Забытая деревня — Н

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает старушка.

2

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! —
Думают крестьяне. — Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

3

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

4

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

5

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Анализ стихотворения Некрасова Влас

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас — старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке.
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого.
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут.
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол.
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел.

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет.
Внял господь — и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была.

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-

И дают, дают прохожие.
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной.

Николай Некрасов: Влас.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Анализ стихотворения Некрасова Влас

Комментарии к первому тому Полного собрания сочинений (Стихотворения 1845-1855 гг.)

«ОТРАДНО ВИДЕТЬ, ЧТО НАХОДИТ. «

«СТИШКИ! СТИШКИ! ДАВНО ЛЬ И Я БЫЛ ГЕНИЙ. «

ПОСЛАНИЕ К ДРУГУ (ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ)

«ОН У HAG ОСЬМОЕ ЧУДО. «

«КОГДА ИЗ МРАКА ЗАБЛУЖДЕНЬЯ. «

«ПУСКАЙ МЕЧТАТЕЛИ ОСМЕЯНЫ ДАВНО. «

«ХОДИТ ОН МЕЛАНХОЛИЧЕСКИ. «

«Я ЗА ТО ГЛУБОКО ПРЕЗИРАЮ СЕБЯ. «

«В НЕВЕДОМОЙ ГЛУШИ, В ДЕРЕВНЕ ПОЛУДИКОЙ. «

«- ТАК, СЛУЖБА! САМ ТЫ В ТОЙ ВОЙНЕ. «

«В ОДИН ТРАКТИР ОНИ ОБА ХОДИЛИ ПРИЛЕЖНО. «

«ЕСЛИ, МУЧИМЫЙ СТРАСТЬЮ МЯТЕЖНОЙ. «

«ЕДУ ЛИ НОЧЬЮ ПО УЛИЦЕ ТЕМНОЙ. «

«ТЫ ВСЕГДА ХОРОША НЕСРАВНЕННО. «

«КОГДА ГОРИТ В ТВОЕЙ КРОВИ. «

«ПОРАЖЕНА ПОТЕРЕЙ НЕВОЗВРАТНОЙ. «

«ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, ЧАСУ В ШЕСТОМ. «

«ПРИХОЖУ НА ПРАЗДНИК К ЧАРОДЕЮ. «

«ТАК ЭТО ШУТКА? МИЛАЯ МОЯ. «

«ДА, НАША ЖИЗНЬ ТЕКЛА МЯТЕЖНО. «

«Я НЕ ЛЮБЛЮ ИРОНИИ ТВОЕЙ. «

Другие редакции и варианты

«МЫ С ТОБОЙ БЕСТОЛКОВЫЕ ЛЮДИ. «

«БЛАЖЕН НЕЗЛОБИВЫЙ ПОЭТ. «

«АХ, БЫЛИ СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ. «

«О ПИСЬМА ЖЕНЩИНЫ, НАМ МИЛОЙ>..»

«Я ПОСЯГНУ НА НЕПРИЛИЧНОСТЬ. «

ОТРЫВКИ ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАПИСОК ГРАФА ГАРАНСКОГО

14 ИЮНЯ 1854 ГОДА

«МЫ, ПОСЕТИВ ТЕБЯ, ДРУЖИНИН. «

Другие редакции и варианты

«ПРОБИЛ ЧАС. НЕ СКАЖУ, ЧТОБ С ОХОТОЙ. «

«СТОЛ НАКРЫТ, ПОДСВЕЧНИК ВЫТЕРТ. «

23). Авторизованная копия ст. 1-12 и беловой автограф ст. 13-14 — ГБЛ (Солд. тетр., л. 107 об. — 109). В Ст 1879 датировано: «1851» (видимо, по указанию автора), но это неверно, так как черновой автограф находится среди записей 1855 г. Учитывая этот автограф и первую публикацию, следует датировать стихотворение началом 1855 г. Прежде чем разрешить публикацию «Маши» в «Современнике», цензор В. Н. Бекетов передал стихотворение на просмотр председателю С.-Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусину-Пушкину, который потребовал: «1. Изменить слово казенный. 2. Заменить другим чем мысли: «Но испорчен он был с малолетства Изученьем новейших наук». 3. Заменить слово либерал другим«, о чем Бекетов и сообщил Некрасову в письме (АсК, с. 78) Поэтому в журнале «Маша» появилась с искажениями. Проанализировав «Машу», Чернышевский (т. V, с. 585-586) подводил читателей к выводу о порочности господствовавшего в тогдашней России общественного строя. Положено на музыку (А. Красников, б. г.). В песенниках — с начала XX в. (Новейший песенник, содержащий в себе: песни, романсы и стихотворения. СПб., 1906).

«Я СЕГОДНЯ ТАК ГРУСТНО НАСТРОЕН. «

«ДАВНО — ОТВЕРГНУТЫЙ ТОБОЮ. «

«ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ ГОВОРЯ: «ТЫ СУЩАЯ НИЧТОЖНОСТЬ»»

«ЗАЧЕМ НАСМЕШЛИВО РЕВНУЕШЬ. «

«ПРАЗДНИК ЖИЗНИ — МОЛОДОСТИ ГОДЫ. «

«БЕЗВЕСТЕН Я. Я ВАМИ НЕ СТЯЖАЛ. «

«ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ ДОСТАЛСЯ ЕЙ НА ДОЛЮ. «

«ЕЩЕ СКОНЧАЛСЯ ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. «

«ФАНТАЗИИ НЕДРЕМЛЮЩЕЙ МОЕЙ. «

«ТЫ МЕНЯ ОТОСЛАЛА ДАЛЕКО. «

«О, НЕ СКЛОНЯЙ ПОБЕДНОЙ ГОЛОВЫ. «

«ЗАМОЛКНИ, МУЗА МЕСТИ И ПЕЧАЛИ. «

«ГДЕ ТВОЕ ЛИЧИКО СМУГЛОЕ. «

СТИХОТВОРЕНИЯ 1838-1844 гг.

в хаоса бездну, — Имеется в виду средневековая легенда (распространенная еще в VIII столетии среди пилигримов), что Рим будет существовать, пока стоит Колизей, а с его разрушением погибнет и Рим, и весь мир. Что день, то я новые знало потери

изящное тело мое. — В XIV-XVIII вв. в развалинах Колизея добывали строительный материал для общественных построек (палаццо Фарнезе и др.); при папе Клименте IX уцелевшая часть Колизея была превращена в завод для добывания селитры.

удел людей. — по-видимому, парафраза строк Бенедиктова из сонета «Природа»: «. бойся исказить догадкою своей Запретные красы святого мистицизма» (см.: Бенедиктов В. Стихотворения. СПб., 1835, с. 99). . не мудрствуя лукаво. — цитата из «Бориса Годунова» Пушкина (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).

И крылами прошумят. — Парафраза строк из «Людмилы» В. А. Жуковского («Слышен шорох тихих теней. «).

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПОДЬЯЧИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ

На пристань здесь поставлены». — «Сфинки» — два гранитных сфинкса, привезенные в Петербург из Египта и поставленные на набережной Невы возле Академии художеств. Первоначально на их пьедесталах была высечена следующая надпись: «Сии огромные сфинксы, посвященные за XXV веков знаменитому Мемнону (фараону Аменофу III), перевезены в град Святого Петра в царствование императора Николая I и поставлены на сей гранит в 1834 году». Эта напыщенная надпись, проникнутая раболепием перед самодержцами (Николаем I и египетским фараоном Мемноном), была предметом многочисленных насмешек. В «Провинциальном подьячем» Некрасов пародировал ее. В его стихах Мемнон «превратился» в Мемнопова. Такое «превращение» имело свою художественную мотивировку: ведь повествование велось от лица невежественного провинциала Феоклиста Боба, который и сфинксов называл «сфинками» (подробно об этом см.: Гаркави А. М. Из разысканий о Некрасове. — О Некр., вып. II, с. 295-296). В фалборках, как из кисеи, Закрыты волоса. — Фалборки — уменьш. от фалбора (правильнее — фалбала, от англ. falbola) — оборки, декоративные складки (на платье, портьерах и т. п.).

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПОДЬЯЧИЙ ОПЯТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

БЕДА НЕМИНУЧАЯ И РАДОСТЬ МОГУЧАЯ

БАБА-ЯГА, КОСТЯНАЯ НОГА

Волноваться волю дай! — В этих строках чувствуются отзвуки стихотворения В. Г. Бенедиктова «Кудри» (1838).

СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ ЯСНОСВЕТЕ

«ВНИЗУ СЕРЕБРЯНИК ЧЕКАЛИН. «

КАБИНЕТ ВОСКОВЫХ ФИГУР.

Бери с меня пример. » (подглавка IV главы II) вторично опубликован, в составе прозаического фельетона Некрасова серии «Хроника петербургского жителя», — ЛГ, 1844, No 13, с. 237. В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. с примечанием: «В этой пьесе дело наполовину идет о мелочах, занимавших тогдашнюю петербургскую публику, а теперь потерявших всякий интерес и смысл. Я попробовал было их выкинуть — пьеса лишилась связи, пришлось их оставить. Повторяю, я печатаю эти вирши не потому, чтоб видел в них какое-нибудь достоинство, а чтоб отбить охоту у гг. библиографов копаться в моих юношеских упражнениях после моей смерти» (с. 202). Последняя фраза связана с другим примечанием Некрасова, относящимся ко всему разделу «Юмористические стихотворения 1842-45 годов»: «. я решился сам пересмотреть старые журналы, газеты и отдельные юрошюры, в которых, начиная с 1838 года, помещал я свои первые опыты, и напечатать в приложениях к моим стихотворениям то, что окажется сколько-нибудь характерным, адресуя теперь же к моим родным и гг. библиографам мою покорнейшую просьбу: не перепечатывать ничего остального после моей смерти» (там же, с. 131-132). Автограф не найден. Копии отрывка «Я с час пред умывальником

Бери с меня пример. » — ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340, л. 218 об. (Лаврова); ГПБ, О. XVII.91, с. 346 (под заглавием: «Христосованье»; И. И. Семевского); Экз. авт. ГПБ (неизвестного переписчика). Первые две главы «Говоруна» Некрасов датировал (в Ст 1864, ч. 3, Ст 1869, ч. 3 и Ст 1873, т. II, ч. 3) 1842 г., однако в действительности глава I была написана в первой половине февраля 1843 г. (так как упоминаемый в ней дебют танцовщицы Л.-А. Гран в Большом театре состоялся 30 января 1843 г.), а глава II — в апреле-мае 1843 г. (именно к этому времени относятся описываемые в ней петербургские новости). Глава III, датированная 1845 г. в указанных изданиях, была написана, вероятно, в конце 1844 г., во всяком случае до 11 января 1845 г. (дата ее публикации). При первой публикации в ст. 174 и 697, содержащих неуважительные высказывания о Н. А. Полевом и Ф. В. Булгарине, были сделаны цензурные замены. В. Г. Белинский выделил в главе I «Говоруна» первые две строфы (начиная со ст. 3: «. Я предан сокрушению. «): «В этих шуточных стихах, — писал он, — целая история жизни многих людей. » (Белинский, т. VII, с. 11). Ст. 47 («Бежать хотел в Швейцарию») Ф. М. Достоевский цитировал в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863); скрытая цитата из того же стиха содержится в его фельетоне «Петербургские сновидения в стихах И прозе» (1861); в повести «Двойник» (1846) находим реминисценцию ст. 61-62: «капитальцем, домком, деревеньками и красавицей дочерью» (см.: Гин М. Достоевский и Некрасов. — Север, 1971, No И, с. 117, 118). Ст. 399-414 («Я с час пред умывальником. «) во второй половине прошлого века распространялись в радикальной среде в виде отдельного стихотворения (см. выше).

«И ОН ИХ НЕ ЧУЖДАЛСЯ В ГОДЫ ОНЫ. «

«И ТАК ЗА ГОДОМ ГОД. КОНЕЧНО, НЕ СОВСЕМ. «

И СКУЧНО, И ГРУСТНО!

Другие редакции и варианты

ПОСЛАНИЕ БЕЛИНСКОГО К ДОСТОЕВСКОМУ

ПОСЛАНИЕ К ЛОНГИНОВУ

Другие редакции и варианты

Пока грабителя седого Адлерберг. — В 1833 г. в Петербурге была анонимно опубликована (отдельной книгой) драма «Торквато Тассо». Существует мнение, что ее автором был А. Д. Киреев (1797-1857), который с 1833 по 1853 г. служил управляющим петербургской театральной конторой и за это время очень разбогател; В. Ф. Адлерберг (1791-1884), ставший в 1853 г. министром двора (в ведении этого министерства находились и государственные театры), назначил ревизию, которая вскрыла в театральной конторе большие хищения, и А. Д. Киреев был уволен в отставку (см. об этом: Панаева, с. 52-53; Вольф А. И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года, ч. 1. СПб., 1877, с. 38, 166; Инсарский В. А. Воспоминания. — PC, 1874, No 10, с. 306-314; Куликов Н. И. Театральные воспоминания. — PC, 1892, No 8, с. 451- 452; ср. примечания И. Г. Ямпольского в кн.: Тургенев И. С. Стихотворения и поэмы. Л., 1970, с. 452). Известно также, что в молодости А. Д. Киреев перевел на русский язык пьесу Бомарше «Преступная мать» (см.: Зотов Р. М. Записки. — ИВ, 1896, No 8, с. 308). Однако, по другим сведениям, автором драмы «Торквато Тассо был М. Д. Киреев (см. заметку Старого театрала о «Хронике петербургских театров» А. И. Вольфа, опубликованную в PC, 1877, No 10, с. 348), видимо, брат А. Д. Киреева, упоминаемый в переписке последнего (см.: Щукинский сборник, вып. 1 М 1902 с. 128, 135).

ТОЛК С НОВЫМ ГОДОМ

ПОСЛАНИЕ К СОСЕДУ

КАРП ПАНТЕЛЕИЧ И СТЕПАНИДА КОНДРАТЬЕВНА

Но отчаяния спиртом Налит череп через край. — Ср. у Бенедиктова (в стихотворении «Тост»)! Венчан лавром или миртом, Наподобие сих чаш Буди налит череп наш Соком дум и мысли спиртом!

СТИХОТВОРЕНИЕ, ЗАИМСТВОВАННОЕ ИЗ ШИЛЛЕРА И ГЕТЕ

Вечеринки давать. — О вечеринках у Струговщикова см.: Панаев, с. 256, 259; Никитенко, т. I, с. 221.

ЖЕНЩИНА, КАКИХ МНОГО

«ФЕРАПОНТ ОВЧИНУ ДУБИЛ»

«О, ЕСЛИ Б МОГ Я ШАР ЗЕМНОЙ. «

«БЫЛА ПРЕКРАСНАЯ ПОГОДА. » (С. 453)

«НЕСЧАСТНЫЙ ДЕНЬ! ПОЗОРНЫЙ ДЕНЬ!»

«КТО ВИДИТ ЖИЗНЬ С ОДНОЙ КАРМАННОЙ ТОЧКИ. «

«ВЗИРАЕТ ОН НА ЖИЗНЬ СУРОВО, СТРОГО. «

НА МАЙКОВА (1855 ГОДА)

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ТОМЕ

Стихотворение
ВЛАС
Некрасов Н.А.

слушать стихотворение

читать стихотворение

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас — старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм, —
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке…
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было: побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого…
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду,

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут..
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол…
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел…

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет…
Внял господь — и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была…

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары; —

И дают, дают прохожие…
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: