Анализ стихотворения Маяковского Послушайте (1914 год)

Тема этой статьи — анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!». Год написания интересующего нас произведения — 1914.

Внимательный читатель в стихах, относящихся к периоду, когда было создано стихотворение, услышит не только пренебрежительные, насмешливые, фамильярные интонации. Он поймет, присмотревшись, что за внешней бравадой скрывается одинокая и ранимая душа. Владимира Маяковского отделяла от других поэтов, а также от размеренного, привычного течения жизни человеческая порядочность, которая помогала ему ориентироваться в важных проблемах времени, а также внутренняя убежденность в том, что его нравственные идеалы верны. Такая обособленность рождала в нем душевный протест против среды обывателей, в которой высоким идеалам не было места.

В этой статье мы проведем анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!». Вы узнаете, что хотел сказать этим произведением автор, каковы его особенности и использованные в нем средства выразительности. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» начнем с названия — слова, повторенного, кроме заголовка, еще два раза — в начале и в конце произведения.

«Послушайте!» — крик души

Стих этот является криком души Владимира Владимировича. Начинается он с обращения к людям: «Послушайте!». Каждый из нас таким восклицанием прерывает часто речь в надежде быть понятым и услышанным. Не просто произносит лирический герой это слово. Он «выдыхает» его, пытаясь отчаянно обратить внимание на волнующую его проблему людей, живущих на земле. Это жалоба поэта не на «равнодушную природу», а на человеческое безразличие. Маяковский как будто ведет спор с воображаемым оппонентом, приземленным и недалеким человеком, мещанином, обывателем, убеждая его в том, что не следует мириться с горем, одиночеством, равнодушием.

Полемика с читателем

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» показывает, что весь строй речи именно такой, какой должен быть, когда ведется полемика, дискуссия, когда собеседники тебя не понимают, а ты ищешь лихорадочно аргументы, доводы и надеешься на то, что все-таки поймут. Для этого нужно лишь как следует объяснить, найти наиболее точные и важные выражения. И их находит лирический герой. Накал эмоций, страстей, который он переживает, становится настолько силен, что их нельзя выразить иначе, как только емким многозначным словом «Да?!», которое обращено к тому, кто поддержит и поймет. В нем и забота, и обеспокоенность, и надежда, и сопереживание. Если бы совсем отсутствовала надежда на понимание у лирического героя, он не стал бы так увещевать, убеждать.

Последняя строфа

В стихотворении последняя строфа начинается с того же слова, что и первая («Послушайте!»). Однако в ней авторская мысль развивается совсем иначе — более жизнеутверждающе, оптимистично. Вопросительным по форме является последнее предложение, но оно, в сущности, есть утвердительным. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» дает понять, что это риторический вопрос, на который не требуется отвечать.

Рифма, ритм и размер

Маяковский, располагая «лесенкой» свои стихи, добился того, что в произведении каждое слово является весомым, значимым. Необычна рифма Владимира Владимировича, она как будто «внутренняя». Это не очевидное, не явное чередование слогов — белый стих.

А насколько выразительна ритмика! Ритм в поэзии Маяковского является одним из важнейших средств выразительности. Он рождается сначала, а затем возникает образ, идея, мысль. Некоторые полагают, что стихи этого поэта нужно кричать. У него имеются произведения «для площадей». Однако в раннем творчестве преобладают интимные, доверительные интонации. Чувствуется при этом, что поэт лишь хочет казаться уверенным в себе, дерзким, грозным. Но он не такой на самом деле. Напротив, Маяковский неприкаян и одинок, его душа жаждет понимания, любви, дружбы. Отсутствуют неологизмы в этом стихотворении, столь привычные для стиля этого поэта. Монолог его — напряженный, взволнованный.

Поэту, конечно, хорошо известны были традиционные размеры. Например, он вводит органично амфибрахий. Продолжаем дальше проводить анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!». Размер стиха такой же (трехсложный) присутствует также в произведении «В метелях полуденной пыли».

Поэтические приемы в произведении

Используемые в произведении поэтические приемы являются очень выразительными. Естественно сочетается фантастика (например, «врывается к богу») с авторскими наблюдениями за внутренним состоянием своего лирического героя. Не одну лишь динамику событий, но также и их эмоциональный накал передает ряд глаголов: «просит», «врывается», «клянется», «плачет». Все эти слова очень экспрессивны, нет ни одного нейтрального. Сама семантика таких глаголов-действий говорит о крайней обостренности чувств, характерной для лирического героя.

Как подтверждает анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!», гипербола во второй его части — на первом плане. Непринужденно и свободно объясняется лирический герой со всей вселенной, с мирозданием. Он запросто «врывается» к Богу.

Интонация

Не обличительной, гневной является основная интонация, а доверительной, исповедальной, неуверенной и робкой. Можно говорить о том, что зачастую голоса автора и лирического героя полностью сливаются, их невозможно разделить. Высказанные мысли и чувства, прорвавшиеся наружу, волнуют, бесспорно, самого поэта. Легко в них уловить тревожные ноты («ходит тревожный»), смятение.

Деталь в системе средств выразительности

В системе выразительных средств у поэта огромное значение имеет деталь. Всего лишь из одной состоит характеристика Бога — это «жилистая рука». Настолько эмоциональным, живым, чувственным, зримым является этот эпитет, что руку как будто видишь, чувствуешь, как кровь пульсирует в ее венах. «Длань» (привычный для христианского сознания образ) абсолютно естественно, органично заменяется просто «рукой». В необычной антитезе противопоставлены важные вещи. Поэт говорит о Вселенной, о звездах, о небе. Звезды для одного — это «плевочки», тогда как для другого человека — «жемчужины».

Развернутая метафора

В произведении лирический герой является как раз тем, для кого жизнь немыслима без звездного неба. Он страдает от непонимания, одиночества, мечется, однако не смиряется. Столь велико его отчаяние, что «эту беззвездную муку» ему просто не перенести. Стихотворение является развернутой метафорой, заключающей в себе огромный иносказательный смысл. Нам нужна еще, кроме хлеба насущного, мечта, жизненная цель, красота, духовность.

Вопросы, волнующие поэта

Поэта волнуют философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, смерти и бессмертии, любви и ненависти. Но ему в «звездной» теме чужд мистицизм, свойственный символистам. Однако в полете фантазии Маяковский не уступает ни в коей мере поэтам-мистикам, перебрасывающим свободно мост к безграничному небу от земной тверди. Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского, кратко представленный в этой статье, доказывает, что его произведение ничуть не хуже, чем творения символистов. Конечно, такая свобода мысли — результат эпохи, в которой казалось, что все подвластно человеку. Пройдут года, в нормальную жизнь превратятся российские катаклизмы, и Владимира Владимировича перестанут считать лишь политическим поэтом, отдавшим революции свою лиру.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» по плану задают проводить школьникам и сегодня. Сейчас не вызывает сомнений то, что Владимир Владимирович — один из величайших и оригинальнейших поэтов в русской литературе.

Маяковский послушайте стих

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой — ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.

Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался. Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М.. «Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения.

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто «рукой».

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».

Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Анализ стихотворения В.Маяковского «Послушайте»

В чем заключается смысл жизни для каждого из нас? Зачем, для чего мы пришли в этот мир? Люди с древних веков до сегодняшнего дня пытаются найти ответы на подобные философские вопросы. Они сложны тем, что на них нельзя ответить однозначно, нельзя сказать человеку: делай так, и в этом есть смысл твоей жизни. Свой путь, свою цель и мечту каждый выбирает себе сам.
Стихотворение Маяковского «Послушайте!» посвящено как раз теме смысла человеческой жизни. Но поэт не говорит о том, о чем нужно мечтать и к чему стремиться, а о том, что у каждого из нас должна быть мечта, ради которой стоит жить. Эту цель, смысл жизни, веру в завтрашний день Маяковский называет «звездой», зажигаемой «кем-то» и нужной «кому-то».

Попробуем представить историческую обстановку во время создания стихотворения. Россия 1914 года. Все худшее еще впереди: и Первая мировая война, и революция, и приход большевиков… Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни? Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день. Развитие промышленности, урбанизация, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей. Этот оптимистичный настрой чувствуется в стихотворении.

«Послушайте!» — своеобразное обращение к людям, но не громогласное и пафосное, как это обычно бывает у Маяковского. Это просьба остановиться на миг, подняться ненадолго над миром «полуденной пыли» и посмотреть на небо, на звезды, подумать о том, чем оправдан каждый наш шаг на земле и кто все это придумал.
Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему-то большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная «звездами».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей, различных и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию. В первой части поэт обращается к читателям, обозначает проблему: «Значит – это кому-нибудь нужно?» С первой строки чувствуется присутствие высших сил, которые «зажигают» звезды. Маяковский поднимает проблему Бога, предопределения, ведь «жемчужины» не сами появляются над крышами домов, а по воле кого-то, кто выше всех людей.
Во второй части показана эмоциональная картина того, как лирический герой «врывается к Богу», в отчаянии просит его:

чтоб обязательно была звезда! —

не перенесет эту беззвездную муку!

Получив от Бога «звезду», то есть мечту, герой обретает спокойствие и умиротворение. Ему уже ничего не страшно, и жизнь его теперь не пуста и бессмысленна. Эта часть – своеобразная молитва, обращенная к Богу. Причем Бог здесь – не одухотворенная высшая сущность, а вполне реальная личность с жилистыми руками, и, как мне показалось, добрыми глазами. Впрочем, на этом описание Бога заканчивается, больше мы о нем ничего не узнаем. Всего одна деталь, которую выделил Маяковский – руки – а сколько они могут рассказать! Бог всегда готов подать спасительную руку помощи, нужно только очень этого захотеть.

Третья часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении можно выделить трех «действующих» лиц: лирического героя, Бога и «кого-то». Эти «кто-то» — люди, все человечество, к которому обращается поэт. Все по-разному относятся к «звездам»: для одних это «плевочки», для других – «жемчужины», но несомненно то, что их свет необходим.

«Послушайте!» отличается от других стихотворений Маяковского, прежде всего, тем, что поэт не использует в нем неологизмы, «резкие» слова и пафосные фразы. Он не противопоставляет себя обществу, как это будет позже в «Облаке в штанах», никого не осуждает и не обличает, как в «Дряни» или «Прозаседавшихся». Маяковский в своем лирическом творении раскрывается как человек с искренней душой, с добрым сердцем, желающий, чтобы все рано или поздно нашли место в жизни.
Каждое слово в стихотворении экспрессивно, эмоционально, выразительно. Все описываемые картины буквально предстают перед нашими глазами: «визит» к Богу, звезды на небе, крыши домов… Стихотворение будто одухотворено, оно воздушно и искренне, близко читателю. Возможно, из-за того, что Маяковский не использует никаких местоимений, кроме «кто-то», ты как будто ощущаешь себя на месте лирического героя, чувствуешь ветер «полуденной пыли», слезы на глазах и внутреннюю тревогу.

Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому. Игра слов, переход от одного к другому, акценты, достигающиеся за счет использования знаков препинания – все это создает неповторимый эмоциональный настрой, внутренний надрыв.

Мне очень нравится это стихотворение. Каждый раз, когда его читаешь, находишь ранее незамеченные оттенки и смыслы. О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.
«Жемчужиной» Маяковского была идея нового общества, нового человека, будущего, в котором каждый найдет свое счастье. И, я считаю, что поэт всю жизнь следовал за своей звездой так, что спустя десятилетия его стихи остаются неповторимыми шедеврами мировой поэзии.
Лирика Маяковского поднимала глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. Он успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р.Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворений В. Маяковского

Экспрессивный гений, непревзойденный циник, танец слова которого излучал дикую энергию, заставляющую в унисон биться сердца миллионов — таким Владимир Маяковский вошел в историю русской литературы.

Поэт выделялся из ряда представителей Серебряного века русской поэзии не только авангардным стилем сочинения своих произведений, но и парадоксальным умением сочетать бешеную энергию митингов с чувствительной тонкой лирикой. Стихи Маяковского отличались твердостью, резкостью и бескомпромиссностью, противоречием.

Стихотворение «Нате!» одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского. Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт. Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях. Лирический герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость. Сила воли лирического героя сочетается с уязвимостью его сердца.

«А вы могли бы?»

В стихотворении «А вы могли бы?» показывает высокую степень одиночества лирического героя. Он нуждается в родственной душе, которая так же, как и он смогла бы находить глубокий смысл в самых обычных для обывателя вещах. Поэт – бунтарь не находит в себе силы смириться с обыденностью и серостью: « я сразу смазал карту будня» — говорит о том, что герой ломает все стереотипы и систематическую упорядоченность жизни, не боясь при этом выделятся из толпы. И заключительное обращение к читателю, которое в весьма дерзкой форме скорее не спрашивает его, а утверждает, является ли он таким же, как и серая масса вокруг, или все – таки умеет видеть скрытый символический смысл в простых вещах.

«Послушайте!»

В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями. « Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат. Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова. Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика. Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.

«Скрипка и немножко нервно»

Людей, которые окружали Маяковского, автор изобразил, сравнив их с музыкальными инструментами в стихе «Скрипка и немножко нервно». Среди инструментов здесь найдутся барабаны, тромбоны, пюпитр, геликон – все оны ограничены и неотесанные. Лирическим образом является скрипка. Ее тонкая душа противостоит грубости, она призвана нести божественный свет, но, к сожалению, никто не может это оценить.

«Облако в штанах»

«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации. В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны. Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.

Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания. Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству. Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь. », поэма «Двенадцать»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛирика Константина Бальмонта: особенности и мотивы

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector