Анализ стихотворения Некрасова — Железная дорога

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АНАЛИЗ (НЕКРАСОВ 1864).

Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.

Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе — Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.

Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок — свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.

Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!

Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:

Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит.

Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной — придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.

Этому способствует и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий — ударение на втором слоге:

Опять я в деревне, Хожу на охоту.

анапест — ударение на третьем слоге:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням.

В Железной дороге применен дактиль — ударение на первом слоге:

Все хорошо под сиянием лунным.

Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та.

Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям

А далее повторяются гласные у и ю, помогающие вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок.

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Центральная часть стихотворения — разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога:

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные.

Что там? Толпа мертвецов.

Эти картины, как и песня мертвецов, нужны поэту не для того, чтобы напутать читателя. Образы мирных детей труда производят впечатление скорбного величия:

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это все братья твои — мужики!

Образ народа-созидателя глубоко поэтичен и вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства он стремится внушить и маленькому Ване:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

В отличие от генерала, утверждавшего, что народные массы не создавать, разрушать мастера, поэт считает, что именно народ — творец всех материальных и духовных ценностей.

Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение — железную дорогу протяженностью в сотни верст,- свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению:

Да не робей за отчизну любезную.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную

— Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Поэт отвергает показное генеральское народолюбие, за которым-презрение к народу и страх перед ним. С горькой иронией рисует Некрасов светлую сторону народной жизни (с точки зрения генерала). Почтенный лабазник (купец), нанимавший рабочих, так рассчитал их, что каждый подрядчику должен остался. Но при этом он держится как благодетель народа. Вот как купчина говорит со строителями-тружениками:

С богом теперь по домам — проздравляю!

Шапки долой, коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

И недоимку дарю!

Стихотворение завершается тягостным зрелищем рабского ликования:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком ура! по дороге помчал.

Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Сам этот гнев, выражающий чувства лучших людей России, помогал современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.

О влиянии Железной дороги на молодое поколение свидетельствуют воспоминания Г. В. Плеханова: Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили Железную дорогу, раздался сигнал, звавший на.с на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьем, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!

Прославление революционного подвига в произведениях 70-х годов. Элегия (1874). В 70-е годы, когда в России широко разворачивается деятельность революционного народничества, а во Франции разгорается героическая эпопея Парижской коммуны, основная тема крупнейших произведений Некрасова — прославление революционного подвига, призыв к революционной борьбе. Этой теме посвящены поэмы Дедушка и Русские женщины. В них Некрасов обращается к прошлому, к эпохе декабристов. Поэт стремится показать преемственность между поколениями революционных борцов. Герой поэмы Дедушка (1870)-декабрист, вернувшийся из Сибири. Годы каторги и ссылки не сломили его, он продолжает проповедовать революционные идеи своей молодости, в духе этих идей воспитывает внука.

В поэме Русские женщины (1871 -1872) Некрасов воспевает подвиг жен декабристов. Первоначально поэму свою он назвал Декабристки, но потом дал ей заглавие Русские женщины, подчеркивая тем самым широкий обобщающий смысл созданных им образов. Читатель 70-х годов, думая о женах декабристов, не мог не вспомнить своих замечательных современниц, шедших в народ и отдававших жизнь делу революции.

Духовный облик лучших люден России 60-70-х годов XIX века отразился в стихотворении Элегия (1874), которое поэт назвал самым задушевным и любимым из последних своих стихов. В Элегии особенно отчетливо проявилась народность, составляющая сущность всего творчества Некрасова. Поэт выступает в этом стихотворении как страстный защитник и выразитель народных интересов.

Для поэта не существует грани между личными стремлениями и общественным долгом. В этом он не одинок: он идет по пути, проложенному Пушкиным,-вспомните послание К Чаадаеву, Деревню. Главный вопрос некрасовской Элегии: Народ освобож-ден, но счастлив ли на no звучит как самый задушевный, глубоко волнующий человека, л.чя которого счастье парода -это его личное счастье.

Некрасов напоминает читателю о великих освободительных тра- дициях русской поэзии, которая воспитывала в людях чувство гражданского долга, стремление к борьбе за свободу. В некрасов- ской элегии есть строки, напоминающие пушкинскую Деревню:

. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза.

Сравните с этими строками стихи Пушкина:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Некрасов говорит о пореформенной деревне, поэтому из его стихов исчезает образ неумолимого владельца, исчезает слово рабство, но остается главное: народы, покорствуя бичам, влачат жалкое существование. Сохраняется и выразительный глагол влачатся- идут через силу, едва передвигая ноги; остался и эпитет тощие, подчеркивающий степень народной нищеты. У Некрасова появилось еще и выразительное сравнение народа с голодным стадом, которое пасется на скошенном лугу.

Как и Пушкин в Деревне. Некрасов обращается с призывом к гражданам своей страны, наиболее чутко воспринимающим голос ЩШды и добра,- к молодому поколению:

Анализ стихотворения Некрасова “Железная дорога”

Н.А. Некрасов имел широкий взгляд на действительность и замечал многие социальные проблемы, преследовавшие русский народ. В 1864 году он создал поэму «Железная дорога», которую из-за небольшого объема многие называют стихотворением. В произведении рассматривается острая проблема – это строительство железных дорог.

Событие, которое легло в основу написания стихотворения, является строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Для этого привлекалось огромное количество бывших крестьян, чей труд был сродни рабскому.

Правда того времени состояла в том, что многие промышленники для достижения своих целей в прямом смысле губили простой народ, загоняя его в невыполнимые трудовые рамки. Н.А. Некрасов постарался отразить всю суть данной социальной проблемы, раскрывая ее намного шире в данном произведении.

Поэт не пытается идеализировать картину той действительности, но в тоже время его описание осени

Ближе к середине произведения Н.А. Некрасов призывает быть более чувствительными к народному горю и сопереживать ему: «Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные…Что там? Толпа мертвецов».

Затронув злободневную тему в своем произведении, поэт через образ лирического героя пытается доказать, что крестьянин способен не только на тяжелый физический труд, но и на воплощение и создание духовных и материальных ценностей. Автор сознательно пытается избегать таких формулировок как «раб» и «рабский труд», показывая, таким образом, особое его отношение к русскому народу.

Гражданственность лирики Некрасова

Лирика Н.А. Некрасова полностью соответствует нормам т.н. гражданской поэзии, которая ставит своей целью воспитание читателя. Некрасов создает стихотворный манифест Поэт и гражданин, представляющий собой их диалог: гражданин призывает защищать отчизну, а поэт всецело следует пушкинской традиции, т.е. считает, что ему все проблемы должны быть безразличны

Подразумевается, что прав гражданин, однако даже сам Некрасов не совсем с этим согласен. Отчасти это стихотворение он написал и для того, чтобы убедить самого себя в необходимости поэту выражать гражданскую позицию.

Особенности Лирики Некрасова

Подробно Некрасов описывает быт, также продолжая традиции Пушкина. Любая жизненная ситуация, даже самая трагическая, становится объектом его поэтического внимания.

Стихи Некрасова очень пессимистичны, часто его мрачный настрой контрастирует с природой: чем красивее окружающий пейзаж в стихотворении, тем хуже окажется жизнь.

Лирический герой Некрасова — это человек из толпы, дворянин, страдающий за народ. Сам он живет неправильно, из-за этого его мучает совесть. Его недостижимые гражданские идеалы — друзья, павшие в борьбе за народное счастье.

«Железная дорога»

Одной из главный тем лирики Некрасова является тема крестьянства. По мнению поэта, жизнь крестьянина — сущий кошмар. Но это тот самый народ, ради которого русскому человеку стоит жить.

В стихах регулярно звучит комплекс вины дворянина перед народом, поскольку высший класс часто ведет себя непозволительно грубо по отношению к крестьянам.

В этом отношении очень выразительно в этом отношении стихотворение Железная дорога, где речь идет о строительстве дороги между Москвой и Петербургом. Генерал разговаривает в купе поезда со своим сыном, а лирический герой вмешивается в их беседу и объясняет мальчику, что дорогу с огромным трудом и проблемами строили крестьяне.

Однако из этого стихотворения еще нельзя сделать вывод, поддержит ли молодое поколение позицию Некрасова.

«Несжатая полоса»

Другое стихотворение о жизни крестьян — Несжатая полоса, описывающее оставшуюся на поле полоску колосьев, которая ждет своего пахаря. А тот не может прийти, т.к. изнурен тяжелой работой.

Через описание одинокой, покинутой природы Некрасов позволяет читателю представить образ такого же одинокого печального крестьянина. А стал он таким, по большей части, из-за реформы 1861 года.

«Элегия»

В стихотворении Элегия Некрасов говорит о том, что жизнь крестьянина отнюдь не стала лучше после отмены крепостного права, скорее наоборот — оказавшись свободными, они вынуждены сами обеспечивать свой хлеб, а это нелегко.

Некрасов убежден, что страдания народа должны всегда оставаться главной темой русской поэзии.

«Размышления у парадного подъезда»

Логическим завершением этой темы является стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Некрасов поражается долготерпению народа, выступает его защитником.

Он призывает дворянство прекратить угнетение простого народа. Это стихотворение уже можно назвать призывом к бунту; Некрасов не понимает, как могут крестьяне так долго молчать в ответ на подобное бессердечное отношение.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Пейзажная и любовная лирика Тютчева и Фета: два взгляда на мир
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОбличительный пафос и своеобразие поэзии Некрасова

Все неприличные комментарии будут удаляться.

«Сочинение Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»»

Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убе­диться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой доли пахаря, переживания женщины-крестьянки, их детишек, с малых лет приучающихся к тяжелому труду. Известный нам с дошкольно­го возраста «мужичок с ноготок» из стихотворения «Крестьян­ские дети» не забавы ради ведет по лесу свою лошадку. Нет, он помогает отцу запасаться на зиму дровами. А какова судьба его родителей? Может быть, отца этого ребенка вспоминает поэт в стихотворении «Несжатая полоса»:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял…

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети.

И вполне могла бы оказаться матерью маленького помощ­ника родителей изнуренная тяжким трудом женщина, изобра­женная в стихотворении «В полном разгаре страда деревен­ская…», к которой поэт обращается с горьким вопросом:

Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.

Но не только картины сельской жизни нашли воплощение и поэзии Некрасова. С не меньшим участием он присматрива­ется к жизни капиталистического города, полного социальных контрастов. В стихотворении «Размышления у парадного подъезди» мы видим ходоков-просителей, пытающихся про­никнуть на прием к сановному вельможе, и понимаем, какая пропасть разделяет его, проводящего жизнь в постоянной праздности, и их, бесправных тружеников.

А в стихотворении «Железная дорога» Некрасов в поэти­ческой форме высказывает свою точку зрения на новое для тогдашней России явление — строительство железных дорог. Сейчас мы привыкли к поездкам по железной дороге. В этом для нас нет ничего необычного. Но во времена Некрасова в России прокладывались только первые сотни километров рельсовых путей. И вот, проезжая по железнодорожной маги­страли, связавшей две российские столицы: Санкт-Петербург и Москву — поэт рассуждает об увиденном и услышанном.

Стихотворению предпослан эпиграф. В нем воспроизво­дится разговор в вагоне между неким генералом и его малолет­ним сыном Ванечкой. На вопрос, кто построил дорогу, по ко­торой они едут, генерал отвечает, что это сделал граф Клейнми­хель. Это фамилия одного из руководителей строительства. Но поэта такой ответ возмущает. Он знает, что дорогу построил народ. И она стала результатом тяжелого подневольного руда. И своем воображаемом разговоре с Ванечкой Некрасов пока­зывает ему настоящих строителей — простых русских мужиков. И взволнованно восклицает:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей…

Продолжая воображаемый разговор, поэт обращает внима­ние своего маленького слушателя на то, чего не увидеть из окна вагона:

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты ?

И в подтверждение своих слов рисует фантастическую кар­тину появления множества мертвецов. Они пришли полюбо­ваться плодом своего труда. Эту картину Некрасов изобража­ет для того, чтобы вызвать у ребенка уважение к труду этих людей и к труду вообще. Он говорит мальчику:

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

А заканчивает поэт обращение к слушателю предсказани­ем великого будущего России:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов показывает, какой ценой достигается технический прогресс. Ценой тысяч человеческих жизней.

Подчеркивая силу сострадания Некрасова простому наро­ду, Федор Михайлович Достоевский писал: «То было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения люб­ви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, на­шего простолюдина в горькой так часто доле его».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: