Анализ стихотворения на «Осень»

Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.
Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».
Сходны в стихотворении образы осенней природы — лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».
Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения – ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.
В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.
Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото». По-моему, данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

141658 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

ПРОГРАММА

(Факультативный курс по русскому языку
для учащихся 10–11-х классов)

Обращение к произведениям А.С. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней (фонетические, лексические, грамматические) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются пушкинские творения, его стихи, проза, отрывки из статей, дневников, писем.
Внимание к языковым особенностям текстов (отрывков) помогает глубже понять их содержание, приближает к разгадке авторского замысла, позволяет увидеть неповторимое своеобразие пушкинского языка – слова А.С. Пушкина.
Называя курс «Слово Пушкина», мы имели в виду, что «слово» – понятие многозначное: это не только единица языка, которая изучается в лексике, – это сам язык, язык Пушкина, язык его произведений, это сами произведения Пушкина, обращенные к читателям всех поколений.
Задача факультативного курса (его можно проводить в обычных общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях гуманитарного профиля) – показать роль Пушкина как «начала всех начал» в истории русского литературного языка; дать систематические сведения о выразительной функции лексических, фонетических, грамматических средств на примере их употребления в текстах Пушкина и в текстах о Пушкине; усовершенствовать умения и навыки анализа текста.
Мы намеренно не включили в программу названия пушкинских произведений: на факультативных занятиях выбор конкретного материала для анализа, для наблюдений делается учителем и учениками.
Курс состоит из нескольких разделов (тематических блоков): «Пушкин как основоположник современного русского литературного языка», «Пушкин о русском слове», «Выразительные возможности русского слова, воплощенные в поэзии и прозе Пушкина», «Тексты Пушкина как “гармоническое целое”», «Выразительное чтение произведений Пушкина». Последовательность их изучения может быть изменена.
Курс носит теоретико-практический характер. Особое внимание следует обратить на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся (подготовку рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений).
Для наблюдений и для анализа полезно обращаться к материалам рукописей, давать задания, например, такого характера: «Сравните черновой вариант и окончательный текст. Укажите их различия. Чем, по вашему мнению, объясняется авторская правка?».
На занятиях можно работать не только с пушкинскими произведениями (отрывками), но и с текстами о Пушкине, о языке его произведений.
Необходима постоянная работа со словарями и со справочниками.

1. Введение. А.С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка.
2. Пушкин о русском слове.
3. Выразительные возможности русского слова, воплощенные в поэзии и прозе Пушкина.
4. Тексты Пушкина как «гармоническое целое».
5. Выразительное чтение произведений Пушкина.

Примерные практические работы
(Возможные варианты заданий)

1. Сопоставить несколько вариантов авторского текста (чернового и окончательного вариантов), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась А.С. Пушкиным правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения (написать сочинение) на одну из тем: «Обращаясь к пушкинским черновикам. », «Сопоставление двух редакций пушкинского текста (на материале одного из стихотворений, отрывка из поэтического или прозаического произведения)». Работа может быть выполнена, например, на материале стихотворений: «. Вновь я посетил. », «На холмах Грузии. », «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »), «Зимняя дорога», «Я знаю край: там на брега. », «Пророк», отрывков из романа «Евгений Онегин», из поэмы «Медный всадник», «Повестей Белкина», «Дубровского», «Капитанской дочки», из сказок.

2. Сопоставить пушкинский текст (отрывок) с близкими по теме, жанру произведениями (отрывками) других авторов, чтобы выявить особенности индивидуального авторского стиля. (Для сопоставления могут быть выбраны следующие произведения: «Пророк» Пушкина и Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Пушкина и «Памятник» Державина, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока, «О юность легкая моя. » (отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин») Пушкина и стихотворения Лермонтова «Благодарность».)

3. Понаблюдать над звуковой, интонационной организацией поэтических и прозаических произведений Пушкина (на материале одного из стихотворений, отрывка); привести примеры использования в поэтических произведениях Пушкина таких средств художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс.

4. Выявить в пушкинском тексте роль лексических средств: синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных), слов, употребленных в переносном значении; привести примеры использования устаревших слов, объяснить значение этих слов и их роль в тексте (например, в стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе», «Муза», «К морю», «Пророк», «Земля и море», «Отцы пустынники и жены непорочны. »).

5. Найти в произведениях Пушкина слова, имеющие стилистическую окраску: высок., книжн., разг., прост. и др. (указано, какие пометы имеют эти слова в толковых словарях); объяснить их значение и роль в тексте.

6. Понаблюдать, как используются в произведениях Пушкина фразеологизмы.

7. Найти признаки устной народной поэзии в сказках и стихотворениях Пушкина (например, в стихотворении «Еще дуют холодные ветры. », «В поле чистом серебрится. »).

8. Найти элементы разговорного стиля в произведениях Пушкина (например, в стихотворениях «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой. », в отрывках из романа «Евгений Онегин», из повести «Капитанская дочка»).

9. Сопоставить тексты Пушкина на близкие темы (например, стихотворения «Обвал», «Кавказ» и отрывки из «Путешествия в Арзрум», стихотворение «Калмычке» и отрывок из «Путевых заметок»).

10. Понаблюдать, как используются цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки в пушкинских произведениях, проанализировать эпиграфы в произведениях Пушкина, их роль в выражении авторского замысла (на материале романа «Евгений Онегин», прозаических произведений, стихотворений «Кто знает край, где небо блещет. », «Поэт и толпа» и др.).

11. Привести примеры афоризмов, созданных Пушкиным, составить небольшой текст, употребив в нем одно из крылатых выражений Пушкина.

12. Выполнить задания, используя материалы из четырехтомного «Словаря языка Пушкина» (в скобках указано, сколько раз употребляется Пушкиным слово):

а) понаблюдать, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово слово (679)? (Для наблюдений можно использовать отрывки из повестей «Дубровский», «Капитанская дочка», из «Путешествия из Москвы в Петербург» и др.);

б) понаблюдать, как употребляются слова-антонимы, сделать вывод о том, как частотность использования слов связана с ключевыми темами в произведениях Пушкина, с его мироощущением:

в) привести примеры использования Пушкиным ряда слов, которые можно назвать ключевыми в его произведениях:

г) найти, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово гость (298), например, в «Сказке о царе Салтане. »;

д) привести примеры употребления Пушкиным слова когда (843): союза, относит. мест. наречия, вопросит. мест. наречия;

е) доказать, что произведения Пушкина – это диалог с читателем; понаблюдать за употреблением слова читатель (128). В каких случаях это слово (или заменяющие его контекстуальные синонимы) является обращением? (Например, в поэме «Руслан и Людмила», в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»).

13. Понаблюдать за употреблением глаголов в пушкинской прозе (например, в главах «Вожатый», «Приступ», «Мятежная слобода» из повести «Капитанская дочка»).

14. Доказать на примере одного из поэтических произведений Пушкина справедливость высказывания Белинского: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом. ».

15. Понаблюдать, какова роль первого предложения (зачина) в произведениях Пушкина.

16. Привести примеры использования в произведениях Пушкина анафоры, инверсии, градации, многосоюзия, риторического обращения, риторического вопроса (например, в стихотворениях «Туча», «Анчар», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «К морю»).

17. Проиллюстрировать примерами использование Пушкиным развернутого сравнения как средства выразительности.

18. Показать на примерах роль лексического, грамматического повтора в произведениях Пушкина.

19. Проанализировать роль диалога в произведениях Пушкина, приемы осуществления речевой характеристики персонажей (например, в романе «Евгений Онегин», в повестях «Капитанская дочка», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».

20. Показать на примерах роль односоставных предложений в произведениях Пушкина (назывных, определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных), провести наблюдения над особенностями их употребления в начале текста (в роли зачина), в описаниях природы.

21. Подготовиться к выразительному чтению произведений Пушкина (отрывков); определить место коротких и более продолжительных пауз; выделить слова, на которые падает логическое ударение; выбрать тон, учитывая содержание, основную мысль, жанр текста.

22. Провести комплексную (многоаспектную) работу с текстами о Пушкине, о языке его произведений: определить тему, основную мысль, стиль текста, озаглавить текст (объяснить смысл названия), указать ключевые слова; определить, каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст (отрывок); указать средства межфразовой связи, роль первого (последнего) предложения; произвести лексический разбор текста, проанализировать орфографию и пунктуацию текста (сгруппировать орфограммы и пунктограммы, объяснить их); выполнить на материале текста разные виды разбора.

23. Подготовить доклад (реферат) на основе изученной научной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранных произведений Пушкина; темы могут быть сформулированы на основе материалов данной программы, например:

«Пушкин как основоположник современного русского литературного языка»;

«Слово Пушкина как источник культуры русской речи»;

«Слово Пушкина о русском слове»;

«Речевые идеалы Пушкина»;

«“Чувство соразмерности и сообразности”, воплощенное в произведениях Пушкина»;

«Слово Пушкина как источник развития чувства языка»;

«Пушкинские традиции и язык писателей второй половины XIX века»;

«Пушкинские традиции и язык поэзии Серебряного века»;

«Русские ученые-филологи о языке пушкинских произведений».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
3. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. М., 1993.
4. Дейкина А.Д. А.С. Пушкин на уроках русского языка. 10-й класс. М., 1999.
5. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
7. Максимов Л.Ю. «Кавказ» А.С. Пушкина (лингвистический комментарий) // Лингвистический анализ художественного текста. Вып. I. М., 1975. С. 53–61.
8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
9. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. 1993. № 3.
10. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. 11-й класс. М., 1995.
11. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
12. Рождественский В.С. Читая Пушкина. Л., 1962.
13. России первая любовь. Писатели о Пушкине, поэты – Пушкину. М., 1989.
14. Словарь языка Пушкина. В 4 тт. М., 1956–1961.
15. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1987.
16. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина //Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 24–44.
17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. М., 1984.

Ключевые произведения пушкина

Автор: Дементьева Светлана

Откровенно говоря, возрастные рамки, что устанавливаются при рекомендациях на книги, меня всегда несколько смущают. Прежде всего стоит помнить, что все дети разные. Кто-то в 10 лет читает философию, а кто-то продолжает любить русские народные сказки. Существуют и вундеркинды, читающие такое, название чего я вряд ли смогу грамотно написать. Поэтому эти самые рамки все-таки очень относительные. Понятное дело, что Льва Толстого не стоит читать в первом классе самому обыкновенному ребенку, т.е. ребенку с нормальным развитием без перегибов к заумности или, напротив, к какой-либо отсталости. Есть список лучших книг, которые рассчитаны на нормальных, самых обыкновенных детей начальной школы, т.е. где-то от 8 лет до 11. Существуют школьные программы по внеклассному чтению. Книги, включенные в этот список, распределены по возрастному признаку. Но так или иначе, всё все-таки зависит от учителя, и списки литературы очень часто урезаются. Мало того, и нормальные дети друг от друга отличаются. Кому-то читать Велтистова сложновато. А кто-то в те же 11 лет проглатывает Электроника взахлеб. Бывают дети прилежно читающие все, что задает учитель на лето. Но им этого мало. Они желают взглянуть на мир детской литературы шире. При этом родители хотели бы быть уверены, что выбор книг для их детей на все сто проверенный опытом поколений. Самым лучшим способом не ошибиться в книгах, что читают ваши дети, это прежде прочитать книгу самим. Но не всегда у взрослых бывает на то время. Одно могу сказать — помните, воспитывает по-настоящему только то, что пропускается ребенком через сердце! Это доказано. Поэтому нужно быть крайне внимательными к тому, ЧТО ваши дети смотрят и ЧТО читают. Я со своей стороны предлагаю список проверенных и самых лучших книг для детей начальной школы, т.е. возраст которых 8 — 11 лет. Книги эти многим очень хорошо известны. Кто-то когда-то читал их сам. Возрастные рамки я сознательно размыла, опираясь на все ту же разницу среди детей. Был ли бы из чего выбирать. Итак,

лучшие книги для детей 8 — 11 лет!

  1. Александрова Т. Домовенок Кузька
  2. Беляев А. Человек-амфибия
  3. Бианки В. Рассказы о животных
  4. Булычев К. Девочка с Земли
  5. Велтистов Е. Приключения Электроника
  6. Волков А. Волшебник Изумрудного города
  7. Волков А. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
  8. Гераскина Л. В Стране Невыученных Уроков
  9. Голявкин В. Рассказы
  10. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  11. Давыдычев Л.И. Друзья мои, приятели
  12. Давыдычев Л.И. Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника
  13. Дефо Д. Робинзон Крузо
  14. Драгунский В. Смешные рассказы школе
  15. Ершов П. Конек-горбунок
  16. Каминский Л. Урок смеха
  17. Киплинг Р. Маугли
  18. Крылов И. Басни
  19. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес
  20. Лагин Л. Старик Хоттабыч
  21. Лафонтен Басни
  22. Медведев В. Баранкин, будь человеком!
  23. Михалков С. Басни
  24. Михалков С. Праздник непослушания
  25. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
  26. Никитинский Ю. Девчонки, которые в меня влюблены
  27. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
  28. Олеша Ю. Три толстяка
  29. Осеева В. Рассказы
  30. Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
  31. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
  32. Пушкин А. Сказки
  33. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена
  34. Родари Дж. Приключения Джельсомино
  35. Родари Дж. Приключения Чиполлино
  36. Сладков Н. Рассказы
  37. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ
  38. Суслин Д. Рассказы
  39. Твен М. Приключения Тома Сойера
  40. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
  41. Чехов А. Рассказы для детей
  42. Шварц Е. Сказка о потерянном времени
  43. Эзоп Басни

Полезного Вам чтения!

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Цитаты из романа «Евгений Онегин» Пушкина: крылатые выражения, знаменитые фразы, афоризмы

Последняя встреча
Онегина с Татьяной.
Художник Л. Белянкин. 1893

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений великого русского поэта Александра Пушкина.

В этой статье представлены цитаты из романа «Евгений Онегин» Пушкина: крылатые выражения, знаменитые фразы, афоризмы.

Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Цитаты из романа «Евгений Онегин» Пушкина: крылатые выражения, знаменитые фразы, афоризмы

«. Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть. «

«. Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей. «

«. Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей. »

«. Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом. » (автор говорит о том, что «Евгений Онегин» это роман не о нем самом)

«. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. » (автор говорит о различиях между Онегиным и Ленским)

«. Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья. «

«. Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя. «

«. Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она. «

«. Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей. «

«. Любовью шутит сатана. «

«. Кого ж любить? Кому же верить? [. ]
Любите самого себя [. ]
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его. «

«. Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова. «

«. Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян. «

«. И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир. «

«. Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось. «

«. Мне тяжела теперь и радость [. ]
Под старость жизнь такая гадость…»

«. слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела. «

«. Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел. «

«. Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай. «

«. Любви все возрасты покорны. «

«. Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся…»

Это были цитаты из романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина: крылатые выражения, знаменитые фразы, афоризмы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: