Анализ стихотворения Николая Некрасова «Зеленый шум»

Русского поэта Некрасова никак не назовешь воздыхателем лирики пейзажной. Он считал, что уважающий свой талант стихотворец должен писать о социальных проблемах, а не воспевать красоту луга.

Однако после возможности прослушивания народных песен на украинском языке о приходе весны поэт был настолько впечатлен, что дарит читателям такую поэтическую жемчужину, как стихотворение под названием «Зеленый Шум».

Этот яркокрасочный эпитет всегда гармонически сочетался с весной, несущей преображение природы. Это своеобразное словосочетание

Начало стиха интригующее: «идет-гудет Зеленый Шум». Но за ним следует фраза-расшифровка, которая ведает о том, что «играючи, расходится …ветер», который с удовольствием пробежался по кронам деревьев и веткам кустарников, что ранней весной одели молоденькие зеленые листья. Так и образовывается уникальный Зеленый Шум. Он является символом удивительного времени года – красавицы-весны, поэтому перепутать его с другими звуками нельзя.

Нет ничего странного в том, что после лирического вступления автор

Муж решает убить предательницу, он уже наточил ножик. И тут снова вмешивается природа: наступает весна. Она согревает все солнечными лучами, пробуждает к жизни, развеселяет и развевает нехорошие помыслы мужа.

Этот удивительный Зеленый Шум в сосновом лесу ставит все на свое место, происходит очищение души и сердца. Преданный муж, несмотря на боль души, прощает изменницу: «Люби, покуда любится». Этот кульминационный момент становится своеобразным мостиком к новой жизни этой пары.

В стихотворении «Зеленый шум» нашему взору предстают два образа – зима (воплощение зла) и весна (олицетворение добра и любви).

В данной поэзии Некрасова широкое изобилие средств выразительности. Структура всего стихотворения строфическая и ритмическо-мелодическая, поэтому стиль написания очень близок к фольклорным жанрам.

«Зелёный Шум» Н. Некрасов

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — всё зелено,
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала, глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам-друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит, — молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют. »
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И всё мне песня слышится
Одна — в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!»

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум»

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы. Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим. Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, — все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере. Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман – «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса». Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами: «Люби, покуда любится». И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.

Урок-конспект по литературе: «Н. А. Некрасов. Зеленый шум» (7-8 класс)

Тема: Образ весны в стихотворении Н. А. Некрасова «Зеленый шум»

Цели:

• познакомится учащихся с биографией и основными вехами творчества Н. Некрасова;

• осуществить анализ стихотворения «Зеленый Шум» – его поэтический строй, образы и выразительные средства;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• формировать культуру восприятия поэтического текста;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• учащиеся должны знать основные сведения из биографии Н. Некрасова;

• уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, таблица, тест, картина А. Рыкова «Зеленый шум», изображения деревьев, лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Знакомство с биографией поэта

Работа с презентацией

Слайд 1: Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове в Подольской губернии. Его отец был небогатым помещиком. Вскоре после рождения сына, семья Некрасовых поселяется в родовом поместье в селе Грешневе, что в Ярославской области. Здесь, на берегу величественной реки Волги прошло детство поэта.

Слайд 2: Барскому сыну не разрешали дружить с крестьянскими детьми. Но, улучив минутку, маленький Коля сбегал от нянек к своим деревенским друзьям. Они ходили в лес или проводили дни, купаясь в речке Самарке. Этот период жизни наложил свой отпечаток на будущее творчество поэта, и тема крестьянских детей заняла огромную нишу в творчестве Некрасова.

Слайд 3: Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Слайд 4: В 1832 году Некрасов поступил в первый класс Ярославской гимназии. Учение давалось ему легко, но будущий поэт из всех предметов любил только литературу. Читал много и взахлеб. Большое впечатление на него произвела ода «Вольность» А. Пушкина.

В 1837 году отец отправляет Неркасова в Петербург в Дворянский полк. Но юноша решил пойти своим путем. Он стал готовиться к поступлению в Петербургский университет. Отец, узнав о решении сына, не принял его выбора и лишил содержания.

Слайд 5: Это были самые тяжелые годы – без пищи, порой без крова, Некрасов не отступился от своего решения стать поэтом. В 1839 году он поступает «вольным слушателем» на философский факультет университета, а уже в 1840 выходит его первый поэтический сборник «Мечты и звуки». Стихи были подписаны скромно: Н.Н.

Слайд 6: 1843 год – знаменательная дата в жизни поэта. Он знакомится с В. Белинским, который подсказал юному Некрасову путь развития. С этих пор поэзия его приобретает обличительный характер.

Слайд 7: Поэзия Некрасова разнообразна. Главной темой его творчества становится народ, его чаяния и надежды. Немалое место занимает и пейзажная лирика. Любимые образы – ненастье, Волга, лес и деревья, поля, засаженные пшеницей – как символ России.

Слайд 8: Особенность лирики Некрасова выросла из глубокой народности его мировоззрения. В лирике поэта часто встречаются народные мотивы: сказки, мифы, обряды, приметы, народные песни и были. Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа.

Слайд 9: Всю жизнь Некрасов продолжал общаться с простыми крестьянами. В 1862 году под Ярославлем он купил усадьбу Карабиха, куда любил приезжать. Именно здесь появилось удивительной красоты произведение – «Зеленый Шум».

3. Первичное знакомство с произведением

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Какое настроение вызывает стихотворение: грустное, веселое, торжественное, печальное или светлое и радостное? Объясните свой выбор.

(Картина А. Рыкова «Зеленый шум»)

4. Анализ стихотворения

А) Самостоятельное чтение произведения

Какие два контрастных образа изображены в стихотворении? (Весны и Зимы)

Б) Заполнение таблицы

Весна: Зеленый Шум, ветер верховой, пыль цветочная, все зелено…

Зима: косматая, ревет и день, и ночь, песня-вьюга.

Какие чувства вызывает у вас наступление весны? А у автора?

В) Словарная работа

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно. Выпишите их.

• Верховой – сильный, идущий по верху;

• Воды не замутит – образное выражение, означающее чистоту помыслов и поступков.

Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (качнет, расходится, подымет).

Именно такой ветер называют верховым. Представьте себе эти движения.

Г) Анализ поэтических образов

Обратите внимание, что слова Зеленый Шум написаны с заглавной буквы. Кто это – Зеленый Шум? (Весна)

Действительно, в украинском фольклоре именно так величали весну. По аналогии с Дедом Морозом, который приходит зимой. Но только дед Мороз приносит вьюги и метели, а Зеленый Шум – обновление природы.

Как называется этот прием? (Олицетворение)

Д) Анализ звукоряда

Давайте представим себе Деда Мороза и Зеленый Шум. Какие звуки характерны для первого образа? (скрип снега, свист метели, тишина, хруст льдинок под ногами)

А для второго образа? Найдите примеры в тексте. Какие глаголы характеризуют Зеленый Шум? (Шумит, гудит, лепечет)

Подсчитайте, сколько раз в тексте встречаются слова: шум, шумит (14), зеленый (9), весенний (4). Для чего автору нужно такое частое повторение? (Это создает иллюзию движения, обновления природы.)

С другой стороны, обилие этих слов придает стихотворению особое звучание. Постоянно слышится звук «ш» – шум, шептание, шелест, шорох. Потому и стихотворение кажется таким шумным, веселым, жизнерадостным.

Е) Анализ второстепенных образов

Прочтите текст еще раз и выпишите названия деревьев, которые в нем встречаются (ольха, вишни, сосны, липы, березы, клен).

Какое из деревьев считается символом русской природы? (береза)

Вспомните, что вы знаете об этих деревьях.

На доске – изображения деревьев. Учащиеся рассказывают о деревьях.

Береза – настоящий символ России, нарядное, праздничное дерево. В древних обрядах славян береза была связана с плодородием. Дерево наряжали в платья, украшали лентами, заплетали косы из тонких веточек, водили вокруг хороводы.

Обратите внимание, что Некрасов использует фольклорный образ березы – девицы с косой.

Сосны в поэзии часто ассоциируются с другим настроением – печалью, одиночеством. Но у Некрасова сосны качаются. Это высокие деревья, вершины которых и «оседлал» ветер верховой. И сосны «шумят повеселелые».

Липа – красивое дерево, но расцветает весной позже всех. Как тонко подчеркнул поэт эту особенность дерева! У него – липы бледнолистые.

5. Анализ выразительных средств

А) Какие приемы использует Некрасов? Повторения, рефрен.

Для чего нужен рефрен?

Главный герой задумал убийство. А рефрен постоянно напоминает, что весна шагает по земле. И весна спасает. Зеленый Шум оказался сильнее ворчания зимы. Гармония в природе требует гармонии в душе. И Человек, который способен увидеть красоту природы и проникнуться ею, не способен на преступление. В этом – главная идея стихотворения.

Б) Укажите, какие выразительные средства речи использует Некрасов? (Эпитеты)

Большинство эпитетов – «цветовые». Укажите их. Как вы понимаете выражение «как молоком облитые»?

В) Работа с картиной

Какие краски использует поэт, чтобы передать весеннее настроение?

Посмотрите на картину А. Рылова, которая также называется «Зеленый шум». Соответствует ли она стихотворению? А какие краски использовали бы вы?

6. Закрепление

Тестирование

1. Годы жизни Н. Некрасова

А) 1821-1877 Б) 1749-1833 В) 1814-1841

2. Кто сыграл важную роль в формировании главной идеи творчества Некрасова?

А) Отец Б) Белинский В) Пушкин

3. Главные темы творчества Некрасова.

А) Родина, русская природа Б) любовь В) история

4. Главная тема стихотворения «Зеленый Шум»

А) приход весны Б) зимняя стужа В) лето в России

5. Какое дерево не встречается в стихотворении?

А) береза Б) клен В) яблоня

6. Что изобразил в образе Зеленого шума поэт?

А) зиму Б) реку В) весну

7. какие выразительные средства использует поэт в стихотворении «Зеленый шум»?

А) олицетворения, эпитеты Б) метафоры В) никаких

7. Подведение итогов урока, выставление оценок

8. Домашнее задание:

1. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум»

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы. Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим. Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, — все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере. Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман – «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса». Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами: «Люби, покуда любится». И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: