Анализ стихотворения Николая Некрасова Муза

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое произведение – небольшое по объему, всего два четверостишия. В центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие действия палачей. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича.

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая – определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная) действия.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу. Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил. »).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Муза»

Николай Алексеевич Некрасов – это всемирно известный поэт России, который в своей поэзии ярко и правдоподобно описывал жизнь и быт простого народа. Его по праву называют «певцом крестьян».

Некрасов всегда очень критически относился к своему творчеству. Он считал, что его произведения должны приносить обществу пользу и порой даже считал себя плохим поэтом, так как не верил в то, что его стихи способны разбудить людское сознание и способны хотя бы что-то изменить в их жизни.

Вот так вот, во время очередного «приступа» самокритичности,

Некрасов подчёркивает, что его муза – это не какая-то изнеженная и призрачная барышня, которая помогает ему тонко и остро видеть красоту окружающего нас мира. Нет, его муза – это «неласковая и нелюбимая », чьи узы порой тяготят его, но и в то же время именно она смогла открыть поэту глаза на реальный мир со всеми бедами и невзгодами простого народа.

Автор считает, что его муза смогла научить его ненавидеть и именно благодаря ей он сумел забыть о мечтах своей юности,

Порой его муза звала «начать упорный бой» против тех тиранов, которые топят Россию в крови и слезах. Но это случалось нечасто и продолжалось недолго. Чаще его муза выглядела слабой и обессиленной, как и весь русский народ, который был порабощён и бесправен. А сама муза с «поникшей головой» шепотом просила его научиться прощать своего врага.

Некрасов так за всю свою жизнь и не смог понять суть таинственной души русского человека, которая с исконной славянской покорностью позволяла вечно угнетать себя.

К тому же, Николай Некрасов в своём произведении говорит о том, что он сам не может спорить со своей музой, которая научила его «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них благословила».

Каждая строчка стихотворения наполнена размышлениями автора о источнике постоянного его вдохновения и творчества. Автор мечется между двумя абсолютно противоположными позициями. Чему посвятить своё творчество описанию возвышенных чувств или состраданию простому народу Но герой Тютчева в конце произведения всё-таки делает свой выбор и посвящает своё творчество тем , кто испытывает нужду в подобных песнях на земле.

Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение

Анализ лирического героя в поэзии Некрасова

Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди («Зине», «Замолкни, Муза мести и печали», «Умру я скоро. Жалкое наследство…»). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как «Блажен незлобливый поэт…» либо в форме диалога «Поэт и гражданин». Лирическое «я» можно найти в таком образце гражданской лирики как «Элегия».

Некрасов, как известно, поэт остросоциальный, а значит и лирическому герою в его стихотворениях не чужд некоторый социальный облик. Некрасов имел дворянское происхождение, однако в поэзии его можно найти яркие нотки антидворянского пафоса. Довольно редко в некоторых стихах можно встретить переживания помещика, например, в «Псовой охоте». Большая часть монологов-исповедей звучит от лица профессионального журналиста или поэта-представителя разночинной интеллигенции, настроенной всегда демократически. К этой категории людей Некрасов всегда был близок идейно.

Особенное место в поэзии Некрасова отведено крестьянину. В некоторых стихотворениях изображено знакомство или встреча с крестьянином. Вторым лицом в диалоге выступает собственно лирический герой. В процессе общения герой, а вместе с ним и читатель узнает о драматических перипетиях чужой судьбы, о тяжелой судьбе крестьянина. Здесь лирический герой — это субъект переживания, крестьянин — объект.

Отдельно в поэзии Некрасова можно выделить стихотворение «Поэт и гражданин». Здесь, а также в стихотворениях «Памяти Белинского», «Пророк», «Памяти Добролюбова», Некрасов возвращает поэту символический образ пророка, окрашивает свои стихотворения в социально-бунтарские краски. Таким образом он возвращает поэзии социальную направленность, которая была утрачена с легкой руки Пушкина. По мнению последнего «гражданствовать» — это не дело поэта, поэт должен писать стихи, а если он желает выражать свою гражданскую позицию, так пусть изъясняется прозой.

У Некрасова в его социально-направленных стихотворениях лирический герой не выступает в роли пророка, а восхищается пророком, преклоняясь перед ним, сравнивая себя с ним, причем отнюдь не в свою пользу.

Еще одним важным аспектом лирического героя является «житель Петербурга». Он встречается во множестве стихотворений, написанных в своеобразном жанре поэтической зарисовки или городской миниатюры. Здесь присутствует личный взгляд героя на какую-либо ситуацию, его переживания.

Что до лирической поэзии, то наряду с типичными жанрами любовной лирики, такими как любовное признание, воспоминание, обращение или послание, Некрасов активно использовал и такие формы, как диалог, сценку или стихотворный рассказ. В лирической поэзии Некрасова раскрывается герой меланхолический, тоскующий, постоянно рефлектирующий и полный горькой иронии по отношению к себе.

Изучив особенности лирического героя Некрасова, см. также:

Анализ стихотворения «Элегия» Н. А. Некрасова

Борьба против произвола сильных мира сего — централь­ная тема поэзии Н. А. Некрасова, в которой доминируют граж­данственные мотивы. Наиболее развернутое и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия». Уже само название подчеркивает авторскую грусть и боль за судьбу народа. Н. А. Некрасов подчеркивает, что защита прав простых людей — первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит из­менчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя би­чам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза. ». Не случайно в стихотворении так много восклица­ний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вни­манье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы ли­ра. », «Народ освобожден, но счастлив ли народ. », «Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долго­му пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли переме­ну В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же го­рестен нестройный их напев. »). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права (реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Прежняя нищета — вот что видит Н. А. Некрасов на деле как поэт и гражданин. Интересно, что Н. А. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, об­ращался к стихотворению А. С. Пушкина «Деревня», убеди­тельно показывая, что картина безрадостной крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.

Бедственное положение народа красноречиво подчерки­вает сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противо­поставления оказывается толпа (под которой, очевидно, по­нимается культурная общественность) и сильные мира, а на другой — простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный накал стихотворе­нию придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический эпитет («красный день»), антитеза («друг» — «враг»), а также поэтичная пейзажная зарисовка в финальной строфе.

Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная. Чтобы показать важность народного труда, Н. А. Некрасов всячески поэтизирует его.

Сельские груды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные косы — все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда вызывает уважение как у по­эта, так и у читателя. Чем же в это время занимается «толпа»? Н. А. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся. Природа внемлет мне». Материал с сайта //iEssay.ru

Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» важно не только как главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором поэт подводит своеобразный твор­ческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру посвя­тил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен. ». Не случайно уже с пер­вых строк произведения становится ясно, что оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно также рассматривать в русле традиции поэти­ческих памятников. В 1878 году Н. А. Некрасов ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта — мужественного гражданина и народного заступника — будет жить в памяти соотечественников еще долгие годы.

Элегия посвящена другу и мужу сестры Н. А. Некрасова А. Н. Еракову и подарена ему в день рождения вместе с пись­мом, в котором были строки: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому мо­ему другу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector