Анализ стихотворения на «Осень»

Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.
Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».
Сходны в стихотворении образы осенней природы — лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».
Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения – ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.
В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.
Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото». По-моему, данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

141658 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Анализ стихотворения Пушкина «Осень»- 1833

В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, и т. п. Пушкин описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях царско-крепостнической РФ 30-х годов XIX века.

Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времён я рад лишь ей одной».

Яркими красками рисует Пушкин в седьмой строфе осенний пейзаж: «пышное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч, и первые морозы». Реалистически правдиво Пушкин изображает деревенскую осень:
Октябрь уж наступил; уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, стезя промерзает;

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

Осень приятна и стезя Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — пора года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень. пора моих литературных трудов»,— говорил Пушкин. Описанию творческой работы поэта посвящены X и XI строфы. Пушкин описывает, как у него рождается и создаётся стих: «думы долгие», которые он «питает в своей душе», пробуждают его творческое воображение; его «душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. излиться, наконец, свободным проявленьем». В этих словах изумительно передано творческое горение поэта, напряжение всех сил его души, подъём его чувств. И тогда наступает момент

И мысли в голове волнуются в отваге,-.

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Стихотворение заканчивается (XII) вопросом: «Куда ж нам плыть?» Здесь отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя и полицейского надзора, особенно усилившегося после разгрома декабристов.

Стихотворение «Осень» развёртывается как непринуждённая беседа поэта с читателем. В соответствии с содержанием той или другой строфы изменяются интонации. Так, спокойный повествовательный тон первой строфы, в которой нет авторского «я», сменяется в последующих строфах задушевно лирическим или ироническим.

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»

В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения. И как любая чувствительная поэтическая натура, Бальмонт впечатлялся сменой времен года. «Осень» – в стихотворении на первый взгляд реализовано лишь кратенькое описание природных метаморфоз. Однако, смысл здесь более глубинный. «Осень» – как предчувствие перемен, тревожных, печальных,

В стихотворении нельзя заметить богатства сравнений и эпитетов. Особенность произведения в ином – природа оживает в словах поэта. Он наделяет ее человеческими эмоциями: «солнце реже смеется», «Осень… заплачет». Все находится в движении, плавно перетекает из одного состояния к другому.

На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического

Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения. Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.

Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.

В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.

Конспект урока в 4 классе по анализу стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

Тема урока: Осенние картины и настроения в поэзии.

Материал для чтения: И. А. Бунин «Листопад».

  • Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста.
  • Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов.
  • На изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.
  • Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.
  • Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень».
  • Рисунки детей об осени.
  • Таблица «Словарь настроений».

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с детскими рисунками.

(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)

III. Работа над новым материалом

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

Учитель. Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске:

  • 1. Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах?
  • 2. Почему картины так называются?
  • 3. Какая картина тебе больше нравится? Почему?
  • 4. Чем они отличаются?
  • 5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.)

Учитель. — С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

— Сумели художники передать свое настроение вам?

— Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу?

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения.

Чтение его учителем.

Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства.

3. Беседа по содержанию после чтения.

— Итак, какое настроение выражено автором?

— Чем восхищается автор?

4. Чтение стихотворения с анализом:

Учитель. А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

Чтение 1-й части стихотворения.

Учитель. Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам? (Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

Учитель. А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

Дети. — В начале стихотворения автор рисует лес.

— И он сравнивает его с теремом.

Учитель. А почему лес расписной? Кто его расписывал?

Глеб. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.

Учитель. А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?

Дети. — Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

— В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, — и он тоже похож на стену.

— А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».

Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети. — Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, — мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, — на странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:

— Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, — они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез:

— А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова, — я могу их прочесть:

И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

— Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…

Учитель. Нет, они не договаривались, — просто красивое в природе привлекает любого человека, — мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

Работа над II частью.

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Дети. — Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

— А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

— Это последний мотылек, — уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

— День солнечный, яркий:

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Виталий. — Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»…

Учитель. — А разве тишину можно услышать?

Катя. Можно, — вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она — «мертвая»?

Дети. — Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»…

— А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

Учитель. А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

Дети. — Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

  • «молчанье» — ч ;
  • «вышине» — ш ;
  • «можно» — ж ;
  • «тишине» — ш ;
  • «расслышать» — ш ;
  • «шуршанье» — ш .

5. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.

Учитель. А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовал в них художник? Какие цвета здесь преобладающие?

(Ребята описывают картину.)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

  • «лиловый»;
  • «золотой;
  • «багряный»;
  • желтый — «желтою резьбой»;
  • голубой — «в лазури голубой»;
  • синий — «в синей вышине»;
  • серебристый — «как есть из серебра»;
  • белый — «белый лепесток».

6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.)

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора:

Лес, точно терем расписной,

Веселой , пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят , как сеть, из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом .

Сегодня так светло кругом

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье .

7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу.)

8. Определение главной мысли стихотворения, конкретизация темы подбором заглавий.

Учитель. А теперь скажите, о чем это стихотворение?

— О красоте осенней природы.

— О чувствах от увиденной красоты.

Учитель. А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Дети. — Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

— Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

— Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

— И свою любовь к природе.

Учитель. Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

Дети. — Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье»…, а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.

— А я считаю, что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

— А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Учитель. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)

Учитель записывает эти названия на доске.

Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других — более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.)

Учитель. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте.

— В стихотворении говорится об этом.

Учитель. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, — т.е. обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?

Дети. — Я думаю «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.

— А » Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.

— Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.

Учитель. Молодцы. Дома подготовите выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

Скачать бесплатно презентацию к уроку RAR 283 Кб.

Конспект урока в 4 классе по анализу стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: