Анализ стихотворения Николая Гумилева «Мечты»

Гумилев по натуре романтик, фантазер, проявляет в написанном свою натуру необычно и своеобразно. Его мечта – видеть счастливым любого человека. Поэт, конечно, понимал, что все перемены начинаются с себя. И стихи должны быть изменены, как и свои принципы. Автор отлично понимал: несправедливость стала обычным делом в нашей стране.

Он возвращается на родину в 1908 г. По началу ему казалось, что он попал в страну, где повсюду грязь и не ухоженность. И такой наплыв нищих его поверх в шок. Как раз в это время на свет рождается произведение «Мечты». Оно,

В стихотворения ворон, обладающий мудростью, повествует о увиденном сне простому прохожему. Она видела великолепный дворец, а не корявый забор, где всегда проводила время. Нищий превращается в богатого человека, а ворон становится красивым белым лебедем. Нищий от таких разговоров разрыдался, так как с действительностью просто ничего общего не может быть.

Но здесь у поэта была определенная

И это повергло его в полное смятение. Он не знал, как реагировать на все события, которые произошли за время его отсутствия. И поэт решил при помощи своего стихотворения, правда немного утопического и наивного, немного открыть глаза людям на все происходящее вокруг. Нов произведении присутствует и жестокая откровенность.

Произведение немного с грустью, и от него веет полной безнадегой. В нем много сравнений, метафор и эпитетов «Ночь тяжелая с неба спустилась». Как и во всех стихотворениях проникнутых лирикой.

Николай Гумилев
«Нигер»

Я на карте моей под ненужною сеткой
Сочиненных для скуки долгот и широт,
Замечаю, как что-то чернеющей веткой,
Виноградной оброненной веткой ползет.

А вокруг города, точно горсть виноградин,
Это — Бусса, и Гомба, и царь Тимбукту,
Самый звук этих слов мне, как солнце, отраден,
Точно бой барабанов, он будит мечту.

Но не верю, не верю я, справлюсь по книге,
Ведь должна же граница и тупости быть!
Да, написано Нигер… О, царственный Нигер,
Вот как люди посмели тебя оскорбить!

Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов.

Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.

Я тебе, о мой Нигер, готовлю другую,
Небывалую карту, отраду для глаз,
Я широкою лентой парчу золотую
Положу на зелёный и нежный атлас.

Снизу слева кровавые лягут рубины,
Это — край металлических странных богов.
Кто зарыл их в угрюмых ущельях Бенины
Меж слоновьих клыков и людских черепов?

Дальше справа, где рощи густые Сокото,
На атлас положу я большой изумруд,
Здесь богаты деревни, привольна охота,
Здесь свободные люди, как птицы поют.

Дальше бледный опал, прихотливо мерцая
Затаенным в нем красным и синим огнем,
Мне так сладко напомнит равнины Сонгаи
И султана сонгайского глиняный дом.

И жемчужиной дивной, конечно, означен
Будет город сияющих крыш, Тимбукту,
Над которым и коршун кричит, озадачен,
Видя в сердце пустыни мимозы в цвету,

Видя девушек смуглых и гибких, как лозы,
Чье дыханье пьяней бальзамических смол,
И фонтаны в садах и кровавые розы,
Что венчают вождей поэтических школ.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

«Мечты» Н. Гумилев

«Мечты» Николай Гумилев

За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.

Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.

Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжелая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.

Анализ стихотворения Гумилева «Мечты»

Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что несправедливость давно уже возведена в статус обыденности, Гумилев с детства знал не понаслышке. Но когда в 1908 году он вернулся в Россию. То после блистательного Парижа она показалась поэту грязной и неуютной. Особенно сильное впечатление произвели на него многочисленные нищие, с которыми во французской столице ему доводилось сталкиваться крайне редко. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Мечты», написанное в иносказательной манере, но достаточно четко формулирующее желание поэта сделать этот мир хоть чуточку добрее. Правда, в роли главного героя предстал не он сам, а старый ворон, который «с оборванным нищим о восторгах вели разговоры».

Мудрая птица рассказывала своему случайному собеседнику свой дивный сон, в котором видела не развалины покосившегося забора, на котором сидела, а роскошный дворец. Принадлежал он нищему, который превратился в принца. Сам же ворон стал гордым лебедем «нежным и белым», избавившись, наконец, от клейма стервятника, питающегося падалью. Такие душеспасительные разговоры заставили нищего рыдать «бессильно и глухо», так как нарисованная картина не имела ничего общего с реальностью. Однако именно эту цель преследовал поэт, пытаясь показать, сколь разительным является контраст между белым и черным, блеском и нищетой, грязью и чистотой. Сделал он это умышленно, так как был убежден, что в современном обществе грани между этими понятиями полностью стерлись. В итоге люди перестали замечать нужды себе подобных и обращать внимания на чужие проблемы, лишились сострадания и душевного тепла. Именно это поразило Гумилева после возвращения на родину, заставив испытать целый каскад всевозможных эмоций, от боли до гнева и злости. Правда, поэт понимал, что его желание открыть людям глаза и заставить их взглянуть на себя со стороны – всего лишь мечты, которым, возможно, не суждено сбыться. Но было бы нечестным по отношению к самому себе отказаться от попыток это осуществить, поэтому и появилось на свет стихотворение «Мечты» — утопическое, немного наивное и, в то же время, жестокое в своей откровенности.

Творческая жизнь Николая Степановича Гумилева

Детство и отрочество Николая Степановича Гумилева, формирование его литературных вкусов. Анализ стихотворения «Капитан». Служба в уланском полку во время Первой мировой войны. Приговор Петроградской Чрезвычайной комиссии и приведение его в исполнение.

Рубрика Литература
Предмет Литература
Вид презентация
Язык русский
Прислал(а) Каришка
Дата добавления 12.01.2011
Размер файла 2,7 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Детство и юные годы Н.С. Гумилева — известного русского поэта Серебряного века. «Путь конквистадоров» — первый сборник автора. Сборник стихов «Жемчуга» и развитием темы романтической мечты. Поездки Гумилева за границу, его участие в Первой мировой войне.

презентация [866,8 K], добавлен 20.09.2011

Биография Николая Степановича Гумилева — русского поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, переводчика, литературного критика, путешественника. Рассмотрение стихотворения «Крыса» из сборника «Романтические цветы». Жизнь поэта в Советской России.

презентация [835,8 K], добавлен 04.06.2012

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского поэта Николая Гумилева. Факторы и личности, повлиявшие на формирование его творческих вкусов. Любовь к А. Ахматовой и поэзии, посвященные ей. Политические взгляды поэта.

творческая работа [868,2 K], добавлен 18.05.2009

Возникновение акмеизма. Возврат к материальному миру с его радостями, пороками, злом и несправедливостью. Символизм и акмеизм, футуризм и эгофутуризм эпохи серебряного века. Творчество Николая Гумилева. Романтическая исключительность.

реферат [22,7 K], добавлен 12.12.2006

Детство и юность Н.С. Гумилева. Его первые стихи. Покровительство Брюсова молодому поэту. Экспедиции в Африку. Участие в боевых действиях во время Первой мировой войны. Литературная деятельность. Религиозные и политические взгляды. Арест и расстрел.

презентация [94,0 K], добавлен 28.09.2015

Теоретические основы акмеизма. Литературно-критическая деятельность Н. Гумилева. Трагичность мироощущения Гумилева и его любовью к Земле. Литературная дисциплина, преданность искусству. Искусство творить стихи, свой поэтический облик.

реферат [25,2 K], добавлен 14.12.2006

Детство и семья Николая Васильевича Гоголя. Воспитание, годы обучения. Этапы служебной карьеры. Первые литературные пробы. Создание произведений «Мертвые души», «Ревизор». Жизнь за границей. Последствия душевного кризиса писателя, его религиозная жизнь.

презентация [2,7 M], добавлен 23.12.2014

Николай Гумилев как основатель акмеизма, место его творчества в лирике Серебряного века. Основные принципы акмеизма. Мотивы и образы в лирике. Лирический герой поэта и его особая энергия. Живописность поэтического мира, особенности ритма и лексики.

контрольная работа [18,2 K], добавлен 29.11.2015

Николай Степанович Гумилев – поэт с уникальной судьбой. Гумилев как создатель нового литературного направления – акмеизма. Неистребимая жажда странствий Гумилева. Творчество великого поэта Сергея Александровича Есенина, выросшее на национальной почве.

реферат [22,9 K], добавлен 23.06.2010

Последняя книга Николая Гумилева «Огненный столп»: духовные традиции и общее описание сборника. Цикл «Душа и тело» как целостный художественный организм: единство и борьба, трактовка данных категорий различными критиками, значимость поднятых проблем.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 09.07.2012

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector