Анализ стихотворения Н

Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное чуткость к нуждам простолюдина, лиризм и горький прикол, временами переходящий в сатиру и более того в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово «скука» несколько раз повторяется: седоку, прямо барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про «рекрутский набор и разлуку», то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что более того на такого человека подействовала история ямщика.
А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на час «выдернули» из привычной среды.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, подобная ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему кругом. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, «сиротинкой оставивши Грушу». Через месяц приехал зятек. В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка.

Как на проступок, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись. посадили

На тягло — да на ней и женили.

Здесь поэт ещё не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и оборотов, позже он будет чураться этого. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его супруга в общем-то ни в чем не виновата, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его супруга. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока он только слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длительный и тернистый, но единственно верный. А в данный момент только горькая усмешка, чуть скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

Анализ стихотворения Н. Некрасова «В дороге»

Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово «скука» несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про «рекрутский набор и разлуку», то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика.

А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время «выдернули» из привычной среды.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, подобная ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, «сиротинкой оставивши Грушу». Через месяц приехал зятек… В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка.

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена в общем-то ни в чем не виновата, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока он только слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих: Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров: Да не робей за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нар

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобио-графической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»: Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит: Когда бы зажило плечо,/Тянул бы лямку, как медведь,/

А кабы к утру умереть -/ Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Савушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.»Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатыркое деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю: Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,/ Работничек в поле ты был

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,/ Мужик – не богатырь?/ И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана/ В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости. Красавица, мира на диво,/ Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,/ Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно помечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса/ Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,/ Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,/ Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Гор-сточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет: Воля и труд человека/ Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге»

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) обогатил лирическое чувство новыми для русской литературы компонентами. Он привнес в поэзию чувство социальности и социально-аналитичес­кое начало. Чувство социальности включает в себя боль за бытие униженных и оскорбленных, их судьбу, стремление помочь им, ощущение личной ответственности за положение дел, страстное желание перемен и трезвое понимание того, что эти желанные перемены наступят нескоро.

Чувство социальности выражается еще и в том, что характеры, судьбы и психология его героев оцениваются, осмысляются с точки зрения не случайного, а социально закономерного. Так, прото­типом Груши, героини стихотворения «В дороге» (1845), принесшим Н. А. Некрасову признание в литературе, вероятно, была крепостная девушка Наталья Андреева из имения Некрасовых Грешнево. Но стихотворение рассказывает не только о судьбе одной женщины. «В дороге» — первое из стихотворений Н. А. Некрасова, посвященных женской крестьянской доле, и вместе с тем его первое резкое выступление против крепостного права.

Композиционно стихотворение «В дороге» представляет собой разговор путника с ямщиком («Скучно! скучно. Ямщик удалой, / Разгони чем-нибудь мою скуку! / Песню, что ли, приятель, запой / Про рекрутский набор и разлуку; / Небылицей какой посмеши / Пли, что ты видал, расскаяси — / Буду, братец, за все благодарен») и рассказ ямщика о своей жизни. Такая композицион­ная схема восходит к русским народным ямщицким песням, но в некрасовском стихотворении она наполнена иным содержанием: здесь речь идет не «про рекрутский набор и разлуку», а о тяжелой доле русской крестьянки. Крестьянская девочка Груша по воле барина была воспитана как барыш­ня: «В барском доме была учена / Вместе с барышней разным наукам, / Понимаешь-ста, шить и вя­зать, / На варгане играть и читать — / Всем дворянским манерам и штукам. / Одевалась не то, что у нас / На селе сарафанницы наши, / А, примерно представить, в атлас; / Ела вдоволь и меду и каши. / Вид вальяжный имела такой, / Хоть бы барыне, слышь ты, природной, / И не то что наш брат крепостной, / Тоись, сватался к ней благородный». Когда же барин умер, то новый господин выдал Грушу замуж за крестьянина: «Знай-де место свое, ты, мужичка!» После жизни в барском доме Груша оказалась не приспособленной для крестьянской жизни: «Ни косить, ни ходить за коро­вой. / Грех сказать, чтоб ленива была, / Да, вишь, дело в руках не спорилось!» Муж, жалея Грушу и предчувствуя ее скорую смерть, говорит так: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая!»

Анализ стихотворений «В дороге» и «Элегия» Некрасова

Н.А. Некрасов многие свои стихотворения посвящал российскому крестьянству, его проблемам, непростой жизни и порой жестокому отношению помещиков.

А поскольку он относится к авторам т.н. натуральной школы, т.е. направления, которое ставило своей целью наиболее подробное и достоверное описание реального быта, то и стихотворения его отличаются документальной точностью, сюжетом и достоверностью. Натуралньая школа также выражается в гражданственности лирики Некрасова, которая ставила цель воспитания читателя и выражению своей гражданоской позиции.

Многие из стихотворений Некрасова даже можно назвать поэмами, т.к. присутствует четкий сюжет и внимание к деталям.

«В дороге» — дворянское образование крестьянки

Одно из таких стихотворений — В дороге. Посвящено оно следующей истории из крестьянской жизни: крепостная девушка с детских лет жила в доме помещика на правах дочери, вместе с барышней получила по-настоящему дворянское образование и манеры.

Однако после смерти помещика новый хозяин продал ее и выдал замуж за простого крестьянина. А девушка оказалась не приспособлена к деревенской жизни — она не привыкла ни работать, ни носить простую одежду, ни вести хозяйство.

Все это вызывает неудовольствие ее мужа, а особенно тот факт, что подобное своему мировоззрение она может передать и сыну, которого пытается обучать грамоте.

А поскольку деревенская жизнь совсем не подходит женщине, муж всерьез тревожится, что она может умереть от тоски и говорит, что погубили-то ее дворяне, а ведь женщина-то сама по себе неплохая.

Крестьянин осуждает дворянство за свойственную им жизнь. Некрасов же пытается этим стихотворением показать другое: что и дворянам на самом деле небезразлична крестьянская жизнь.

Ведь помещик попытался помочь крестьянской девушке получить хорошее образование (не подумав, правда, что тем самым все равно не даст ей дворянского положения), а сам главный герой стихотворения в конце начинает искренне сочувствовать обездоленным крестьянам.

Сначала ему скучно ехать, вот он и просит ямщика рассказать какую-нибудь забавную историю, а услышав рассказ о реальной жизни, сопереживает несчастной девушке.

Это стихотворение написано в соответствии со всеми принципами натуральной школы: для создания эффекта достоверности Некрасов вставляет в речь ямщика множество простонародных разговорных слов, специально упрощая его речь, добавляет в рассказ мелкие детали. А главное, что сама ситуация, описанная в стихотворении — и поездка, и история девушки — представляются чрезвычайно правдоподобными.

«Элегия» — сострадание простым людям

Общие же свои принципы обсуждения в творчестве темы крестьянства Некрасов озвучивает в стихотворении Элегия, которое является своего рода манифестом.

Некрасов говорит, что хоть некоторые писатели и считают, что тема народных страданий в литературе давно уже исчерпана, он не собирается от нее отказываться.

На его взгляд, судьба родного народа — это главное, что должно волновать любого писателя. Некрасов считает, что крестьянская реформа 1861 года была несостоятельна, поскольку хоть крестьяне и получили номинальную волю, по-настоящему свободными они стать не смогли, слишком уж тяжелая у них жизнь.

Именно описание этой жизни и сострадание простым людям Некрасов и считает главной своей поэтической задачей, за которую его должны помнить и уважать и современники, и потомки.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема Родины в русской литературе: гражданственность и патриотизм
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАнализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь советская»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: