Анализ стихотворения Некрасова «Тройка»

Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» посвящено теме тяжелой судьбы русской женщины. В 1847 году оно опубли­ковано в журнале «Современник». Им же открывался неболь­шой поэтический сборник Н.А. Некрасова. Все это свидетель­ствует о том, что поэт придавал произведению большое значение. Тема нелегкой судьбы русской женщины звучит в поэмах «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», а также в ряде стихотворений Н.А. Некрасова.

«Тройка» — наиболее задушевное и поэтическое из них. Не случайно эти стихи были положены на музыку различни

ми композиторами, а в некоторых поэтических сборниках они даже публиковались с примечанием: «русская народная песня».

Стихотворение имеет кольцевую композицию: его обрам­ляет поэтичный образ промчавшейся тройки с молодым кор­нетом. Это и символический образ мечты девушки о счастье, концептуально важный в образной структуре произведения. Серединные строфы «Тройки» противопоставлены по прин­ципу контраста. В 3, 4-й и 5-й рисуется картина возможной лишь в мечтах счастливой и беззаботной жизни, которой дос­тойна прекрасная крестьянка. Она хороша собой, молода и очаровательна: «Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных, как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Про­бивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок». Поэт не жалеет красивых слов, чтобы подчеркнуть очарование русской женщины.

6-я строфа является переломной в рассказе о будущем лирической героини: «Поживешь и попразднуешь вволю. Будет жизнь и полна и легка… Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика». Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. В 7, 8, 9-й и 10-й строфах описывается реальная жизнь — типичная доля рус­ской женщины: «Завязавши под мышки передник, Перетя­нешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть». Увы, крестьянку ждет бес­просветная жизнь в трудах, побоях и заботах. Примитивное существование, однообразие неизбежно скажутся на ее внешности: красота увянет и на смену очаровательному взгляду, наполненному жизненными силами и энергией, придет выражение тупого терпенья и бессмысленный, веч­ный испуг. Таким образом, жизнь потеряет смысл и радость. Она пройдет без любви.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н. Некрасов

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П., Павлова Ольга, Павлова О., П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — «Рыцарь на час», «Памяти Добролюбова», «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.

Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.

В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…». С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми — рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.

Сочинение по произведению на тему: Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка». (Восприятие, истолкование, оценка.)

В знаменитой гоголевской «птице-тройке», что олицетворяет Русь, сидит сам Чичиков. И мчит он на этой «тройке», чтоб провернуть аферу века — скупить мертвые души, мертвый авторитет и стать богатым. В некрасовской тройке сидит девушка без будущего. В отличие от Чичикова, который, как выяснилось недавно, имеет будущее и прекрасно живет, богатеет и размножается в современной России, девушка-крестьянка и нынче будущего не имеет.
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком.
В провинции, в сельской местности современной девушке не на что рассчитывать. Разливное море самогона, безработица, загубленные колхозы и совхозы. Девушки едут на последние деньги в Москву, где их никто и ничто не ждет, кроме «панели» на Тверской («Поживешь и попразднуешь вволю, будет жизнь и полна и легка. «).
А Чичиковы процветают: строят «пирамиды» и коттеджи на Гавайях, активно болтают в Думе, депутатствуют на благо себе и своим близким, занимаются частным бизнесом, активно скупают живые и мертвые «души».
Величие Некрасова уже в том, что он социально значим и в наше время. Он и сам писал о том, что у социального поэта много врагов. Но надеялся, что потомки:
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Значение Некрасова — результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества стиха Некрасов не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов российских нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резанет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов — художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, — как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества. Все люди 40-х годов XIX века в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это благодетельное чувство, из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Несмотря на то что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняется покорно перед ней. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение стихов Н.А.Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Тройка

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу &#151
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Бьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть,

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, &#151 появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, &#151
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: