Урок по литературе Стихотворение НАНекрасова Генерал Топтыгин

Тема урока: Стихотворение Н.А.Некрасова «Генерал Топтыгин»

1. Учить отвечать на вопросы по прочитанному предложению в стихотворении; учить выразительному чтению, продолжать работать над осознанным чтением; расширить словарный запас

2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение; Вербальную память и образную память; устойчивое произвольное внимание; устную диалогическую речь.

3. Воспитывать патриотическое чувство, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: классная.

Методы урока: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные.

Оборудование: таблица для глаз, сюжетная картинка, магнитная азбука.

Литература: С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности при обучении чтению»

М.В. Вербицкая « Справочник для начальной школы».

— Ребята, начнём наш урок с хорошим настроением.

Сегодня на уроке мы побываем с вами в мире творчества Некрасова .: Мы покажем, как мы умеем работать на уроках, читать, думать, размышлять

2. Проверка домашнего задания.

А).Прочитать самостоятельно, какое предложение написано.

Кажется, шепчут колосья друг другу…

_ Знакомы ли вам эти строки?

— Что было задано на дом?

-— Найдите и прочитайте в стихотворении Н.А.Некрасова «Несжатая полоса» отрывок, в котором описывается разговор колосьев. О чем шепчутся колосья? Посмотрите внимательно и скажите, сколько знаков вопроса вам встретилось в этом отрывке? С какой интонацией следует читать разговор колосьев? (С вопросительной.)

Чтение под музыку.. Со слов Плохо бедняге….

Прочитайте отрывки из стихотворения к иллюстрациям.

3. Актуализация знаний к теме урока.

1)Давайте вспомним и повторим биографию поэта. ( Показ слайдов из презентации)

Показ и чтение слайдов

.2) Упражнение на развитие внимания

Спрятанное слово. слайд

А)Что вы знаете о медведе? ( Ответы детей)

Медведь дикое животное.

ОН большой и сильный.

Медведь живёт в лесу.

Его можно увидеть в зоопарке, цирке.

Вспомните, как по другому называют медведя в сказках, рассказах

Косолапый, Михайло-Потапыч, Топтыгин.

Так его называют из-за его неуклюжести.

4. Сообщение темы урока. слайд

— На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением Некрасова героем которого будет кто?…( ответы детей)

-Прочитайте тему нашего урока. слайд

А вот почему его назвали генералом, мы ответим после прочтения всего стихотворения

5.Изучение материала.

1) — Я вам сейчас прочитаю стихотворение, вы внимательно послушаете одновременно с просмотром и ответите на вопрос: — Каким голосом я читала первую часть стихотворения и как читала вторую часть стихотворения.1)Чтение учителем с показом мультфильма.

( Проверка первичного восприятия текста)

2) Первую часть спокойным голосом

Вторую часть гневным, сильным голосом.

— Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Научитесь выразительно читать стихотворение.

7. Физкультминутка.

3) Чтение чистоговорки.

4) Самостоятельное чтение

5). Работа над выразительностью.

Вспомните, как нужно читать если стоят знаки препинания?

Ответы, — маленькая пауза,

! читать громко, с силой

5) словарная работа проходит параллельно

4)- Назовите действующих героев стихотворения.

Трифон, Мишка и Фёдор

— В какое время года происходит событие?

— Кого встретил парень?

Объясните значение « столбовая дорога»102 прочитать слайд

Найдите и прочитайте разговор ямщика с вожаком медведя

Что обозначает слово- шкалик?

Слайд со словами синонимами

Какую характеристику дал Трифон своему медведю?

Он смиренный, как вы понимаете?

Куда приглашает Трифон Федю?

Как вёл себя медведь?

Какие похожие слова встретились несколько раз. Записать:1 часть

Медведь, мишка (на доске)

— Зачем автор повторяет их несколько раз?

Было всё спокойн., ничто не предвещало беды.

— Озаглавьте первую часть стихотворения.

Работа над второй частью.

Как меняется погода вечером, что происходит с лошадьми и медведем?

— Почему выбежал Федюха на улицу?

Какое необычное выражение вы встретили.

Экая поруха. Слайд

Найдите и прочитайте слова которые описывают поведение медведя и поведение коней

• Подбор синонимов и антонимов. — Подберите к словам из первой части стихотворения слова с противоположным значением из второй части стихотворения. Как ехали кони. Не спешит, трусит.—-неслась, не передохнули.

— Как называет автор медведя во второй части отрывка из стихотворении?

Михайло Иванович, Топтыгин-генерал.

К кому обращаются по имени и отчеству? К старшим.)

Медведь остался в повозке главным, старшим.

8. Закрепление материала.

— Поговорка

Слайд

— Как вы понимаете смысл поговорки?

9. Итог урока.

Анализ стихотворения Некрасова Генерал Топтыгин

Читатели хорошо знают Некрасова-поэта. Они знакомы со многими его стихотворениями, написанными для у себя («Дед Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Генерал Топтыгин», «Зеленый шум» и др.). В стихотворении «На Волге» Некрасов предстает с новой для учащихся стороны — как передовой человек своего времени, раздумывающий о судьбе трудового люда, страдающий от сознания, что тяжкий изнурительный труд по-прежнему остается уделом бедняков, что угнетенные люди еще не пришли к осознанию необходимости борьбы за социальную справедливость.

Проникнутое высоким гражданским чувством, стихотворение исполнено любовью к Родине, к ее народу, ее природе. Оно построено на сочетании картин далекого прошлого (воспоминания поэта о детстве) и картин настоящего (впечатления, переживания и раздумья вернувшегося после долгой разлуки на берега родной реки поэта). Стихотворение «На Волге» расширяет представления нас о тематическом богатстве русской лирики и о разнообразии поэтических произведений Н. А. Некрасова.

О нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России XIX века уже говорилось на уроках литературы. В IV классе школьники читали повесть Тургенева «Муму»; незадолго перед изучением стихотворения Некрасова шел разбор романа Пушкина «Дубровский».

Оба эти произведения дают ученикам достаточно полное представление о социальных взаимоотношениях середины XIX века. В стихотворении Некрасова «На Волге» им откроется новая картина бедственного положения и тяжкого труда народа — бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки —тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь». В работе над произведением необходимо не только уяснить сюжетную сторону, но и воспринять через него личность автора как человека, преданного интересам народа, призывающего не мириться с угнетателями.

Стихотворение читает Читатель. Необходимо обратить внимание у себя па то, как построено стихотворение. Его композиция сложна для нас, им трудно отделить «настоящее» от «прошлого», детские переживания поэта — от впечатлении зрелого человека, каким он теперь стал.

Однако осмысление построения (композиции) произведения дает тот материал, который поможет решить поставленную задачу.

Предлагаем учащимся перечитать про себя стихотворение и определить, какие его части посвящены «настоящему времени», а какие «прошлому», воспоминаниям поэта. Таким образом, намечаются три части: «Встреча с Волгой после долгой разлуки»; «Воспоминания о детстве»; «Раздумья поэта над судьбой бурлаков». Теперь очень важно, чтобы школьники могли осознать значение построения стихотворения как средства выявления авторского отношения к предмету изображения. Для этого поставим вопросы: «Как вы думаете, к чему стремится Некрасов, соединяя в своем стихотворении настоящее и прошлое? Что объясняют нам, читателям, воспоминания поэта о детстве? Для чего писатель разрывает рассказ о настоящем воспоминаниями?»

Читатели отвечают на эти вопросы, в основном, правильно, но слишком обобщенно («Некрасов показывает, что он и в детстве переживал страдания других людей, что он остался таким же, став взрослым»).

Так возникает необходимость обратиться к детальному анализу текста стихотворения, начав его со второй части («Воспоминания»). Поставим перед учениками задачу рассказать о том, каким поэт рисует ребят в детстве.

В процессе беседы перед слушателями возникает облик веселого, беспечного мальчугана, радующегося жизни, воспринимающего ее как источник удовольствия и развлечений. Его беззаботное существование («Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок, С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою. »), его радостное восприятие красочности окружающей природы («. алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам»), его самолюбование («И песню громкую пою Про удаль раннюю мою») резко обрываются, когда он впервые сталкивается с другой жизнью —жизнью задавленных нуждой и непосильным трудом людей. Мальчик впервые понял, что бывает такая жизнь, которая страшнее смерти.

Затем перечитываем строки о бурлаке «с болезненным лицом». Почему он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Некрасова поразило прежде всего желание бурлака умереть. Он вглядывается в него и многое понимает: угрюмый, тихий и больной человек с исхудалым лицом и выражающим укор спокойно-безнадежным взором — это доведенный до полного изнеможения бедняк, потерявший всякую- надежду на лучшее. На нем жалкие лохмотья, он болен, он не имеет больше сил тянуть лямку. Чужая боль, несчастья глубоко запали в душу ребенка.

Во взгляде несчастного бурлака мальчик увидел укор. К кому он относился? Читатели понимают, что люди, которые работали до потери сил и оставались нищими и полуголодными, не по своей вине находились в бедственном положении. Несмотря на то что Некрасов был тогда еще ребенком, он почувствовал и себя в чем-то виноватым: перед ним открылась несправедливость жизни, тяжкая судьба народа. Сочувствие к бурлакам, сознание своей беспомощности — все это глубоко потрясло Некрасова, и родная Волга превратилась для него в «реку рабства и тоски».

Дети должны увидеть глубину и силу отзывчивости мальчика на чужое страдание, в результате чего мир теряет для него прежнюю красочность и привлекательность.

Очень важно, чтобы читатели сами нашли два волжских пейзажа, резко контрастирующие один другому, и дали им названия:

  • «Волга — колыбель моя»
  • . Ты светла
  • И величава, как была.
  • Один, по утренним зарям,
  • Когда еще все в мире спит
  • И алый блеск едва скользит
  • По темно-голубым волнам,
  • Я убегал к родной реке.
  • Тогда я думать был готов,
  • Что не уйду я никогда
  • С песчаных этих берегов.
  • «Река рабства и тоски»
  • Я не узнал реки родной

Беседуя с нами, Читатель поможет им осознать, что изменилась не природа, а отношение будущего поэта к ней: Волга все так же светла и величава, темно-голубые ее волны все так же блещут под лучами солнца, так же свежа зелень, но мальчик «не узнает» реки: его ноги вязнут в глубоком песке, зелень перестала манить, птицы кричат зловеще и пронзительно.

Материал, собранный детьми в процессе работы над текстом, дает им возможность глубоко осознать значение «Воспоминаний» в общей структуре стихотворения как объяснение обстоятельств, которые способствовали тому, что Некрасов на всю жизнь проникся не только сочувствием народу, но и выбрал путь «заступника народного».

Представления, сложившиеся у школьников о характере мальчика Некрасова, позволят им более глубоко проникнуть в чувства, переживания и мысли поэта, уже зрелым человеком вернувшегося после долгой разлуки на берега родной реки, т. е. «настоящее время». Этому и будет посвящен следующий урок. Па дом ученикам предлагается выучить отрывок из стихотворения от слов: «Устали бурлаки. » до слов: «спокойно-безнадежный взор».

Анализ стихотворения Некрасова «Пчелы» и «Соловьи»

В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья — странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. Стихотворная притча обретала обобщенный характер рассказа о благородной памяти народной: люди запомнили доброе дело прохожего. Откровенно иносказательный характер носило стихотворение «Соловьи» (1870). Издавна крестьяне положили меж собой не ловить соловьев в своей роще. Птицам здесь вольно: никто не ставил ни силков, ни сетей. Зато и гремит весь лес каждую весну, радует каждого. Мать, рассказавшая детям о соловьиной роще, прибавила:

  • «Запомнить надобно и вам:
  • Избави бог тут ставить сети!
  • Ведь надо ж бедным соловьям
  • Дать где-нибудь и отдых, дети. »

Когда старший сын спросил у матери, есть ли такие рощи и для людей, мать ответила:

  • «Нет, мест таких. без податей
  • И без рекрутчины нет, дети
  • А если б были для людей
  • Такие рощи и полянки,
  • Все на руках своих детей
  • Туда бы отнесли крестьянки. »

Поэт внес в стихи горькие мысли о бесправии народа, его мечту об избавлении от гнета, податей и рекрутчины.

Стихотворения, посвященные русским детям » 1. Дядюшка Яков

Дом — не тележка у дядюшки Якова.
Господи боже! чего-то в ней нет!
Седенький сам, а лошадка каракова;
Вместе обоим сто лет.
Ездит старик, продает понемногу,
Рады ему, да и он-то того:
Выпито вечно и сыт, слава богу.
Пусто в деревне, ему ничего,
Знает, где люди: и куплю, и мену
На полосах поведет старина;
Дай ему свеклы, картофельку, хрену,
Он тебе всё, что полюбится, — на!
Бог, видно, дал ему добрую душу.
Ездит — кричит то и знай:

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Сбоина макова
Больно лакома —
На грош два кома!
Девкам утехи —
Рожки, орехи!
Эй! малолетки!
Пряники редки,
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь — любы,
Раскусишь — сладки,
Оближешь губы. »

«Стой, старина!» Старика обступили
Парней, и девок, и детушек тьма.
Все наменяли сластей, накупили —
То-то была суета, кутерьма!
Смех на какого-то Кузю печального:
Держит коня перед носом сусального;
Конь — загляденье, и лаком кусок.
Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек!
Жалко девочку сиротку Феклушу:
Все-то жуют, а ты слюнки глотай.

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Про баб товару всякого.
Ситцу хорошего —
Нарядно, дешево!
Эй! молодицы!
Красны девицы,
Тетушки, сестры!
Платочки пестры,
Булавки востры,
Иглы не ломки,
Шнурки, тесемки!
Духи, помада,
Всё — чего надо. »

Зубы у девок, у баб разгорелись.
Лен, и полотна, и пряжу несут.
«Стойте, не вдруг! белены вы объелись?
Тише! поспеете. » Так вот и рвут!
Зорок торгаш, а то просто беда бы!
Затормошили старинушку бабы,
Клянчат, ласкаются, только держись:
«Цвет ты наш маков,
Дядюшка Яков,
Не дорожись!»
— «Меньше нельзя, разрази мою душу!
Хочешь бери, а не хочешь — прощай!»

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки,
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука!
Для ребятишек,
Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек.
Букварь не пряник,
А почитай-ка,
Язык прикусишь.
Букварь не сайка,
А как раскусишь,
Слаще ореха!
Пяток — полтина,
Глянь — и картина!
Ей-ей утеха!
Умен с ним будешь,
Денег добудешь.
По буквари!
По буквари!
Хватай — бери!
Читай — смотри!»
И букварей таки много купили —
«Будет вам пряников: нате-ка вам!»
Пряники, правда, послаще бы были,
Да рассудилось уж так старикам.
Книжки с картинками, писаны четко —
То-то дойти бы, что писано тут!
Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидела в книжках картинки,
Так на глазах навернулись слезинки.
Сжалился, дал ей букварь старина:
«Коли бедна ты, так будь ты умна!»
Экой старик! видно добрую душу!
Будь же ты счастлив! Торгуй, наживай!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: