Анализ стихотворения Н

Я уверен, что во все времена и у всех народов дети, в отличие от взрослых, похожи между собой. Ребятишки, глядящие на нас со страниц стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», не слишком отличаются от нас: они такие же озорные, любопытные, искренние, веселые, непоседливые.

Деревня, лес, речка, свобода — да для них каждый день был бы праздником, если бы… А вот здесь и появляется «другая сторона медали», то, что сразу проводит между нами непреодолимую грань. Описанные автором дети с самого раннего возраста работают наравне со взрослыми.

Довольно, Ванюша!
Гулял ты не мало.
Пора за работу, родной!

И Ванюша выходит с отцом в поле, едет в лес за дровами, столярничает, слесарничает, помогает во дворе и дома. Жизнь моих сверстников кажется беспечной игрой по сравнению с трудовыми буднями крестьянских детей, которым к тому же «сгибнуть ничто не мешает.». В то время не было ни школ, ни больниц для бедных. Ребята учились у родителей и других взрослых, у природы, которая и кладовая мудрости, и самый суровый учитель.

Вот так, при всей нашей схожести с деревенскими детьми далекого XIX века, мы, оказывается, совсем разные.

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»»

Я уверен, что во все времена и у всех народов дети, в отличие от взрослых, похожи между собой. Ребятишки, глядящие на нас со страниц стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», не слишком отличаются от нас: они такие же озорные, любопытные, искренние, веселые, непоседливые.

Деревня, лес, речка, свобода — да для них каждый день был бы праздником, если бы… А вот здесь и появляется «другая сторона медали», то, что сразу проводит между нами непреодолимую грань. Описанные автором дети с самого раннего возраста работают наравне со взрослыми.

* Довольно, Ванюша!
* Гулял ты не мало.
* Пора за работу, родной!

И Ванюша выходит с отцом в поле, едет в лес за дровами, столярничает, слесарничает, помогает во дворе и дома. Жизнь моих сверстников кажется беспечной игрой по сравнению с трудовыми буднями крестьянских детей, которым к тому же «сгибнуть ничто не мешает.». В то время не было ни школ, ни больниц для бедных. Ребята учились у родителей и других взрослых, у природы, которая и кладовая мудрости, и самый суровый учитель.

Вот так, при всей нашей схожести с деревенскими детьми далекого XIX века, мы, оказывается, совсем разные.

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», сочинение

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом — это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» прочитайте также другие сочинения, связанные с Некрасовым:

Анализ стихотворения Некрасова Крестьянские дети

НЕКРАСОВ ПОЭТ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Главный герой творчества Некрасова — крестьянство. С исчерпывающей полнотой и ясностью в революционной образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силон, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Некрасовские стихи поражают глубиной проникновения в психологию крестьянина, удивительным знанием деревенского быта, любовью к народу и неостывающей ненавистью к его угнетателям.

Ещё в то время, когда русская литература не знала героев-крестьян, за несколько лет до появления повести Григоровича «Антон Горемыка» и рассказов Тургенева из «Записок охотника», Некрасов в ряде стихотворений рассказал о полной страданий жизни крестьянства.

Постоянное внимание поэта к жизии крестьянина отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «В деревне», «Забытая деревня», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская» и т. д. Крестьянству в основном посвящены и такие крупнейшие произведения Некрасова, как поэма «Мороз — Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники», и такие лирические шедевры, как «Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и множество других.

«На уме у тебя мужики»,- говорил Некрасов о своей музе. И когда в стихотворении «Балет» он даёт сатирическое изображение светского и чиновного общества, восхищающегося сусальным, лживым исполнением на сцене «народных» песен и плясок, его угрюмая муза рисует настоящий народ: пустынный просёлок, покрытый белым саваном снега, и мужицкий обоз, возвращающийся из города после сдачи рекрутов:

Снежно — холодно — мгла и туман.

И по этой унылой равнине

Шаг за шагом идёт караван

С седоками в промёрзлой овчине,

Как немые, молчат мужики.

Даже песня никем не поётся,

— Бабы спрятали лица в платки,

Только вздох иногда проиесётея

Или крик: «Ну! чего отстаёшь?

— Седоком одним меньше везёшь.

Быть сданным в солдаты в to время было всё равно, что быть вычеркнутым из списка живых. Вот почему

Ужас народа при слове «набор»

Подобен был ужасу казни.

То, что так ужасало народ, не могло не ужасать Некрасова — народного поэта. Вот почему, описывая гордую красоту Петербурга, роскошь его дворцов, он помнит про тех, кто создал все богатства города. Он видит на площадях прекрасного города сотни крестьянских дровней, привезших рекрутов, слышит причитания жён и матерей:

Чу, рыдание баб истеричное!

Сдали парня. Жалей, не жалей,

Перемелется — дело привычное!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и картинами этого горя полны его произведения. Особенно сильно взволновала поэта судьба угнетённой крестьянки.

Ты вся — воплощённый испуг,

— Ты вся — вековая истома! —

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» — перед нами старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь её беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», старуха-мать покончила бы жизнь самоубийством. Та же тема — горе матери-крестьянки — поставлена в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь,- вспоминал Некрасов.- Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить». Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный её сын, замученный солдатчиной, «больнёхонек» вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка,

На десятый день преставился.

Здоровенный был детинушка!

Но жестокая казарменная муштра сгубила, довела до чахотки этого богатыря. Так страшна была царская солдатчина, что даже в последнюю ночь перед смертью, в бреду

Всё ему перед кончиною

Служба эта представлялася.

Бред умирающего раскрывает ужас положения крестьянина, сданного в солдаты, бесчеловечное обращение с ним:

Вдруг метнулся. смотрит жалобно.

Повалился — плачет, кается,

Крикнул: «Ваше благородие! Ваше. »

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная.

Такими словами заключает автор рассказ Орины.

В произведениях Некрасова возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз — Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она «красотою дивила, была и ловка и сильна», но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, трудней которой «вряд ли сыскать». Нельзя равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И поэт говорит, обращаясь к крестьянке:

Тот сердца в груди не носил,

Кто слёз над тобою не лил!

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни пореформенной деревни. Как и Чернышевский, он понимал грабительский характер «освобождения» и то, что изменились только формы угнетения народа.

Некрасов с горечью отмечал, что положение народа после «освобождения» не улучшилось:

В жизни крестьянина, ныне свободного.

Бедность, невежество, мрак.

В поэме «Дедушка», написанной в 1870 г., он нарисовал такой образ «свободного» крестьянина:

Вот он, наш пахарь угрюмый,

С тёмным, убитым лицом;

Лапти, лохмотья, шапчонка.

Голоден труженик вечной.»

Некрасов не видел «следов обновления», перемен к лучшему в жизни народа, но от этого его страдальческая поэзия не становилась пессимистической. Некрасов верил в богатырские силы народа, в то, что народ проснётся, «исполненный сил», разорвёт сковавшие его цепи и в борьбе с угнетателями завоюет себе счастливую жизнь.

Стихотворения Некрасова, героем которых был народ, становились крупнейшими политическими и литературными событиями: запрещаемые цензурой, они ходили по рукам в многочисленных списках, заучивались и распевались передовой молодёжью, печатались в революционных органах. Так, когда цензура запретила «Размышления у парадного подъезда», стихотворение это было напечатано в «Колоколе» и снабжено таким примечанием Герцена: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Поэзия Некрасова учила соединять слово с делом, воспитывала настоящих революционеров, вызывала восхищение таких великих современников Некрасова, как Чернышевский и Добролюбов. Поэзия Некрасова была поэзией революционной борьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: