего». Этот «удар» свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека теперь ничто не интересует.
О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство, вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило переосмыслить жизнь, ее ценности и законы.
А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, «зализывать свои раны».
В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона, но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние:

Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.

В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж («Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым»), рисует жуткую, мрачную ночь – душевные страдания лирического героя.
Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся символическими, глубоко психологическими – они призваны передать внутреннюю драму лирического героя.
Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие и необычные метафоры и олицетворения: «Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»; «дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал»; «Булки фонарей и пышки крыш»; «Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «Булки фонарей, и на трубе …Потонувший в перьях нелюдимый дым».
Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и зловещее – будто из готических сказок. Все это способствует созданию определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении.
Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс («Но — наглухо портьеру»); обращения («Память, не ершись!»); анафора («Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»); неполные предложения («и черным По белу в снегу — косяк особняка») и т.д.
Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь «царят» черный и белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса, царящего в душе лирического героя.

Борис Пастернак: зимняя ночь.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» имеет двойную датировку – 1913 и 1928 годы. На мой взгляд, это говорит о значимости для поэта данного произведения, к которому он возвратился спустя четырнадцать лет.
Композиционно в «Зимней ночи» можно выделить три части: вступление, основную часть, в которой раскрывается внутренняя коллизия героя, и заключение.
Вступление и заключение, на первый взгляд, представляют собой пейзажные зарисовки. Однако художественные средства, с помощью которых описывается зимняя ночь, не только представляют нам реалии природы, но и, в большей степени, выражают эмоциональное состояние лирического героя.
В первой строфе наступление ночи воспринимается героем как трагедия, страшное событие, наступление которого, однако, никак не отвратить:
Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.
Внутреннему состоянию лирического героя «вторят» и предметы окружающего мира. Так, под тяжестью ночи «упали дома». Именно такой эмоциональной метафорой поэт передает оптический эффект, свойственный зимней ночи, — все предметы действительно кажутся как бы пригнутыми к земле, меньше и ниже, чем они есть на самом деле.
Основная часть стихотворения начинается с «повествовательной ноты» — поэт вводит в произведение элементы сюжета. Мы узнаем, что герой один находится в старом спящем доме, где работает гувернером. Все обитатели «барского дома» давно уснули, и лишь лирический герой не может успокоиться. Вероятно, он смотрит в окно, где на него глядит темная морозная ночь.
Все вокруг занесено снегом («Булки фонарей и пышки крыш, и черным По белу в снегу — косяк особняка»), весь в снегу – и старый дом. Но герою мало этого уединения, он хочет спрятаться от всего мира, скрыться, убежать:
Никого не ждут. Но — наглухо портьеру.
Тротуар в буграх, крыльцо заметено.
Однако лирический герой понимает, что сделать это ему не удастся, потому что причина его «душевной сумятицы» — внутри него самого. Мучительница память, память-убийца преследует героя, не дает ему покоя: «Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй И уверь меня, что я с тобой — одно».
Но все убеждения и заклинания напрасны. Мы понимаем, что в жизни и судьбе героя произошло что-то страшное, роковое. И это что-то связано с любовью:
Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар — исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.
Поэт, которому, на мой взгляд, очень близок образ лирического героя, подчеркивает фатальность этого чувства. Вопросом-метафорой «кто навел на след?» он подчеркивает «животность» этой эмоции, ее инстинктивность, предначертанность природой. А также — значимость в жизни героя. Это чувство – судьба, которая нанесла свой удар. Лирический герой так и говорит об этом: «тот удар – исток всего». Он изменил течение жизни, изменил систему ценностей, изменил отношение к себе и к самой жизни.
Все в восприятии героя сузилось (или расширилось?) до того рокового «удара». Ничего больше не интересует его, ни о чем больше он не может думать. Видимо, мысли об этом очень болезненны, поэтому герой и пытается спрятаться. Он не может справиться со своей болью, именно поэтому все в окружающем мире кажется ему враждебным, способным нанести удар, причинить дополнительную боль. Отсюда – мистические образы, которые навевает на героя ночной зимний пейзаж:
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.
Бугры, острые края льдин-бутылок, перья дыма – все это причиняет страдание. С помощью звукописи (аллитерации) поэт мастерски передает душевную боль своего героя и заставляет читателя почти физически чувствовать ее.
Обилие метафор («распрямит дома, полегшие вповал», «булки фонарей и пышки крыш», «Меж снеговых развилин Вмерзшие бутылки голых, черных льдин» и т. д.), смысловые повторы (анафора, фраза «тротуар в буграх»), синтаксические и фонетические средства выразительности (обращения, восклицания и вопросы, умолчания, аллитерация) помогают Пастернаку создать подлинный шедевр психологической лирики. На этом фоне название «Зимняя ночь» из внешней, пейзажной переходит в другую сферу – внутреннюю — и начинает отражать душевный мир человека, переживающего глубокую личную драму.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле. ), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Анализ стихотворения Пастернака “Ночь”

В своем стихотворении “Ночь” великий русский художник Борис Пастернак прилагает все усилия, чтобы определенным образом восстановить нарушенную целостность мира из-за неотвратимого развития прогресса и вместить целый мир в поэзию.

Стоит отметить, что данная мысль выражается в этом произведении метафорично. В этом нет ничего удивительного, поскольку для Пастернака метафора выступает в качестве, пожалуй, единственной возможности выражения человеческой мысли и прежде всего мысли поэтической.

Факт самого мироздания Пастернак

На самом деле, Борис Пастернак имел четкое и, можно сказать, особое мнение относительно художественного приема метафоры. Для него метафоризм является естественным следствием недолговечности человеческой жизни и в то же самое время задуманной на многие годы вперед огромности стоящих перед человеком задач и целей.

Поэт считает, что на все происходящие вещи необходимо смотреть по орлиному зорко и объяснять

Произведение Пастернака под названием “Ночь” повествует о летчике, который воспринимается как символ человеческого духа. В то же самое время летчик сопоставляется в стихотворении с художником, который, подобно первому, бодрствует и постепенно познает окружающий мир.

По замыслу автора, все предметы, а также явления мира абсолютно равны между собой. И не имеет значение о чем идет речь, будь то самолет, необъятные пространства Вселенной или же котельные городов. Даже небосвод Пастернак также включает в быт художника. Для художника каждая конкретная вещь особого значения не имеет. У него буквально все превращается впоследствии в вечность. А поэт в данном случае ни кто иной, как заложник вечности, который находится в плену у времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector