Анализ стихотворения Михаила Юривича Лермонтова Смерть Поэта

Одним из величайших поэтов XIX века мы можем смело назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихи многие учат наизусть, для кого-то он — любимый поэт. Казалось бы, мы все о нем знаем: жизнь, творчество, идеалы, принципы. А так ли это на самом деле? Кого-то стихи Лермонтова не трогают, для кого-то он — гений, великий творец слова. Кто-то не может ни строчки понять из его стихотворений, кто-то с ним просто не согласен. Одни им восхищаются, другие учатся у него жизни, реалистическому отношению к миру.

А я просто люблю его стихи. Люблю их читать, изучать, понимать. Мне нравится, обращаясь заново к его творениям «Выхожу один я на дорогу. » и «Родина», находить в них новый для меня смысл. Стихи этого поэта не дарят успокоение или чувство умиротворения. Нет! Они заставляют думать о жизни и смерти, о любви и ненависти, счастье и горе, о назначении человека, о предназначении поэта и поэзии.

Как и у многих других поэтов, последняя тема становится у Лермонтова одной из ведущих. Она была раскрыта и А. С. Пушкиным, и, впоследствии, А. Блоком, А. Ахматовой. М. Ю. Лермонтов говорил о назначении поэта и поэзии своими словами: грустными и жестокими, правдивыми и справедливыми. Его стихи «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк», «1831-го июня 11 дня» , наверное, лучше всего помогают нам понять взгляд Лермонтова на назначение поэта и поэзии, понять его самого.

С самого начала своего творческого пути, уже в четырнадцать лет, Михаил Юрьевич задумывался о своем предназначении в этой жизни, о предназначении каждого поэта. Именно тогда он и пишет свое стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»). Сравнивая поэта с художником Рафаэлем, сравнивая свои стихи с картинами живописца, а его Музу — со своей, Лермонтов наполняет стихотворение яркой образностью, контрастностью. Перед нами возникает живая картинка, воплощенные в слова представления и мечты:

Когда Рафаэль вдохновенный

Пречистой девы лик священный

Живою кистью окончал,

Своим искусством восхищенный,

Он пред картиною упал!

Он забывал порыв небесный. И далее:

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Но долго, долго ум хранит

Оптимизм, упоение своим даром врываются в эти строки. Мы видим, что для М. Ю. Лермонтова счастье — творить. С каким восторгом он описывает свое вдохновение, нисходящее на него. Так и льется радость из строк стихотворения. И нам самим неожиданно хочется сесть и, следуя примеру Лермонтова, покориться Музе и выразить свои чувства поэтическими образами.

Сколько оптимизма, сколько здесь надежды на будущее! Но вдруг:

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Что это? Где упоение своей силой, стремление сделать мир прекраснее с помощью своей поэзии?

Реальность настигла поэта. Он внезапно понял, прозрел: не все можно сказать словами, не все чувства можно выразить. А самое главное — не все тебя поймут!

И я влачу мучительные дни Без цели оклеветан, одинок.

Говорил ли Лермонтов только о себе? Не кажется ли вам, что здесь звучат отголоски еще чьей-то судьбы?

Погиб поэт! — невольник чести

Пал, оклеветанный молвой.

В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов грозно и непреклонно выносит приговор своим современникам, обществу, в котором он творил. Не смогли они уберечь поэта, не смогли его понять. Они не услышали его призывов и воззваний, не приняли его правды. Теперь носить ему [Пушкину] венок терновый, что язвит его чело, «приют певца» теперь «угрюм и тесен», да «на устах его печать». Сколько горечи и боли, обиды в словах Лермонтова:

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

Не может Лермонтов простить своим современникам смерти дивного гения, светоча русской поэзии. Черными, темными красками описывает Лермонтов свои чувства; его слова наполняют и нас болью и обидой, гневом и унижением:

А вы, надменные потомки!

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Где светлый поэт с мечтами и устремлениями? Он «потерялся» в реальности, он увидел мир, какой он есть. Он увидел «пророков» своего времени:

В наш век изнеженный, не так ли, ты, поэт

Свое утратил назначенье.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Лермонтов видит, что поэты — певцы правды и справедливости — променяли свое предназначение на злато и серебро. Он возмущен и поражен. Он не хочет их понять. Как можно, встав на путь служения народу, забыть о нем. Как истинный поэт, наследник Ломоносова и Державина, Жуковского и Пушкина, Лермонтов всегда остается верен своему предназначению. Он уверен в том, что нашел свой смысл в жизни. И как бы ни было тяжело, главное — чтобы его услышали и поняли.

Поняли ли его? Услышали ли? Сомневаюсь! Люди боятся слышать правду, боятся верить грозному слову. Горькая правда или сладкая ложь?

Лермонтов выбрал первое! Он пророк, служитель народа; словом он приносит в толпу смирение, поэтической строкой помогает людям увидеть свет и понять самих себя, но:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

В этом стихотворении («Пророк») Лермонтов выразил свое понимание предназначения поэта и поэзии. И не только: он показал всю суть его несчастий и уготованную ему судьбу. Природа ласково его встречает, тварь земная покорна ему, звезды, лучами играя, слушают его. А в городе, где шум и гам «гуляют», там старики лишь детям говорят, что горд он был и с миром не ужился, угрюм и худ пророк:

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

А он идет вперед, он ведь пророк, и жизнь его бессмысленна без слова. Ему судьбой назначено нести в толпу свет, а изгонять оттуда тьму. И всю свою жизнь, все лучшие годы своей жизни поэт-пророк, не останавливаясь, будет идти к своей цели. Так шел Лермонтов, а до него — Пушкин, а потом — Есенин, Цветаева, Ахматова.

Читая стихи Лермонтова о назначении поэта и поэзии, не говорите, что они пессимистичны, что от светлого понимания своего предназначения он пришел к тому, что стал тяготиться своим даром. Нет! Это не так! Вчитывайтесь, вдумывайтесь! Вы увидите свет, вы увидите любовь к народу, желание творить и дарить людям радость. Не это ли главное предназначение поэта и поэзии?

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Осень»

Михаил Юрьевич Лермонтов считал, что восхищаться красотами окружающего мира может только человек с романтическим складом характера, человек, который не пережил ещё в жизни ни горечь разочарования, ни крушение надежд. Но, несмотря на эти свои убеждения, в раннем творчестве поэта часто встречается тема описания красоты родной природы.

Одним из лучших стихотворений пейзажной лирики можно по праву считать его произведение «Осень», которое было написано Лермонтовым в 1828 году, а самому поэту на тот момент было всего лишь четырнадцать лет. Он

Это время для молодого поэта было тяжёлым из-за его глубоких переживаний по поводу того, что бабушка после смерти своей дочери – матери Михаила – категорически запретила своему зятю видеться с родным сыном и он не имел возможности общаться со своим отцом. Молодой человек в этот период испытывал постоянно чувство раздражения, разочарование во всех людях и вообще с чисто юношеским максимализмом

Но в родном имении Михаил Лермонтов впервые глазами поэта увидел и оценил красоту и величие русской матушки-природы. Поэт, в отличие от Александра Пушкина, не любил осень, как время года, но, несмотря на это, нашёл в ней какое-то особое очарование, которое было очень созвучно душевным переживаниям поэта.

Стихотворение «Осень» не имеет определённого героя, оно просто является зеркальным отражением душевного настроения самого поэта в тот нелёгкий для него период жизни.

Не ускользают от внимания Лермонтова и от его пера ни жёлтые листья, облетевшие с деревьев, не дикий зверь, который мелькает между деревьев редеющего леса и хочет только одного как можно надёжней спрятаться от чужих глаз, чтобы не стать чьей-то жертвой. А ещё, благодаря своей врождённой наблюдательности и поэтическому дару, юный поэт сумел увидеть в угасании жизненной силы в природе не смерть, а процесс естественного завершения очередного цикла жизни и призывает своего читателя с покорностью принимать всё то, что приготовила ему судьба.

А мастерское владение художественными средствами, такими, как например, эпитеты, позволило юному поэту передать все нюансы таинственных осенних превращений в природе.

«Смерть поэта» М. Лермонтов

Погиб поэт! — невольник чести, —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. Издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника, Александра Пушкина, и считал его одним из ярких представителей русской литературы. Поэтому гибель кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление. Более, того, он оказался одним и немногих, кто правдиво рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых сильных и ярких своих произведений – стихотворение «Смерть поэта».

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина, а после его смерти надели маску вселенской скорби. «… к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?», — пытается обличить светское общество Лермонтов. И тут же намекает на то, что гибель Пушкина была неизбежной, так как, по преданию, смерть на дуэли поэту еще в юности предсказала гадалка, в точности описав внешность того, кто сделает роковой выстрел. Поэтому в стихотворении появляется достаточно загадочная строчка о том, что «судьбы свершился приговор».

Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого – гибель одного из самых талантливых русских поэтов. Однако он подчеркивает, что убийца Пушкина «дерзко презирал земли чужой язык и нравы». Тем не менее, люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчет в том, что на кон поставлена жизнь человека, который уже успел прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами поэта.

Вторая часть стихотворения, более короткая и емкая, наполнена едким сарказмом и напрямую обращена ко всем тем, кто виновен в гибели поэта. Их Лермонтов изображает в качестве «надменных потомков», заслуга которых лишь в том, что они появились на свет у прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «сенью закона», поэтому избежит наказания за смерть Пушкина. Но при этом Лермонтов напоминает, что еще существует и Божий суд, который « недоступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам поэта рано или поздно все равно придется предстать, и тогда справедливость наверняка восторжествует. Пусть не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», — убежден Лермонтов, не подозревая о том, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли. И так же, как и Пушкин, погибнет не от пули, а от презрения и равнодушия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным, а поэты – к придворным шутам, не имеющим право на собственное мнение.

«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

«Смерть поэта» является откликом М.Ю. Лермонтова на гибель Пушкина. Как известно, новость о роковой для Александра Сергеевича дуэли застигла Лермонтова в период болезни.

Событие до глубины души затронуло Лермонтова. «Смерь поэта» справедливо была признана возмущенным гласом всего передового общества России того времени: эта социальная группа негативно относилась к аристократии при дворе царя, которая и явилась действительной виновницей гибели гениального поэта.

До наших дней текст стихотворения дошел в двух частях: первая (до слов «А вы, надменные потомки…») является автографом; последующие же строки, составляющие вторую часть, сохранены лишь в копиях.

Анализ самого текста позволяет увидеть в нем несколько смысловых частей, блоков, каждый их которых посвящен отдельным аспектам одной общей тематики.

Так, стихи «Его убийца хладнокровно…» есть речь о Дантесе, французском монархисте, который совместно с придворной знатью травил Пушкина и в итоге стал его убийцей.

Во многих стихах произведения наблюдаются перекликания с произведениями Александра Сергеевича:

  • «Как тот певец, неведомый…» – здесь Лермонтов вспоминает о Ленском из «Евгения Онегина»;
  • «Зачем от мирных нег…» – а здесь наблюдается осознанное переплетение с «Андреем Шенье»;
  • следует сказать и о сознательном заимствовании Лермонтовым выражений из «Кавказского пленника». Речь идет о строке «Погиб Поэт! – невольник чести…».

Наибольший интерес вызывает строка «А вы, надменные потомки» и следующие за ней стихи. Раевский, друг Лермонтова, способствовавший распространению стихов, свидетельствовал о том, что эта часть была написано несколько позднее остального текста. И в ней кроется реакция Лермонтова на попытки придворного окружения оправдать Дантеса и осквернить светлый образ Пушкина. В одном из списков стихотворения содержался список, в котором названы были некоторые фамилии тех, кому посвящены эти строки. Речь шла о той части аристократической прослойки, которая добилась положения благодаря проворству их отцов в свое время.

Но язвительная политическая острота, которой буквально пронизано все произведение, не осталась незамеченной. Как свидетельствовали современники, один из списков стихотворения доставили царю. В результате Лермонтов и Раевский были арестованы и привлечены к ответственности. В приговоре, вынесенном против них, устанавливалось:

— Раевского месяц держать под арестом, а затем направить в Олонецкую губернию;

— Лермонтова перевести в Нижегородский драгунский полк.

А полк этот в то время был в составе действующей армии. Так Лермонтов отправился на Кавказ…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector