Анализ стихотворения Пастернака — Ночь

В своем стихотворении “Ночь” великий русский художник Борис Пастернак прилагает все усилия, чтобы определенным образом восстановить нарушенную целостность мира из-за неотвратимого развития прогресса и вместить целый мир в поэзию.

Стоит отметить, что данная мысль выражается в этом произведении метафорично. В этом нет ничего удивительного, поскольку для Пастернака метафора выступает в качестве, пожалуй, единственной возможности выражения человеческой мысли и прежде всего мысли поэтической.

Факт самого мироздания Пастернак

На самом деле, Борис Пастернак имел четкое и, можно сказать, особое мнение относительно художественного приема метафоры. Для него метафоризм является естественным следствием недолговечности человеческой жизни и в то же самое время задуманной на многие годы вперед огромности стоящих перед человеком задач и целей.

Поэт считает, что на все происходящие вещи необходимо смотреть по орлиному зорко и объяснять

Произведение Пастернака под названием “Ночь” повествует о летчике, который воспринимается как символ человеческого духа. В то же самое время летчик сопоставляется в стихотворении с художником, который, подобно первому, бодрствует и постепенно познает окружающий мир.

По замыслу автора, все предметы, а также явления мира абсолютно равны между собой. И не имеет значение о чем идет речь, будь то самолет, необъятные пространства Вселенной или же котельные городов. Даже небосвод Пастернак также включает в быт художника. Для художника каждая конкретная вещь особого значения не имеет. У него буквально все превращается впоследствии в вечность. А поэт в данном случае ни кто иной, как заложник вечности, который находится в плену у времени.

«Иней» Б. Пастернак

Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

Ты завтра очнёшься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.

Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.

Всё обледенело с размаху
В папахе до самых бровей
И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.

Ты дальше идёшь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решётчатый тёс на дверях.

За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.

Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

И белому мёртвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь».

Анализ стихотворения Пастернака «Иней»

Лирика Бориса Пастернака носит философский оттенок, и в этом нет ничего удивительного. В своих произведениях этот поэт очень часто пытается постичь суть вещей и понять, почему мир устроен именно таким образом. Кроме этого, автор постоянно ищет ответы на различные вопросы, пытается выявить причинно-следственные связи не только между событиями и явлениями, но и связать все это воедино с собственными ощущениями. В результате на свет рождаются удивительные и необычные произведения, к которым, в частности, относится «Иней».

Это стихотворение было написано осенью 1941 года, когда войска германии уже приближались вплотную к Москве. Пастернак в это время находился на своей даче в нескольких километрах от столицы и пытался добиться отправки на фронт. Вокруг царил самый настоящий хаос, люди паниковали и пытались предугадать, возьмет Гитлер Москву или же нет. Однако Пастернак старался не поддаваться общей панике, так как понимал: в такой ситуации нужно положиться лишь на волю судьбы. Он много гулял по окрестным лесам и размышлял над тем, как нужно воспринимать эту внезапную, бессмысленную и жестокую войну.

Впрочем, о самой войне в стихотворении не сказано ни слова, однако оно пропитано тревогой и попытками найти точку опоры в том мире, который вот-вот готов рухнуть. «Расстраиваться не надо: у страха газа велики», — сам себя успокаивает поэт и пытается сосредоточиться на том, что видит вокруг. Поздняя осень уже готова уступить свое место зиме, и об этом свидетельствует серебристый иней, который украшает ветки деревьев, низины и овраги. Предвосхищая события, поэт с некоторой ностальгией отмечает: «Опять эти белые мухи, и крыши, и святочный лед». Он не знает, доведется ли в этот раз отметить Новый год, но хочет и верить в то, что праздник, несмотря ни на что, все же будет. Пастернак убежден в том, что «порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом», и война все равно завершится.

Следует отметить, что в первые месяцы военных действий многие верили в то, что советская армия скоро начнет теснить врагов и очень быстро освободит оккупированные территории. Подобные иллюзии питал и сам Борис Пастернак, ведь в его жизнь война еще не успела ворваться смертоносным вихрем. Мир, который окружает поэта, чист и прекрасен в своей белоснежной оправе, однако автор почему-то сравнивает его со «спящей царевной в гробу». За этой метафорой кроется подсознательный страх смерти, которая уже стоит на пороге. Однако ни сам автор, ни его друзья не знают, чью жизнь она унесет в следующий момент. И эта неизвестность точно также, как и белое безмолвие украшенного инеем осеннего леса, слегка пугает поэта. От паники его удерживает лишь мысль о том, что ничто в этом мире не происходит случайно, и в каждом событии есть свой глубинный смысл, который может быть попросту непонятен простому обывателю. Поэтому автор, обращаясь к безмолвному лесу, посеребренному инеем и погруженному в легкую дремоту, шепчет: «Благодарствуй, ты больше, чем просят, даешь».

«Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

Стихотворение «Сосны», вошедшее впоследствии в сборник «Переделкино», было написано в 1941 году. Лестные оценки литературоведов – совершенное, органичное, колдовские – звучат вполне заслужено. Анализировать и раскладывать «по косточкам» эти стихи сложно — не покидает ощущение совершаемого кощунства. Но делать это необходимо, ведь только так можно понять эту гениальную поэзию.

С 1936 года Борис Пастернак живет в Переделкино. После длительного периода, во время которого поэт не писал стихи. Пастернак взял паузу в творчестве и сосредоточился на переводах. Современники поэта утверждают, что он переживал мучительный кризис в тот период. Ситуация кардинально изменилась после переезда в Переделкино. Здесь он начинает писать очень много, хотя продолжает заниматься переводами. То ли жизнь на природе, то ли процесс переосмысления подхода к созданию поэзии оказали влияние на Пастернака. Хотя, скорее всего, все вместе. Но поздние произведения поэта критики оценивают невероятно высоко. Если попробовать соединить все характеристики в одни фразу, получается что-то очень похожее на «гениальная простота».

Стихотворение «Сосны» можно отнести по жанровой принадлежности к категории пейзаж-размышление. Размышление о понятиях вечных – времени, жизни и смерти, сути всего сущего, таинственном процессе творчества. Если учесть, что в этот период по Европе полным ходом катилась разрушительная волна Второй мировой войны, эти стихи звучат особенно проникновенно, как набат. Что должен делать поэт в такие страшные времена? Какую роль он может сыграть? Пастернак, будучи философом, мучительно искал ответ на эти вопросы. Все его творчество, особенно поздний период, говорит о том, что поэт пытается напомнить человечеству о вещах прекрасных и вечных, вернуть на путь мудрости. Творческие люди всегда видят прекрасное, даже в уродливых вещах и событиях. Не это ли главное призвание художника.

Простота, с которой написаны «Сосны», прозаизмы, описание самого обыкновенного ландшафта – все это граничит с сакральностью, вызывает непонятным образом щемящее чувство любви к родине, настоящей, зашитой в подсознание на генетическом уровне. Четырехстопный ямб с пиррихием в качестве размера выбран поэтом подсознательно, в другие причины этого выбора верить не хочется. В том, как звучат эти стихи, присутствует что-то языческое, вечное. Невозможно убрать или переставить слова местами, они сплетены в единый венок. Все естественно и незаменимо, как у матери-природы. Герои убежали от суеты, цивилизации, убийств и горя. Они слились с природой. Просят у Матери защиты? Все мы дети огромной планеты, прекрасной и мудрой.

И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.

Возможно, мудрость и силу противостоять злу дарит эта гениальная поэзия. Кому-то эти стихи навеяли жгучее состояние тоски. Эмоции сложные пробуждает эта поэзия, но невероятно глубокие. Не в этом ли заключается гениальность и истинное предназначение искусства?

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ.

Тип урока: интегрированный (литература + русский язык)

Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения)

I. Организация начала урока (1 мин.)

– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.
Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.
Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8.
Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально-языковой стиль поэта».

(Слайд 1: портрет поэта)

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель)

Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

(Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть)

– Почему выбрано это стихотворение? О чём оно?

III. Слово учителя (10 мин.)

Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья.

– Что вы знаете о семье Пастернака?

Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник.
Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис Пастернак писал о своём детстве так: « Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое время он не мог выбрать свой путь.

– Как Пастернак пришёл в литературу?

От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.

Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие:

1917г. – «Поверх барьеров»
1918г. – «Темы и вариации»
1922г. – «Сестра моя – жизнь»
1932г. – «Второе рождение»
1943г. – «На ранних поездах»
1956-59г. – «Когда разгуляется»

(Слайд 4: связь с футуристами)

Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».
В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от проявлений страстей.
Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты: первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки.

IV. Анализ текста (15 мин.)

1) По заданию В 8 ЕГЭ

(Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…»)

Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:
« И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».
Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву души.
Постараемся определить, как достигается эта выразительность.
(чтение и анализ текста)
«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?

1) анафора
2) сравнение
3) ассонанс
4) назывное предложение
5) инфинитив
6) безличное предложение
7) эпитет
8) метафора
9) аллитерация
10) литота

Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9

(Слайд 6: ответы по тексту)

2) Работа в парах

– Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке.

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора)

– Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам.
Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути.

(Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»).

– Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.
Но и не терпел пустого сотрясания воздуха.

(Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»)

– У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»

(Чтение стихотворения «Нобелевская премия»)

V. Итог

Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия.
Последним стихотворением Пастернака стало стихотворение «Единственные дни».

(Чтение стихотворения «Единственные дни»)

1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.)

Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака?

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения:

«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».

VII. Резерв

Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору.

Литература:

  1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, «Филин», 1993.
  2. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.
  3. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988
  4. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.
  5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 252 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector