Анализ стихотворения Некрасова «Пчелы» и «Соловьи»

В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья — странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. Стихотворная притча обретала обобщенный характер рассказа о благородной памяти народной: люди запомнили доброе дело прохожего. Откровенно иносказательный характер носило стихотворение «Соловьи» (1870). Издавна крестьяне положили меж собой не ловить соловьев в своей роще. Птицам здесь вольно: никто не ставил ни силков, ни сетей. Зато и гремит весь лес каждую весну, радует каждого. Мать, рассказавшая детям о соловьиной роще, прибавила:

  • «Запомнить надобно и вам:
  • Избави бог тут ставить сети!
  • Ведь надо ж бедным соловьям
  • Дать где-нибудь и отдых, дети. »

Когда старший сын спросил у матери, есть ли такие рощи и для людей, мать ответила:

  • «Нет, мест таких. без податей
  • И без рекрутчины нет, дети
  • А если б были для людей
  • Такие рощи и полянки,
  • Все на руках своих детей
  • Туда бы отнесли крестьянки. »

Поэт внес в стихи горькие мысли о бесправии народа, его мечту об избавлении от гнета, податей и рекрутчины.

Стихотворения, посвященные русским детям » 1. Дядюшка Яков

Дом — не тележка у дядюшки Якова.
Господи боже! чего-то в ней нет!
Седенький сам, а лошадка каракова;
Вместе обоим сто лет.
Ездит старик, продает понемногу,
Рады ему, да и он-то того:
Выпито вечно и сыт, слава богу.
Пусто в деревне, ему ничего,
Знает, где люди: и куплю, и мену
На полосах поведет старина;
Дай ему свеклы, картофельку, хрену,
Он тебе всё, что полюбится, — на!
Бог, видно, дал ему добрую душу.
Ездит — кричит то и знай:

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Сбоина макова
Больно лакома —
На грош два кома!
Девкам утехи —
Рожки, орехи!
Эй! малолетки!
Пряники редки,
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь — любы,
Раскусишь — сладки,
Оближешь губы. »

«Стой, старина!» Старика обступили
Парней, и девок, и детушек тьма.
Все наменяли сластей, накупили —
То-то была суета, кутерьма!
Смех на какого-то Кузю печального:
Держит коня перед носом сусального;
Конь — загляденье, и лаком кусок.
Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек!
Жалко девочку сиротку Феклушу:
Все-то жуют, а ты слюнки глотай.

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Про баб товару всякого.
Ситцу хорошего —
Нарядно, дешево!
Эй! молодицы!
Красны девицы,
Тетушки, сестры!
Платочки пестры,
Булавки востры,
Иглы не ломки,
Шнурки, тесемки!
Духи, помада,
Всё — чего надо. »

Зубы у девок, у баб разгорелись.
Лен, и полотна, и пряжу несут.
«Стойте, не вдруг! белены вы объелись?
Тише! поспеете. » Так вот и рвут!
Зорок торгаш, а то просто беда бы!
Затормошили старинушку бабы,
Клянчат, ласкаются, только держись:
«Цвет ты наш маков,
Дядюшка Яков,
Не дорожись!»
— «Меньше нельзя, разрази мою душу!
Хочешь бери, а не хочешь — прощай!»

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки,
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука!
Для ребятишек,
Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек.
Букварь не пряник,
А почитай-ка,
Язык прикусишь.
Букварь не сайка,
А как раскусишь,
Слаще ореха!
Пяток — полтина,
Глянь — и картина!
Ей-ей утеха!
Умен с ним будешь,
Денег добудешь.
По буквари!
По буквари!
Хватай — бери!
Читай — смотри!»
И букварей таки много купили —
«Будет вам пряников: нате-ка вам!»
Пряники, правда, послаще бы были,
Да рассудилось уж так старикам.
Книжки с картинками, писаны четко —
То-то дойти бы, что писано тут!
Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидела в книжках картинки,
Так на глазах навернулись слезинки.
Сжалился, дал ей букварь старина:
«Коли бедна ты, так будь ты умна!»
Экой старик! видно добрую душу!
Будь же ты счастлив! Торгуй, наживай!

Презентация Н.А.Некрасов, стихотворение «На Волге»

Выбранный для просмотра документ Урок литературы в 5 классе по стихотворению Некрасова На Волге.pptx

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н.А. Некрасов Стихотворение «На Волге» 5 класс Автор: Балабина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ №130»

Цели урока: Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»; Дать понятие литературным терминам: Композиция Антитеза Портретная характеристика.

О поэте Родился будущий поэт на Украине. Его детство и юность прошли в имении отца селе Грешневе Ярославской губернии. Друзьями его детства были дети крепостных крестьян, водить дружбу с которыми отец строго-настрого запрещал. Но Коля проделал лазейку в заборе барского сада и при каждом удобном случае убегал к друзьям. Вместе с ними он купался в речке, ходил за грибами и ягодами, катался на салазках, участвовал во всех играх, которые частенько кончались дракой. Коля рос смельчаком, отличался большим упорством во всем.

В десять лет Колю отвезли в Ярославль учиться, а в шестнадцать юный Николай Некрасов уехал в Петербург продолжать образование, где без поддержки отца переносил и голод, и холод и верил, что придет день, и его стихи будет читать вся Россия. В самые тяжелые часы испытаний он не забывал родную ярославскую землю, поэтому многие свое произведения посвятил родным волжским берегам.

Поэт очень любил крестьянских детей, они платили ему тем же. « А как его любили ребятишки! Так и льнули к нему. Всегда ждали его на ярославской земле точно светлого праздника,» — вспоминал Сергей Макаров, друг поэта. Николай Алексеевич хотел, чтобы крестьянские дети из окружающих деревень учились в школе. Для этого он на свои средства в тысяча восемьсот семьдесят втором году построил в селе Аббакумцеве школу, закупил учебники, нанял учителей. Большую часть своего творчества Некрасов посвятил детям. Он любуется крестьянскими детьми, гордится их смышленостью и трудолюбием, видит в них свободу и доброту, думает о детях, как о будущем России. Поэма «Крестьянские дети». В ней автор изображает картины из жизни деревенских детей, их быт, игры, занятия и работу. Описывая их, он вспоминает эпизоды из собственного детства. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые, сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры. Поэта всегда волновала судьба простого русского народа. Тяжёлая жизнь крестьян, русских женщин – одна из основных тем творчества Некрасова.

Аббакумцевская школа построена в 1871-72 гг. на средства Н.А. Некрасова, местного священника Ивана Григорьевича Зыкова и других прихожан. Имела статус земского начального училища. Поэт исполнял в нем обязанности попечителя. Школа просуществовала до 1978 года.

Выразительное чтение стихотворения «На Волге»

Работа с текстом стихотворения «На Волге» План содержания: 1.Волжские пейзажи (прошлое). 2.Волжские пейзажи (настоящее). 3.Встреча с бурлаками (н). 4.Волжские пейзажи (п). 5.Первая встреча с бурлаками (п). 6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п). 7.Волжские пейзажи (п). 8.Размышления о судьбах бурлака (н).

Беседа с использованием плана Какой вспоминается поэту Волга? Какие передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Какие из пейзажей (части 1, 2, 4, 7) соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж части 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чём выражается это противопоставление?

Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова в их разговоре поразили будущего поэта и показались непонятными? (используем репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге»)

Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением? Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

Вывод Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе два временных плана: прошлое и настоящее. Оно построено на приёме антитезы, то есть противопоставления. Здесь используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение – обращение к читателю и героям.

Домашнее задание Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге».

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» – это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector