Анализ стихотворения Некрасова О любви

Давно — отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил —
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней — любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь — один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова —
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…

Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою…»

Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства – непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил под одной крышей без малого 15 лет.

С этой удивительной женщиной, которая являлась законной супругой известного питерского франта и кутилы Ивана Панаева, поэт познакомился на званом вечере, который его будущая муза устроила в своем особняке. Она привечала у себя многих литераторов, в числе которых были Достоевский и Гоначров, Белинский и Герцен. Многие поэты и писатели, покоренные красотой Авдотьи Панаевой, пытались за ней ухаживать, однако не преуспели в своих начинаниях. Молодой поэт Некрасов оказался более изобретательным, и во время одной из речных прогулок начал шантажировать свою возлюбленную. В итоге ему не осталось ничего другого, как броситься в воду и, тем самым, подтвердить искренность своих чувств. Именно с этого эпизода начинается стихотворение Некрасова, который признается, что, получив отпор от красавицы, «мгновенно кинулся к волнам».

Трудно сказать, насколько этот поступок повлиял на взаимоотношения Некрасова, который не умел плавать, и Панаевой, избалованной мужским вниманием. Тем не менее, спустя несколько лет они стали любовниками. Более того, поэт под предлогом аренды комнаты вскоре переехал в просторный особняк Панаевых, чем вызвал множество пересудов в светском обществе. Годы, проведенные под одной крышей с возлюбленной, поэт описывает сдержанно упоминая лишь о том, что они были «любви и счастья полны». Некрасова не смущал любовный треугольник, хотя он постоянно закатывал своей избраннице сцены ревности, когда она удалялась на свою половину в компании законного супруга. Единственным мрачным моментом в этом романе стала смерть новорожденного сына Некрасова и Панаевой, для которой малыш был действительно долгожданным и желанным ребенком.

Тем не менее, спустя 15 лет пара рассталась. Авдотья Панаева, к тому времени уже овдовевшая, отказалась выходить замуж за Некрасова и вскоре связала себя узами брака с другим человеком. И это решение возлюбленной стало для поэта настоящим ударом. Поэтому в своем стихотворении он отмечает: «Брожу с убитою душой опять средь этих берегов». Свой отказ стать супругой Некрасова женщина объяснила достаточно просто: она устала от постоянной ревности поэта, сплетен и домыслов. Однако последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины, стало объяснение с братом Некрасова, который обвинил ее в присвоении семейных денег. Все дело в том, что поэт завещал своей избраннице 10 тысяч рублей, и этот факт стал предметом публичной огласки. В итоге Некрасов «один, забыт тобою» так и не сумел найти свое счастье, а брак его возлюбленной оказался достаточно удачным, что лишь усилило ревность поэта.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «О Муза! я у двери гроба. »

Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов.

Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.

Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание. Что же волнует поэта «у двери гроба»?

Поднимая тему назначения поэта и поэзии, Некрасов использует традиционный прием обращения к Музе в значении «поэзия». Но в данном случае Муза обозначает еще и непосредственно творения известного поэта. Знаменательно то, что сам Некрасов не мыслит себя отдельно от своего творчества. Он и его произведения – единое целое. Это подчеркивает местоимение «наш»:

…завиден жребий наш,

Не наругаются над нами.

Поэзия для Некрасова – это та нить, которая соединяет его с народом, и эта связь вечна:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Неслучайны в данном случае эпитеты: «живому, кровному союзу». Настоящий поэт жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах народа. А так как «поэт» и «его произведения» — это, в понимании Некрасова, синонимы, неделимое целое, то «союз» всегда будет «живым». Ведь творения поэта бессмертны.
Под «кровным союзом» поэт имеет в виду родственный союз. Этот союз возможен лишь с «честными сердцами», то есть с людьми, понимающими свое истинное призвание – «быть гражданином».

Интересно и то, что автор не считает свое творчество идеальным, достойным всеобщего поклонения:

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба…

Это признание еще больше увеличивает авторитет поэта как человека объективного и делает его творчество более значимым для людей с «честными сердцами». Несмотря на возможные гонения, хулу, на которые способна «людская злоба», автор восклицает:

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами…

Почему же он говорит: «завиден жребий наш»? Видимо, потому, что, если поэт смог взволновать своим творчеством умы и сердца людей, подвигнуть их к спорам, – это уже большая заслуга. Это уже признание как «честными сердцами», так и теми, кто источает злобу. Примечательно и слово «наругаются». Форма этого глагола выражает длительность действия. Следовательно, такие споры, положительные и отрицательные высказывания будут длиться долго, не одно и не два поколения.

Последнее стихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее, скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу:

…На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

Поэзия в России переживала разные периоды: взлеты и падения. Многие поэты подвергались гонениям, ссылкам за свои произведения. Зачастую их творения не доходили до широких масс, так как цензура накладывала запрет на издание. Ведь известно, что поэзия намного глубже затрагивает струны человеческой души, нежели проза. Именно поэтому Некрасов рисует такой яркий образ Музы: «бледная, в крови, кнутом иссеченная». И только русский человек способен понять этот образ. Не случайно автор говорит:

Не русский – взглянет без любви…

Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия.

Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «О Муза! я у двери гроба. »

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» – это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

Анализ стихотворений «В дороге» и «Элегия» Некрасова

Н.А. Некрасов многие свои стихотворения посвящал российскому крестьянству, его проблемам, непростой жизни и порой жестокому отношению помещиков.

А поскольку он относится к авторам т.н. натуральной школы, т.е. направления, которое ставило своей целью наиболее подробное и достоверное описание реального быта, то и стихотворения его отличаются документальной точностью, сюжетом и достоверностью. Натуралньая школа также выражается в гражданственности лирики Некрасова, которая ставила цель воспитания читателя и выражению своей гражданоской позиции.

Многие из стихотворений Некрасова даже можно назвать поэмами, т.к. присутствует четкий сюжет и внимание к деталям.

«В дороге» — дворянское образование крестьянки

Одно из таких стихотворений — В дороге. Посвящено оно следующей истории из крестьянской жизни: крепостная девушка с детских лет жила в доме помещика на правах дочери, вместе с барышней получила по-настоящему дворянское образование и манеры.

Однако после смерти помещика новый хозяин продал ее и выдал замуж за простого крестьянина. А девушка оказалась не приспособлена к деревенской жизни — она не привыкла ни работать, ни носить простую одежду, ни вести хозяйство.

Все это вызывает неудовольствие ее мужа, а особенно тот факт, что подобное своему мировоззрение она может передать и сыну, которого пытается обучать грамоте.

А поскольку деревенская жизнь совсем не подходит женщине, муж всерьез тревожится, что она может умереть от тоски и говорит, что погубили-то ее дворяне, а ведь женщина-то сама по себе неплохая.

Крестьянин осуждает дворянство за свойственную им жизнь. Некрасов же пытается этим стихотворением показать другое: что и дворянам на самом деле небезразлична крестьянская жизнь.

Ведь помещик попытался помочь крестьянской девушке получить хорошее образование (не подумав, правда, что тем самым все равно не даст ей дворянского положения), а сам главный герой стихотворения в конце начинает искренне сочувствовать обездоленным крестьянам.

Сначала ему скучно ехать, вот он и просит ямщика рассказать какую-нибудь забавную историю, а услышав рассказ о реальной жизни, сопереживает несчастной девушке.

Это стихотворение написано в соответствии со всеми принципами натуральной школы: для создания эффекта достоверности Некрасов вставляет в речь ямщика множество простонародных разговорных слов, специально упрощая его речь, добавляет в рассказ мелкие детали. А главное, что сама ситуация, описанная в стихотворении — и поездка, и история девушки — представляются чрезвычайно правдоподобными.

«Элегия» — сострадание простым людям

Общие же свои принципы обсуждения в творчестве темы крестьянства Некрасов озвучивает в стихотворении Элегия, которое является своего рода манифестом.

Некрасов говорит, что хоть некоторые писатели и считают, что тема народных страданий в литературе давно уже исчерпана, он не собирается от нее отказываться.

На его взгляд, судьба родного народа — это главное, что должно волновать любого писателя. Некрасов считает, что крестьянская реформа 1861 года была несостоятельна, поскольку хоть крестьяне и получили номинальную волю, по-настоящему свободными они стать не смогли, слишком уж тяжелая у них жизнь.

Именно описание этой жизни и сострадание простым людям Некрасов и считает главной своей поэтической задачей, за которую его должны помнить и уважать и современники, и потомки.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема Родины в русской литературе: гражданственность и патриотизм
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАнализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь советская»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: