Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

В.В. Маяковский был прекрасным поэтом-сатириком. К числу его сатирических произведений относится стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), обличающее бюрократизм. Уже в самом названии стихотворения заложен его глубокий смысл.

Стихотворение начинается с картины того, как «чуть ночь превратится в рассвет» «расходится народ в учрежденья». Сатирическая тематика этого произведения заявляется уже в первой строфе: «кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет….» Так, прямо скажем, без тени уважения называет Маяковский первую часть длинных

Далее идет рассказ о том, как он ходит «со времени она» и пытается попасть на аудиенцию, но попытки его тщетны. Герою отвечали, что «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать», или, что «все до 22-х лет на заседании комсомола», или сообщают, что товарищ Иван Ваныч на «заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Далее повествование приближается к кульминационной части:

Дикие проклятья дорогой изрыгая

Сидят людей половины…

Здесь Маяковский прибегает к гротеску, показывая, что «сидят людей половины». Бюрократизм достиг

Из стихотворения видно, что людей перестала интересовать суть заседания; главное, человеческое, поглотила бюрократия. Используемый поэтом гротеск — разделение человека на две части, говорит о раздвоении личности, утрате духовных начал.

Гротеск «Прозаседавшихся» убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, тратящих все время и энергию на бесконечные пустые заседания, например на заседание по поводу «покупки склянки чернил Губкооперативом.

Заканчиваются «Прозаседавшиеся» мечтой поэта:

Прозаседавшиеся (Маяковский)

← Приказ № 2 армии искусств Прозаседавшиеся
автор Владимир Владимирович Маяковский
Спросили раз меня: «вы любите ли НЭП?»… →
См. Стихотворения 1922 . Источник: Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т.4. в ФЭБ

Прозаседавшиеся

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
10 отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени о́на». —
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео [1] и Гукона [2] ».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.

20 Опять:
«Через час велели придти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
го́ло!
Все до 22-х лет

30 на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья доро́гой изрыгая.

  • 40 И вижу:
    сидят людей половины.
    О дьявольщина!
    Где же половина другая?
    «Зарезали!
    Убили!»
    Мечусь, оря́.
    От страшной картины свихнулся разум.
    И слышу
    спокойнейший голосок секретаря:
  • 50 «Они на двух заседаниях сразу.
    В день
    заседаний на двадцать
    надо поспеть нам.
    Поневоле приходится раздвояться.
    До пояса здесь,
    а остальное
    там».

    С волнения не уснешь.
    Утро раннее.

    60 Мечтой встречаю рассвет ранний:
    «О, хотя бы
    еще
    одно заседание
    относительно искоренения всех заседаний!»

    Примечания

    Газ. «Известия ВЦИК», М. 1922, № 52, 4 марта; «Маяковский издевается», 1-е и 2-е изд.; «13 лет работы», т. 1; «Избранный Маяковский»; «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается»; «Стихи о революции», 1-е и 2-е изд.; «Избранное из избранного»; Сочинения, т. 2; «Школьный Маяковский».

    Перепечатано в газ. «Дальневосточный телеграф», Чита, 1922, 25 сентября.

    В настоящем издании в текст 2-го тома Сочинений внесено исправление, сделанное автором в сборнике «Школьный Маяковский» (1929) в строке 54: вместо «Поневоле приходится разорваться!» — «Поневоле приходится раздвояться».

    «Стихотворение «Прозаседавшиеся» высоко оценил Владимир Ильич Ленин. В речи «О международном и внутреннем положении Советской республики» на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 года В. И. Ленин сказал:

    «Вчера я случайно прочитал в „Известиях“ стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Мы, действительно, находимся в положении людей (и надо сказать, что положение это очень глупое), которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы — до бесконечности… Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 197—198).

    «Прозаседавшиеся» В. Маяковский

    «Прозаседавшиеся» Владимир Маяковский

    Чуть ночь превратится в рассвет,
    вижу каждый день я:
    кто в глав,
    кто в ком,
    кто в полит,
    кто в просвет,
    расходится народ в учрежденья.
    Обдают дождем дела бумажные,
    чуть войдешь в здание:
    отобрав с полсотни —
    самые важные! —
    служащие расходятся на заседания.

    Заявишься:
    «Не могут ли аудиенцию дать?
    Хожу со времени она».-
    «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
    объединение Тео и Гукона».

    Исколесишь сто лестниц.
    Свет не мил.
    Опять:
    «Через час велели прийти вам.
    Заседают:
    покупка склянки чернил
    Губкооперативом».

    Через час:
    ни секретаря,
    ни секретарши нет —
    голо!
    Все до 22-х лет
    на заседании комсомола.

    Снова взбираюсь, глядя на ночь,
    на верхний этаж семиэтажного дома.
    «Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
    «На заседании
    А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

    Взъяренный,
    на заседание
    врываюсь лавиной,
    дикие проклятья дорогой изрыгая.
    И вижу:
    сидят людей половины.
    О дьявольщина!
    Где же половина другая?
    «Зарезали!
    Убили!»
    Мечусь, оря.
    От страшной картины свихнулся разум.
    И слышу
    спокойнейший голосок секретаря:
    «Оне на двух заседаниях сразу.

    В день
    заседаний на двадцать
    надо поспеть нам.
    Поневоле приходится раздвояться.
    До пояса здесь,
    а остальное
    там».

    С волнением не уснешь.
    Утро раннее.
    Мечтой встречаю рассвет ранний:
    «О, хотя бы
    еще
    одно заседание
    относительно искоренения всех заседаний!»

    Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

    Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо боль поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют. Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».

    Начинается это произведение вполне буднично и обычно, показывая деловую активность различных слоев населения, представители которых спешат по своим делам. Их ждет масса работы, однако вскоре выясняется, что вся она связана с никому не нужной бумажной волокитой. Однако настоящим бичом общества являются всевозможные заседания, которые отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, вынужденных обратиться в то или иное учреждение для решения действительно важных вопросов.

    «Исколесишь сто лестниц. Свет не мил», — именно такие ощущения вызывает у Маяковского необходимость искать очередного чиновника, который оказывается настолько неуловимым, что застать на месте в рабочее время его попросту не представляется возможным. Выслушивая очередные отговорки секретаря и ссылки на то, что требуемая персона ушла на очередное заседание, поэт, а в месте с ним тысячи советских граждан вынуждены вновь бегать по коридорам учреждения в надежде все же разыскать пропажу. И когда рабочий день уже близится к завершению, оказывается, что поинтересоваться дислокацией до сих пор не вернувшегося чиновника уже просто не у кого. «Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо!», — с сарказмом отмечает поэт, сообщая читателю, что даже люди, призванные отвечать на вопросы многочисленных посетителей, вынуждены уйти на заседание.

    Очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, после чего Маяковский решает разыскать его во что бы то ни стало и врывается в зал, где проходит еще одно заседание, «дикие проклятья на ходу изрыгая». Картина, которая предстает перед поэтом, описана автором с особым сарказмом, приправленными мистическим ужасом, так как в помещении он видит только половинки людей, точнее, их верхние части до пояса. Умышленный гиперболический прием, использованный автором, признан подчеркнуть, что даже рабочего дня чиновникам не хватает на то, чтобы поспеть на все запланированные заседания, которых в день проводится не менее двадцати. Некоторые мероприятия и вовсе совпадают по времени, поэтому их участники вынуждены в буквальном смысле слова раздваиваться, что вызывает у поэта уже не сарказм, а горькую усмешку. Понимая всю беспочвенность и ненужность культивируемых общественных дебатов, автор, между тем, отдает себе отчет, что эта относительно новая система будет искореняться десятилетиями. В результате же страдают самые обычные люди, которые вынуждены тратить на решение банальных вопросов колоссальное количество времени.

    В последние строчки этого стихотворения Маяковский вложил всю свою иронию. Кошмарное видения с раздвоением чиновников мучило его всю ночь, и в итоге рассвет поэт встретил с единственной мечтой – «о, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

    Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны. Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы. И именно подобные «походы», часто заканчивавшиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснулось в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.

    Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся»

    Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» является важным при рассмотрении творчества Маяковского, так как это его первое стихотворение о бюрократизме. Стихотворением «Прозаседавшиеся» Владимир Владимирович обличает пороки власти, бюрократизм. Тема эта, к сожалению, актуальна и на сегодняшний день.

    Стихотворение наполнено сатирой. Лирический герой — обычный человек, пришедший к некоему Ивану Ивановичу для получения «аудиенции». Герой сталкивается с беспорядком учреждения, где заседания не прекращаются весь день. Произведение написано в период последнего творческого этапа Маяковского, когда сарказм его произведений достиг высокого профессионального уровня. Можно заметить, что здесь Маяковский виртуально управляется с сатирой, ее острие направлено четко, при этом автор вместе с осмеянием бюрократизма формирует в головах читателей картину «здорового» общества.

    Стихотворение построено на гиперболе, которая помогает подчеркнуть и осмеять представленные в стихотворении пороки. Сатирическая агрессия этого произведения возрастает постепенно. В каждой следующей строфе встречаются все более агрессивные насмешки над заседаниями. Маяковский и в своей собственной жизни сталкивался с бюрократизмом, пытаясь опубликовать одну из своих статей в журнале. Вероятно, именно это и послужило стимулом к написанию данного стихотворения. Маяковский видел бюрократизм, как кучу ненужных бумаг, огромную власть бесполезных инструкций, взамен живых реальных действий. Автор также насмехается над названиями возникших после революции учреждений.

    Нарастая постепенно, гипербола переходит в гротеск, когда, попав на одно из заседаний, человек увидел «людей половины» — заседаний так много, что им приходится разрываться.

    «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» — этим заканчивается произведение. Этой фразой автор подводит опять же в сатирической форме итог всему стихотворению.

    Ленин после прочтения «Прозаседавшихся» говорил: «. . . он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. . . «. Он признавался, что не силен в поэзии, но с политической точки зрения высоко оценил это стихотворение. В дополнение к вышеприведенному анализу стихотворения «Прозаседавшиеся» следует отметить: понятие «прозаседавшиеся» вошло в русский язык в качестве неологизма, описывающего бесполезные собрания, в первую очередь, правительства. Оно применяется и сейчас.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector