Свободы сеятель пустынный… — А

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Дата создания: ноябрь 1823 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

«Особенности жанра и проблематики стихотворения «Элегия»»

Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до него считались непоэтическими: уличное воровство, проституцию, пьянство, самоубийства, семейные раздоры и так далее.

Лирика Некрасова чрезвычайно богата тематически. Поэт писал о тяжелой судьбе русского народа («Несжатая полоса», «Забытая деревня»), о доле русской женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская»), о «лишнем» и «новом» человеке («Саша», «Памяти Добролюбову», «Тургеневу»). Кроме того, в своем творчестве Некрасов затрагивал России («Родина», «Сеятелям», «Пророк»), тему поэта и назначения поэзии («Поэт и гражданин», «Муза»), урбанистическую тему («На улице», «О погоде»), тему любви («Панаевский цикл»).

Но главной темой, по признанию самого поэта, была для Некрасова тема русского народа. Именно ей он посвятил большинство своих произведений, в которых эта тема рассматривается в духе революционного движения. Так, в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) Некрасов изображает два мира, противопоставленных друг другу. Один из них – мир богатства и власти, другой — мир нищеты и горя. Эти миры почти не соприкасаются друг с другом, единственное исключение – парадный подъезд знатного лица, от которого зависят судьбы «маленьких людей».

Во второй части стихотворения, представляющей собой размышления лирического героя, поэт акцентирует внимание на этом противопоставлении. Сначала он описывает жизнь «владельца роскошных палат». Большое внимание уделяет Некрасов описанию смерти богатого и знатного вельможи. Этот «герой» умрет, возвеличенный громкой хвалой, но проклятый отчизной.

Затем поэт размышляет о стонущей мужицкой России. Это размышление заканчивается обращением: «Ты проснешься ль, исполненный сил…» Мы понимаем, что все надежды на освобождение и улучшение народной жизни Некрасов возлагает на сам народ, он решает эти задачи в духе революционной демократии.

Стихотворение «Железная дорога» (1864) развивает тему тяжелой народной доли, но уже в пореформенную эпоху. Здесь тема народа становится шире и богаче, вбирает в себя разнообразные мотивы. Ведущим становится мотив народа – творца, народа-созидателя.

В этом произведении поэт показывает, кто и как на самом деле стоил железную дорогу. Голод и «царь беспощадный» согнал сюда народ. И очень многие, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».

Необычна в поэзии Некрасова тема Родины. В стихотворении «Родина» (1846) изображается дворянская усадьба, где прошла жизнь предков поэта, где он сам появился на свет. Но в этих воспоминаниях нет ни капли лирического чувства, теплоты или ностальгии. Этого происходит оттого, что иное вспоминается поэту: «как рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов».

Роль поэта и предназначения поэзии – отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении «Элегия» (1874). Элегия — это лирический жанр, предполагающий выражение печали, эмоциональный результат философского раздумья. Эти характеристики полностью подходят к некрасовскому стихотворению. «Элегия» — это своего рода ответ на критику. В публичной лекции Некрасова критиковали за то, что он повторяется, вновь и вновь обращаясь к народной теме.

Поэт же считает: «изменчивая мода», диктующая новые темы, ошибается. Страдания народа – проблема по-прежнему актуальная. Обращаясь к юношам, поэт стремится показать современникам, молодежи, что, несмотря на отмену крепостного права, «народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам». Это означает, что Муза не должна молчать. Если бы исчезла необходимость писать о народных страданиях, «процвел бы Божий мир!» В этих словах выражена мечта поэта о благодати, которую заслужил многострадальный русский народ. Но сокрушенно звучит: «Увы!»

Покуда вокруг будут слышны народные стоны, покуда страданье и горе будет гулять по земле русской, поэт не имеет права бездействовать, его лира не имеет права сладкоголосо ликовать и петь. Она должна призывать к действию, «возбуждать вниманье» «сильных мира» сего к бедственному положению народа. «Чему достойнее служить могла бы лира?»- вопрошает поэт. Для него самого нет иного пути.

Устами лирического героя Некрасов подводит своеобразный итог своему творческому пути. Поэт выполнил свое основное предназначение, отдав народу творческое слово. В этих строках звучит мысль о том, что известность, слава — не самоцель для поэта. Смысл его жизни в другом: пробудить прогрессивных людей, заставить их действовать, поднимая народ на борьбу. Именно поэтому нет сожаления в словах «Я умру, неведомый ему».

Но финал стихотворения трагичен. Тот, кому «посвящены мечтания поэта», о ком слагает он свои смелые песни, «не внемлет». Народ безмолвствует, и вновь горестно звучит «Увы!»

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

«Притча о сеятеле» и стихотворение А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Литература – один из тех предметов школьной программы, которые развивают нравственные начала личности. Поэтому основной своей задачей считаю не только обучение, но и воспитание в детях таких человеческих качеств, как доброта, милосердие, «чистота нравственного чувства». На уроках литературы пытаемся постичь потаённый смысл произведений русских классиков. Порой это становится невозможным без обращения к Библии, страницы которой открывают неожиданные глубины в произведениях литературы.

Анализируя тексты, отвечаем на следующие вопросы: «Какой сюжет лёг в основу? С какой целью автор прибегнул к христианскому мотиву? На каких уровнях текста отразилась связь с Библией? Как переосмыслен библейский сюжет, с какой целью?»

Такая работа знакомит ребят с Библией и Евангелием, учит их постигать мудрость этих книг, развивает умение сопоставлять произведения. Обращение к этим вечным книгам, их заповедям благотворно влияет на нравственность детей, воспитывает в них милосердие, душевную чистоту, стремление к благородным мыслям, чувствам и поступкам.

Современное общество озабочено снижением уровня нравственности подрастающего поколения: стремление к приобретению материальных благ превалирует над стремлением к духовному росту. Поэтому особенно актуальной становится проблема воспитания молодёжи, базирующегося на тех моральных принципах, которые проверены веками. Трудно переоценить в этом плане роль Библии как источника мудрости, духовной чистоты. Не случайно именно к этой «книге книг» обращались русские писатели, черпая в ней и идеи, и образы, и поразительные по красоте и стройности языковые конструкции.

Новизна работы заключается в том, что мы от вопроса «С какой целью автор использует христианские мотивы?» переходим к вопросам «В чём глубинный смысл текста? Каков его поучительный смысл? Как автор вводит библейский сюжет в произведение? Как интерпретирует его?»

А.С.Пушкин, поэт первой половины 19 века, Н.А.Некрасов – второй половины 19 века, а Д.Самойлов – поэт 20 века. Но их произведения «Свободы сеятель пустынный …», «Сеятелям», «Хлеб» что-то объединяет. Что? На этот вопрос ответим после прочтения стихотворений.
Все человеческие начинания будут приносить плоды, и от того, куда и как будут приложены силы, зависит качество результата.

Человек, несущий добро в жестокий или «глухой» мир, может и не получить результата.
В душу человека можно принести добро, свет, но у каждого в душе своя «почва», способная или не способная взрастить семя добра. Где-то это зерно погибнет, а где-то взрастёт и даст плоды.
В «Притче о сеятеле» можно разглядеть глубинный философский смысл. Казалось бы, автор рассказывает о зерне, его взращивании, но в образе зерна аллегорически показан сам человек, а в процессе взращивания – развитие человеческой души. Если заботиться о человеке, лелеять его, помогать жить, если человек имеет нравственные ценности и принципы, «плодородную почву», то станет он добрым человеком.

Попытаемся постичь иносказательный смысл этих слов.

Сеятель – Учитель, наставник, воспитатель, Бог.
Зерно – Слово истины, добра и любви.
Дорога – открытое, людное место.
Каменистые места – душа человека, не подготовленного к приятию Слова.
Добрая земля – душа человека, готового воспринимать истину, понимающего Слово.
Сеять – наставлять.
Взошло – Слово было услышано, но не осознано.
Корень – основа.
Солнце – испытания.
Терние – преграды, проблемы, заботы, не дающие всецело принять Слово.
Плод – результат воздействия Слова, добрые и благородные поступки человека, принявшего Слово.

Притча призывает человека беречь семя истины, добра, призывает его заглянуть в глубину своей души, задать себе вопросы «Не очерствела ли моя душа? Не высохла ли «почва» для всходов всего тёплого и прекрасного?»

Учитель пытается посеять в душе каждого человека добро, искренность, воздействуя на него Словом. Но порой многие остаются глухи к этому Слову или не могут прочувствовать его всей душой. Тогда Слово забывается. Лишь люди, обладающие верой, могут постигнуть его смысл.
Поучительный смысл притчи заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет.
В душу каждого человека Бог заложил семена добра, но одни люди глубоко осознали и приняли веру, другие выслушали и поняли поверхностно, третьи не поняли, да и не хотели.
Если в человеке есть нравственный стержень, душа, то труды его Учителя не пройдут даром: человек своими благодеяниями будет нести мысль, которую ему передал наставник, через все препятствия.

В каждом из стихотворений, есть подтекст, философский смысл, который, как и в притче, реализуется через систему символических образов (сеятель, почва, Слово).
В произведениях говорится о человеке, пытающемся посеять добро. Тема этих стихотворений – роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта.
Д.Самойлов в своём стихотворении утверждает, что нравственное, духовное начало не менее важно, чем физическое.

В произведении А.Пушкина звучит тревога и разочарование в людях, беспокойство о нравственном состоянии общества. Народ сравнивается со стадом, безвольным, довольным своей бессмысленной жизнью.

В стихотворении Н.Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…». (Слайд № 30)
Авторы за основу своих стихотворений взяли евангельскую «Притчу о сеятеле», её образный строй и интерпретировали в соответствии со своим мировоззрением.

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперёд!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Не попрекайте хлебом меня. Не до веселья,
Ибо с тревогой на поле своё взираю.
Сам свой хлеб я сею.
Сам убираю.

Вы меня хлебом пшеничным,
я вас зерном слова —
Мы друг друга кормим.
Есть и у слова своя полова.
Но и оно растёт корнем.

Без вашего хлеба я отощаю
Ну а вы-то –
Разве будете сыты хлебом да щами
Без моего звонкого жита?

Из одного перегноя растут
колос пшеничный и колос словесный.
Знаю, что ждут хлебные печи.
В русское небо с заботой гляжу я,
пахарь безвестный,
Жду, что прольются благие дожди в пахоту речи.

Лучшие Темы сочинений:

Новые сочинения:

«Притча о сеятеле» и стихотворение А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Стихотворение Некрасова «Сеятелям» как рассказ о зерне, его взращивании, а в образе зерна показан сам человек, а в процессе взращивания – развитие человеческой души. Поучительный смысл притчи. Роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.05.2013
Размер файла 10,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стихотворение Некрасова «Сеятелям» очень интересное, в нем можно разглядеть глубокий философский смысл. Казалось бы, автор рассказывает о зерне, его взращивании, но в образе зерна показан сам человек, а в процессе взращивания — развитие человеческой души. Если заботиться о человеке, помогать жить, если человек имеет нравственные ценности и принципы, то станет он добрым человеком. Поучительный смысл притчи заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет. некрасов сеятель зерно притча

В душу каждого человека можно сказать заложены семена добра, но одни люди глубоко осознали и приняли веру, другие выслушали и поняли поверхностно, третьи не поняли, да и не хотели. В стихотворении, есть подтекст, философский смысл, который, как и в притче, реализуется через систему символических образов (сеятель, почва, слово).В произведении говорится о человеке, пытающемся посеять добро. Тема стихотворения — роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта. В стихотворении Н.А. Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

Стихотворение состоит из двух строф. Размер — разностопный дактиль, причем стопа трехсложная, с ударением на первый слог.

Так же в этом произведении можно раскрыть смысл некоторых слов-символов:

Сеятель — Учитель, наставник, воспитатель, Бог.

Зерно — Слово истины, добра и любви.

Плод — результат воздействия Слова, добрые и благородные поступки человека, принявшего Слово.

Смысл заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет.

Автор обращается со страстным призывом ко всем тем, кто мог бы нести народу свет знания.

Поэт пишет о том, что добрые начинания дают лишь «хилые всходы», в мире не хватает добра и света.

В стихотворении ощущаются горькие ноты, но в то же время звучит бодро, энергично.

В стихотворении Н. Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. «Проза любви» в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

реферат [40,0 K], добавлен 25.09.2013

Стихотворения, входившие в первую книгу Некрасова «Мечты и звуки». Античные мотивы в сборнике. Стихотворения о предназначении поэта, о любви, смерти, власти судьбы и рока над человеком. Подражание Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову и Бенедиктову.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 20.11.2010

Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова — русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения «Железная дорога» — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

презентация [1,7 M], добавлен 13.02.2014

Чуковский как один из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова. Присуждение за книгу Ленинской премии. Чуковский о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Своеобразное описание «приемов» Некрасова и критический анализ его творчества.

реферат [25,7 K], добавлен 10.01.2010

Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Роль В.Г. Белинского в становлении жизненного и творческого пути Некрасова. Первые публикации в журналах, его книги. Гражданская позиция его произведений. Личная жизнь поэта.

презентация [10,1 M], добавлен 10.01.2012

Изучение детства, годов учебы в гимназии и взаимоотношений в семье Николая Алексеевича Некрасова. Описания его нелегкого пути в литературу. Петербургские мытарства. Влияние детских и юношеских годов на поэзию. Поэтическое завещание. Лучшие стихотворения.

презентация [9,1 M], добавлен 04.12.2013

Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы «Дедушка Мазай и зайцы».

контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.02.2011

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

сочинение [5,0 K], добавлен 16.12.2002

Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала «Современник».

презентация [1,1 M], добавлен 30.10.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: