Анализ стихотворения Пастернака — Определение поэзии

Стихотворение «Определение поэзии» вполне можно назвать у Б.Пастернака программным, поскольку в нем дается четкое изложение тому, что следует понимать под поэзией. Многие поэты и до, и после Пастернака писали свой взгляд на это определение, но пастернаковский характерен тем, что дает очень яркий по краскам, очень громкий по звукам, очень объемный по образам ответ на этот вечный вопрос.

Стихотворение не разбито автором на строфы через пробелы, но в условной первой строфе дается звуковое понимание поэзии – например, через соловьиную трель

Например, поэт пишет «щелканье сдавленных льдинок» вместо того, чтобы сказать об обычном хрусте снежинок под ногами, известном каждому. Фигаро – усеченное название оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», а значит, тоже музыка для посвященных. А непонятное слово «садкан» – означает название одной их тантрических духовных практик.

Особое внимание притягивает к себе строчки «это – сладкий заглохший горох, это – слезы вселенной

Поэт очень много сочетает высокого и низкого: Фигаро – на грядку, «небосвод завалился ольхою», доски в воде. Таким образом, поэт четко дает понять, что именно такое сочетание и рождает поэзию. Борьба и единство противоположностей дает новое понимание сути всех на свете вещей и явлений окружающего мира. Один предмет перерождается в другой, все взаимосвязано и взаимозависимо, и в то же время противостоит друг другу.

Это подтверждает и финал стихотворения, поскольку «вселенная», которая готова была расплакаться в середине произведения, оказалась «место глухое». Значит, только здесь, на Земле, где живет чувствующий, слышащий, осязающий и все понимающий человек, и рождается поэзия.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б. Пастернак

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Анализ стихотворения Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Философская лирика Бориса Пастернака весьма богата и разнообразна. Однако, как и многие его предшественники, автор постоянно возвращается к теме роли поэта в современном обществе. Правда, в отличие от многих других авторов, Пастернак выводит собственную формулу успешности литератора, которая включает в себя не только поэтический дар и умение рифмовать слова, но и способность тонко чувствовать окружающий мир.

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, «все время схватывая нить судеб, событий». Однако если понять простые вещи автору удается без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Поэт пишет о том, что его заветная мечта – написать «восемь строк о свойствах страсти». Но так, чтобы каждый, кто их прочтет, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не дает ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы «разбивал стихи, как сад», в котором бы росли душистые липы. Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты».

Таким образом, Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения. По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Однако для этого необходимо не только постоянно постигать суть вещей, но и чувствовать малейшие изменения в окружающем мире, уметь им искренне восхищаться, как делали это многие поэты 19 века.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Автору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать.

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ.

Тип урока: интегрированный (литература + русский язык)

Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения)

I. Организация начала урока (1 мин.)

– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.
Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.
Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8.
Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально-языковой стиль поэта».

(Слайд 1: портрет поэта)

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель)

Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

(Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть)

– Почему выбрано это стихотворение? О чём оно?

III. Слово учителя (10 мин.)

Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья.

– Что вы знаете о семье Пастернака?

Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник.
Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис Пастернак писал о своём детстве так: « Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое время он не мог выбрать свой путь.

– Как Пастернак пришёл в литературу?

От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.

Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие:

1917г. – «Поверх барьеров»
1918г. – «Темы и вариации»
1922г. – «Сестра моя – жизнь»
1932г. – «Второе рождение»
1943г. – «На ранних поездах»
1956-59г. – «Когда разгуляется»

(Слайд 4: связь с футуристами)

Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».
В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от проявлений страстей.
Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты: первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки.

IV. Анализ текста (15 мин.)

1) По заданию В 8 ЕГЭ

(Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…»)

Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:
« И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».
Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву души.
Постараемся определить, как достигается эта выразительность.
(чтение и анализ текста)
«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?

1) анафора
2) сравнение
3) ассонанс
4) назывное предложение
5) инфинитив
6) безличное предложение
7) эпитет
8) метафора
9) аллитерация
10) литота

Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9

(Слайд 6: ответы по тексту)

2) Работа в парах

– Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке.

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора)

– Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам.
Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути.

(Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»).

– Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.
Но и не терпел пустого сотрясания воздуха.

(Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»)

– У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»

(Чтение стихотворения «Нобелевская премия»)

V. Итог

Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия.
Последним стихотворением Пастернака стало стихотворение «Единственные дни».

(Чтение стихотворения «Единственные дни»)

1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.)

Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака?

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения:

«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».

VII. Резерв

Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору.

Литература:

  1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, «Филин», 1993.
  2. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.
  3. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988
  4. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.
  5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 252 с.

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Определение поэзии»

Б.Л.Пастернак. Определение поэзии.

Автор: Долгова Татьяна Леонидовна, учитель русского

языка и литературы 1-ой квалификационной ка-

тегории МКОУ «Кременская СОШ» Клетского

района Волгоградской области.

Б.Л. Пастернак «Определение поэзии»

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

Поэзия часто говорит о себе самой устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе это представлено величайшими именами, такими как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова. Свое оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Б.Л. Пастернак, который вступал в поэзию в составе футуристической группы «Центрифуга», но испытал к тому, же и сильнейшее воздействие А. Блока и А. Белого. Таким образом, мнение это явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Это мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихотворений поэта стала устойчивым образом поэзии во всем его творчестве, своеобразным ее определением.

Позже, в стихотворении, которое так и называется «Определение поэзии» (оно входит в цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя – жизнь», изданной в 1922 году), автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства (поэзии), чем перечисление явлений окружающего мира:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье льдинок,

Это – ночь, леденящая лист

Это двух соловьев поединок.

Поэзия, по Пастернаку, имеет своим истоком саму жизнь во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо, поэзия является и творчеством, и чудотворчеством. Поэзия творит «образ мира в слове явленный».

Стихотворение «Определение поэзии» относится к философской лирике, так как посвящено осмыслению такого понятия, как творчество.

Тема стихотворения вынесена в заглавие – «Определение поэзии. В нем автор называет предмет, о котором пойдет речь. Однако разговор получается не прямым, а окольным – он ведется ассоциативно, около предмета. И поэтому заглавие здесь обязательное, так как несет разъяснительную функцию.

В этом стихотворении бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, одно из определений без ущерба может быть заменено другим, а подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью. Действительно, на первый взгляд, странный ряд: «свист, щелканье льдинок, ночь леденящая лист, поединок соловьев, горох, слезы вселенной, Фигаро».

Однако вспомним, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». К тому же звуковой портрет поэзии в первой строфе не должен удивлять («свист», «щелканье»), а «ночь» и «пенье соловьев» вообще являются непременным атрибутом любовной лирики. Учитывая замечание Пастернака, что « …лопатками в дореволюционной Москве назывались стручки зеленого гороха … Под слезами вселенной в лопатках разумелся образ звезд, как бы держащихся на внутренней стенке лопнувшего стручка, — следует отметить оригинальность и точность ассоциативного мышления поэта. Фигаро – опера Моцарта «Женитьба Фигаро».

Во второй строфе с поэзией отождествляется и горох, и звезды, и музыка – все, чем богат мир… В результате такого восприятия действительности весь мир обнаруживает необыкновенную цельность: все предметы бытия связаны между собою, превращаются один в другой, так что музыка оборачивается градом («низвергается градом на грядку»), а звезда – рыбой («и звезду донести до садка»). В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал – вселенная глуха к поэзии. Но главное, на мой взгляд, не в этом, а в том, что поэзия – есть и она воплощение и единство всего, что только существует на свете.

Все образы в стихотворении не только наглядны, но и сочетаются по принципу смежности, метонимически. Пастернак стремится многократно и многопланово определить суть поэзии. Соединенные в одном ряду разнородные понятия: «туго налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «леденящая лист ночь», «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках» и т.д. создают многогранную картину действительности, активизируют разные типы восприятия. Семикратный повтор конструкций (анафора) с ключевым словом «это» не оставляет впечатления поэтического приема, а кажется вполне понятным желанием поэта наиболее полно определить поэзию.

В стихотворении поэт обнаруживает единство не только высоких, но собственно поэтических тем: природы, любви и искусства – в них постоянно входят, их пронизывают бытовые реалии («ночь», «льдинки», «пение соловья», «музыка» и «грядки», «горох», «садок»). Использование разговорно-бытовой лексики («лопатки», «завалился», «хохотать») в поэтическом контексте на общем фоне межстилевой и книжной лексики («низвергается», «сыскать», «доньях» и т.д. усиливает) выразительность, неожиданность восприятия. Говоря о поэтике стихотворения, нельзя не отметить и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор: « слезы вселенной», «небосвод завалился», «звездам б хохотать»… Оно еще раз подтверждает, что поэзия – это реальный мир предметов, явлений, чувств окружающей действительности. В стихотворении также используется звукопись (аллитерация): «… круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь леденящая лист») ( с , ш л , д , ) и др., которая усиливает выразительность и значимость данных слов.

Стихотворение написано дольником, который делает стихотворение более ритмичным и акцентирует внимание на особо значимых словах. Рифма – перекрестная, в первой и третьей строках – усеченная.

Таким образом, поэзия, по мнению Б.Л. Пастернака, не есть нечто искусственное, противостоящее жизни, но – часть жизни, составляющая человеческого бытия. Отожествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу – все это, в сущности, служит одной единственной цели. Стихи, сочиненные самой природой, не могут быть подделкой. Так автор утверждает подлинность написанного. Подлинность, достоверность, по Б. Пастернаку, — главная особенность истинного искусства. Каким же образом достигается эта подлинность? Самое важное здесь – «не искать голоса жизни, звучащего в нас». Поэтому обостренная впечатлительность, повышенная восприимчивость ко всем ощущениям, ко всем движениям окружающего мира – главная черта подлинной поэзии. Именно это и утверждает Б.Л. Пастернак в своем стихотворении «Определение поэзии».

Гиржева Г.Н. Некоторые особенности лирики Бориса Пастернака. /Г.Н. Гиржева// Русский язык в школе. — №1 – 1990 – стр. 54-60.

Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. М.: Правда, 1990

Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. /М.Г. Павловец, Т.В. Павловец, Б.Л. Пастернак. Стихотворения – М.: Дрофа, 1998.

С.Л. Страхов «Русская поэзия XX века в выпускном классе»: Книга для учителя. _ М.: Просвещение, 1999.

С.Страшнов «Явленная тайна». К урокам по творчеству Б.Пастернака. /Страшнов С.// Литерратура в школе — №1 – 2000 стр. 80-83

Н.М. Шанский «Среди поэтических строк» Б.Л. Пастернака /Н.М. Шанский // Русский язык в школе — №6 1989 стр. 60-65.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: