Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…»

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.
Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.
С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.
Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно‑предметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места – высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…»

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

…О, как мне хочется смутить веселость их
и дерзко бросить им в глаза железный стих,
облитый горечью и злостью.

Справочный материал для школьника:

Лермонтов Михаил Юрьевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных поэтов и писателей России.
Годы жизни: 1814-1841.
Наиболее известные труды и произведения:
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
«Бэла» (там же, т. II);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«На смерть Пушкина» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).

  • Бесплатное сочинение;
  • Лермонтов М.Ю.;
  • Скачать сочинение бесплатно;
  • Как часто пестрою толпою окружен.

База
стихотворений

Авторы стихов

Осень

Стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей.

Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой то потери. Но Лермонтов – поэт, видящий мир ярким и полным движения. Так и в этом небольшом произведение присутствует яркая цветовая гамма: сочетание желтого, зеленого, серебряного, а глаголы составляют здесь почти треть среди самостоятельных частей речи. В первых двух строках употребление трех глаголов подряд сразу создает впечатление осеннего ветра, свежести.

Следующая картина противоположна первой: она статична: «Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят». Но прием олицетворения оживляет и ее.

А вот и человек – пахарь, закончивший свой тяжелый труд на земле. Да, отдыхать меж цветов ему теперь долго не придется, но ведь таков закон жизни, и безнадежной грусти в этой картине тоже нет.

Все живое встречает по своему осень, поэтому и «зверь отважный скрыться где нибудь спешит». Интересен эпитет «отважный», им М. Ю. Лермонтов передает восхищение разумной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму.

В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.

Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.

Конспект урока «Лирика поэтов XIX века»

Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»

Лирика поэтов XIX века. Литература. 8 класс.

Тема: Поэзия родной природы. Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.

Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник-хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт-сост. В.Я. Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. ил. Электронное средство учебного назначения, альбомные листы, гуашевые и акварельные краски.

Методические приемы: Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование видеоматериала.

Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей). 2. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. 1. Что привлекало поэтов в русской природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.

2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

2. Работа с текстами стихотворений. (Восприятие, истолкование). 1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Вопрос: С какой порой связаны эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Осень, начало осени, поздняя осень. Каким чувством пронизаны строки? Предполагаемый ответ: Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.

Вопрос: Какое время года описано в этих стихотворениях, с каким чувством и настроением человека оно связано? Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости. Вопрос: Что объединяет эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Как называется описание природы? Предполагаемый ответ: пейзаж. Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж. Используется визуальное представление материала через электронное средство учебного назначения, которое обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

3. Работа с текстами стихотворений. Сравнительный анализ. 1. Запись в таблицу. Осень Весна А.С. Пушкин А.А. Фет Цветы последние Первый ландыш Унылые мечтания Солнечные лучи Разлуки час Душистая чистота М.Ю. Лермонтов Первый луч Листья пожелтели, кружатся, летят Луч весенний ярок Зелень мрачная Воспламеняющая весна Ели поникшие Вдох благоухает Месяц тускл Избыток жизни молодой Туман, месяц поле серебрит А. Н. Майков Ф.И. Тютчев Поле зыблется цветами Светлость осенних вечеров В небе льются света волны Умильная, таинственная прелесть Жаворонков пение Зловещий блеск Голубые бездны Пестрота дерев Блеск полдня Багряные листья Свет Туманная и тихая лазурь Улыбка Сиротеющая земля Голоса Холодный ветр Ущерб, изнеможенье Улыбка увяданья, стыдливость страданья Вывод: Осень: В стихотворениях поэтов показана сущность русской природы, таинственная прелесть осенних вечеров становиться поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания. В поэтических строках показано сближение и взаимопонимание человека и природы. Стихотворения насыщены изобразительными средствами поэтического языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями и метафорами. Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

4. Анализ поэтического языка. Задание № 1 по вариантам: Ученики, сидящие на первом варианте, находят и подчеркивают в первой колонке таблицы перечисленные тропы. Ученики, сидящие на втором варианте, находят и подчеркивают во второй колонке таблицы перечисленные тропы.

Проверка, обсуждение. Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. — эпитеты. Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение. Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора. Задание № 2 по вариантам: Ученики, сидящие на первом варианте, находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет. Ученики, сидящие на втором варианте, находят и выписывают из второй колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.

Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т.д.

Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.

Задание № 3. Творческое задание. Попробуйте нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Учащиеся приступают к рисованию, затем рисунки оформляются в выставку.

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа — неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.

Домашнее задание: Стихотворение наизусть (по выбору), стр. 42-44.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Лирика поэтов XIX века. Литература 8 класс

Лирика поэтов XIX века. Литература 8 класс

Лирика поэтов XIX века
Шатова Тамара Петровна — учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ СОШ №277 г. Санкт — Петербурга

Тема: Поэзия родной природы. Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально – чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.

Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник – хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт – сост. В. Я. Коровина и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. Ил. Электронное средство учебного назначения, материалы презентации к уроку.

Методические приемы: Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, использование видеоматериала.

Ход урока

· Вступительное слово учителя. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи . И. Тютчева, А. А. Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

· Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41 – 42, аналитическое чтение, беседа

  1. Что привлекало поэтов в родной природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
  2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Природа отображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

  • Работа с текстами стихотворений. (Восприятие, истолкование). 1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Вопрос: С какой порой связаны эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.
  • Чтение учащимися стихотворений А. А. Фета «Первый ландыш»

Вопрос: какое время года описано в этих стихотворениях, с каим чувством и настроением человека оно связано? Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости. Вопрос: Что объединяет эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Как называется описание природы? Предполагаемый ответ: Пейзаж. Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж. Используется визуальное представление материала через электронное средство учебного назначения, которое обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

  • Составление таблицы

Осень

Весна

Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь

Цветы последние, унылые мечтанья, разлуки час; листья пожелтели, кружатся, летят; зелень мрачная, ели поникшие, месяц тускл, туман, светлость осенних вечеров, зловещий блеск, пестрота дерев, багряные листья, туманная и тихая лазурь, сиротеющая земля, холодный ветер, ущерб, изнеможенье, улыбка увяданья, стыдливость страданья.

Повод для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Чувство надежды, любви, радости. Первый ландыш, солнечные лучи, душистая чистота, первый луч, луч весенний ярок, воспламеняющая весна, вдох благоухает, избыток жизни молодой, поле зыблется цветами, в небе льются света волны, голубые бездны, улыбка.

Стихи о весне полны цвета, движения, звуков. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир поэт ведет читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

  • Анализ поэтического языка.

Задание №1: Ученики находят и подчеркивают в колонках таблицы перечисленные тропы.

Проверка, обсуждение. Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. – эпитеты. Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение. Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора.

Задание №2: Ученики находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.

Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т. д.

Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.

Домашнее задание. Попробуйте дома нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быть сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Работы оформляются в выставку.

  • Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа – неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: