Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых авторы делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую емкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.

Еще В. Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк.

Благодаря лирике мы можем понять, почувствовать и узнать личность самого поэта, его душевный настрой, его мировоззрение.

Вот, например, стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», написанное в 1918 году. Произведения этого периода носят бунтарский характер: в них слышны насмешливые и пренебрежительные интонации, чувствуется стремление поэта быть «чужим» в чуждом ему мире, но мне кажется, что за всем этим скрывается ранимая и одинокая душа романтика и максималиста.

Страстная устремленность в будущее, мечта о преображении мира — основной мотив всей поэзии Маяковского. Впервые появившись в ранних его стихах, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через все его творчество. Поэт отчаянно пытается обратить внимание всех живущих на Земле людей на волнующие его проблемы, разбудить обывателей, не имеющих высоких духовных идеалов. Он призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие обличает поэт в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». По-моему, никто не может так выразительно, как Маяковский, всего лишь в нескольких словах описать обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего шесть слов, а какую выразительную картину рисуют они!

* Ветром опита,
* льдом обута,
* улица скользила.

Читая эти строки, я наяву вижу зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь, уверенно цокая копытами. Все движется, все живет, ничто не находится в покое.

И вдруг упала лошадь. Мне кажется, что все, кто рядом с ней, должны замереть на миг, а потом сразу броситься на помощь. Я хочу крикнуть: «Люди! Остановитесь, ведь рядом с вами кто-то несчастен!» Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь

* за зевакой зевака,
* штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
* сгрудились,
* смех зазвенел и зазвякал:
* Лошадь упала!
* Упала лошадь.

Мне вместе с поэтом стыдно за этих безразличных к чужому горю людей; мне понятно его пренебрежительное отношение к ним, которое он выражает своим главным оружием — словом: их смех неприятно «звякает», а гул голосов похож на «вой». Маяковский противопоставляет себя этой равнодушной толпе, он не желает быть ее частью:

* Смеялся Кузнецкий.
* Лишь один я
* голос свой не вмешивал в вой ему.
* Подошел
* и вижу
* глаза лошадиные.

Даже если бы поэт закончил свое стихотворение этой последней строкой, он, по-моему, уже многое бы сказал. Слова его настолько выразительны и весомы, что любой человек увидел бы в «глазах лошадиных» недоумение, боль и испуг. Увидел бы и помог, ведь невозможно пройти мимо, когда у лошади

* за каплищей каплища
* по морде катится,
* прячется в шерсти. Маяковский обращается к лошади, утешая ее, как утешал бы друга:
* «Лошадь, не надо.
* Лошадь, слушайте —
* чего вы думаете, что вы их плоше. »
* Поэт ласково называет ее «деточкой» и говорит пронзительно-прекрасные, наполненные философским смыслом слова:
* …все мы немножко лошади,
* каждый из нас по-своему лошадь.
* И ободренное, поверившее в свои силы животное обретает второе дыхание:
* …лошадь рванулась,
* встала на ирги,
* ржанула и пошла.

В конце стихотворения Маяковский уже не обличает равнодушие и эгоизм, он заканчивает его жизнеутверждающе. Поэт как бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы, и все будет хорошо!» И мне кажется, что лошадь слышит его.

* Хвостом помахивала. Рыжий ребенок.
* Пришла веселая, стала в стойло.
* И всё ей казалось — она жеребенок,
* и стоило жить, и работать стоило.

Меня очень взволновало это стихотворение. Мне кажется, что оно не может оставить равнодушным никого! Я думаю, что все должны вдумчиво прочитать его, ведь если они это сделают, то на Земле станет гораздо меньше эгоистичных, злых и безразличных к чужому несчастью людей!

Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

В сложное для России время, в период политического перелома, в сложных социально-бытовых условиях, русские поэты обращаются в своих произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.

В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Как и многие произведения поэта, это стихотворение имеет сюжет: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, и исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному

Чего вы думаете, что вы их плоше.

Знаменитая фраза из поэтического произведения: «…все мы немножко лошади», стала фразеологизмом. В жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение учит доброте, милосердию, человечности. Атмосферу трагического одиночества создают различные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение).

Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для передачи изображаемого конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка поэтического стихотворения также способствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества живого существа – лошади в толпе зевак:

За зевакой зевака,

Штаны пришедшие Кузнецким клешить

Смех зазвенел и зазвякал:

В.В. Маяковский использует в стихотворении различные художественно-выразительные средства, которые создают особую атмосферу, делают изображаемую поэтическую картину более яркой, выразительной.

Например, метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модным в то время было носить брюки-клеш.

Описываемое потом происшествие оставляет тягостное впечатление у читателя, но финал стихотворения оптимистичен, так как в образе лирического героя лошадь нашла сопереживающего человека:

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалось пошла,

Финал стихотворения символичен: лошадь вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь:

И все ей казалось –

И работать стоило.

В основе произведения реальный факт, которому автор был очевидцем.

Стихотворение начинается с топота копыт лошади («Били копыта, // Пели будто: //- Гриб. // Грабь. // Гроб. // Груб»). Песня копыт довольна грустна: она о грабежах, гробах и грубости. Если бы «гриб» можно было заменить на «грипп», то есть на голод, разруху, эпидемии, то картина того времени была бы еще более полной. Улица, то есть люди этого города, питается воздухом («ветром опита»), плохо одета («льдом обута»). Но есть и другая улица, другие люди, те, кто пришел «штаны…Кузнецким клешить», зеваки. Равномерный топот сменяется звоном, звяканьем, воем, криками после уличного происшествия, виновницей которого стала поскользнувшаяся на льду и упавшая лошадь. Голос улицы изменился: от привычной монотонности не осталось и следа.

Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся, оступившимся. Причем чем сильнее ушибся упавший, тем смешнее. Это низкий смех, на котором основаны комедии положений. Попробуйте представить себя на месте упавшего – вам будет не до смеха, но в том-то и дело, что упал не ты, ты избежал этой неприятности и смеешься над неудачником. И только герой произведения не смеялся, а вглядывался в глаза лошадиные, наполненные слезами. Эти вполне осмысленные, полные боли и унижения глаза лошади, заставили человека обратиться к ней, как к человеку, попытаться успокоить, приободрить.

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Герой стихотворения смог поставить себя на место этой упавшей лошади, посочувствовать ей и осудить смеющихся. Слово сочувствия сделало чудо: оно придало сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги. Рыжая лошадь вновь ощутила себя на какое-то время жеребенком, ребенком, услышавшим доброе слово, ощутившим радость жизни, желание действовать, делать добро. Не только досадное происшествие, но и давно надоевший быт позабылись: «и стоило жить, // и работать стоило».

Хорошее отношение к лошадям

2 февраля 2013 года

Материал предоставлен Натальей Резонтовой для
публикации в рамках проекта
«Места памяти-2013»

Хорошее отношение к лошадям

К этому путешествию мы готовились с опасением. Слухи о том, что уникальные советские тяжеловозы, одна из самых крупных пород лошадей в мире, находятся на грани исчезновения, будоражили и среду конников, и просто неравнодушных. А неравнодушным стать очень просто. Однажды их увидевший уже никогда не забудет впечатление этой мощи и силы. Эти кони просто величественные, в них какой-то исконный былинный дух. Кажется, будто Илья Муромец только что слез с него и отошел куда-то, а верный конь богатырский терпеливо дожидается.

В общем, с целью узнать на месте, что происходит с породой, которая была достоянием и гордостью нашего края, мы и организовали эту исследовательскую поездку в июне 2012 года. Но сначала немного предыстории. Как оказалось, советских тяжеловозов мы ищем не там.

В России были выведены три тяжеловозные породы: русская, владимирская и советская. Последняя – самая крупная и очень сильно отличается от двух других. Выведена в СССР в послевоенные годы на основе породы брабансон – бельгийского тяжеловоза – на двух прославленных конезаводах: Починковском в Горьковской (ныне Нижегородской) области и Мордовском.

Починковский конезавод – это памятник градостроительства и архитектуры в Починковском районе Нижегородской области. Построен еще в 1763 году по указанию Екатерины II в связи с тем, что Починковская волость Арзамасской провинции была отдана во владение лейб-гвардии конного полка. В 1817-1822 годах обветшавшие здания заменили новыми. В 1952 году конезавод вывел самую мощную породу в стране – советских тяжеловозов.

Но 60-летие породы, отмечаемое в этом году, завод встречает, к сожалению, почти без тяжеловозов. И они уже не былого качества. Сейчас продолжается затянувшаяся процедура банкротства предприятия. Остается надеяться на успех и возрождение заводом былого значения.

Однако наперекор судьбе и на радость потомкам грустной точки в этой истории не поставлено. Неравнодушные люди смогли сохранить породу. Совсем недалеко, в Перевозском районе , тяжеловозами решили заняться основательно. Туда мы и отправились.

Тяжелые кони с легким характером

Нас встретили на краю зеленого, в желтых одуванчиках луга, где паслись удивительные животные. Как-то сразу забылось, что где-то есть мегаполис, пробки, скидки и акции. Небо, одуванчики, рыжие мощные спины и, когда подойдешь к ним ближе, бездонные глаза, в которых все это отражается. Вы слышали когда-нибудь, как поскуливает во сне жеребенок, лежа на боку в траве? Что тебе снится, будущий «крейсер», который к 8 месяцам времени отъема от матери достигает 300-400 кг?

Мы смогли подъехать прямо к табуну. Сначала огромные степенные «мамочки» были почти индифферентны к нам, но коробочка сахара ускорила коммуникацию. Ну а потом отдельные дамы оценили возможность полюбоваться на свое отражение в блестящем корпусе автомобиля. Он им явно понравился.

Сахар ушел быстро, хотя никакой жадности и назойливости не было. Сама доброта! И это, как выяснилось, не метафора.

– У них в крови ген доброты, – говорит главный зоотехник конезавода ОАО «Агроплемконезавод «Перевозский» Екатерина Князева.

По ее словам, недавно весь табун, 200 голов (!), благодаря их врожденному спокойствию и дружелюбию привили от сибирской язвы всего за 2 дня.

Они не похожи на привычных лошадей: добродушные, медлительные (а куда спешить, когда все и так расступаются?), с достоинством в движениях и поведении. И хотя их еще называют хладнокровными, они проявляют очень большую заботу о потомстве и вообще способны на тонкие чувства.

– Очень интересно спят, бывает, «цветком». Встают вкруг головами внутрь, а в середине жеребята. Защищают их все вместе, – рассказывает Екатерина. – Эта порода с высоким интеллектом. Есть и логика, и социальное поведение. У них и подружки бывают. Одну выводят, а она не идет, пока другую не выведут. Иногда выгоняют из своего табуна орловцев, если надоедают.

Ну а потом было необыкновенное зрелище: скачущий табун больших, мощных, сильных лошадей: пронеслись по полю, поднимая пыль, и ворвались в реку на водопой. В толпе у воды матери и жеребята потеряли друг друга. «Малыши» стояли и призывно плакали, но кобылы быстро и спокойно разобрались, где чей ребенок.

Главный зоотехник Екатерина Князева пришла на Перевозский конезавод 9 лет назад.

– В Перевоз тяжеловозов завезли в 1973 году, 30 голов из Мордовии и с Починковского завода. Но улучшением тяжеловозной породы здесь не занимались, варились в своем котле. Стали возникать уже родственные скрещивания.

С начала 2000-х под руководством нового директора Руслана Сидикова и Екатерины Князевой начались племенные работы по улучшению породы. Был полностью обновлен состав жеребцов. В течение 5-7 лет не продавали конематок – формировали свое племенное ядро. Сейчас оно нарощено до 60 конематок.

Племенное дело и генетика очень неспешные вещи. При этом любая самодеятельность недопустима.

– Мы периодически возим кровь на иммуногенетику в Российский институт коневодства, который находится в Рязани. Осенью планируем наладить рынок с Китаем.

Советские тяжеловозы используются как улучшители породы в мясном коневодстве, для производства кумыса, в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве.

Про кумыс отдельно. Это самая высокоудойная порода, и здесь один из лучших кумысов в стране. В 2009-м на выставке «Экверос» Перевозский конезавод получил диплом «Лучший кумыс России». Нам молока тяжеловозных кобыл приобрести не удалось, временно не продавали, но с июня обещали возобновить.

По словам главного зоотехника, сейчас Перевозский конезавод отправляет за границу сухое молоко для изготовления антиаллергенных молочных смесей для грудных детей. По своему составу оно очень сходно с женским молоком.

На конезаводе 5 жеребцов-производителей. Но кроме «основного» занятия у них есть и более трудная повседневная работа.

– Я же конник. Неужели я буду мотоблоком пахать?! Нет, у меня свои помощники. Мишка плугом поднимает землю на 50 сантиметров, при этом не режет сорняки. У меня уровень огорода выше, чем у соседей. Наши жеребцы – это большие работники. На Мишке ежедневно 4-5 телег навоза возим.

Чуть позже Мишка (точнее Эрмитаж, вес 1 тонна 100 кг) подтвердит слова главного зоотехника, что он на все ноги мастер и под седлом тоже великолепен. А еще очень воспитан. Деликатно и аккуратно, одними губами, взял сахар и вежливо подождал: не будет ли добавки?

Но, оказывается, порода способна и на актерское искусство. Как рассказала Екатерина, в 1998 году Росгосцирк купил жеребенка Манежа. Несколько лет назад на олимпиаде цирков в Монреале принц Монако Альбер II вручил «циркачу» из Перевоза Манежу особую награду. Год назад Манеж умер. А из труппы приехали за новым жеребенком. Взяли сразу двоих.

Итак, все оказалось лучше, чем мы ожидали. Вот только это заслуга энтузиастов. К сожалению, руководство Нижегородской области конезаводу, имеющему статус племенного и по тяжеловозам, и по рысакам, внимания практически не уделяет, в то время как в других регионах выделяются дотации на кобылу с жеребенком и на племенную покупку. Не лучшее отношение и к нижегородскому конному спорту. Кстати, при Перевозском конезаводе второй год существует школа верховой езды.

Хорошо, что лошади ничего не знают о чиновниках, валяются в траве и у водопоя, радуя человеческий глаз.

Перевозский конезавод основан в 1945 году. Во время войны сюда эвакуировали 700 орловских рысаков с Тульского завода и с ВДНХ. Высота в холке советского тяжеловоза: 160-170 см, вес: от 700 до 1000 кг. Содержание одной лошади этой породы – 35 тысяч рублей (с собственными кормами конезавода). Рыночная стоимость – 350 тысяч рублей, жеребенка – 150 тысяч рублей, жеребой конематки – 700-800 тысяч рублей.

Существует 3 вида соревнований для тяжеловозных пород: на срочную доставку грузов (1 тонна), на резвую рысь в упряжке и на доставку тяжелых грузов (9 тонн).

Маршрут: Нижний Новгород – Перевоз – Нижний Новгород (трасса М7 в сторону Казани, через 113 км от Нижнего на развилке у поста ДПС поворот на Большое Мурашкино ). Общее расстояние: 120 км. Посещение: по предварительной договоренности организуют экскурсию по конезаводу, катание на лошадях, вкусный и очень недорогой обед в местной столовой. Координаты конезавода в Перевозе: N 55° 35′ 893 E 44° 35′ 826

Гостиницы: строится при конезаводе, на данный момент есть 2-местный мотель «На кольце» при АЗС в селе Валгусы через 19 км от Перевоза в сторону Бутурлино на кольцевой развязке. Ориентировочно N 55° 35′ 51» E 44° 52′ 2»

Наталья Резонтова, Андрей Новиков, журнал «Автопутешествия»

В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013»

Перепечатка материалов — только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (восприятие, истолкование, оценка)

В. Маяковский — один из талантливейших русских поэтов 20 века. Он занимает особое место в плеяде великих художников слова.

Творчество этого поэта самобытно и оригинально. Маяковский явился великим новатором не только в области содержания, но и в области формы стихотворных произведений. Ему принадлежит изобретение знаменитой «лесенки», призванной выражать смысловые и эмоциональные оттенки стиха. На мой взгляд, по силе, энергетике, оригинальности и яркости языка В. Маяковскому нет равных в русской поэзии.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» относится к послереволюционному творчеству поэта (1918 г.). Композиционно оно состоит из трех частей, выделенных самим автором.

В первой части дается завязка действия: по зимней улице, «льдом обутой», шла лошадь. Шла, поскользнулась и упала: «Лошадь на круп грохнулась…»

Моментально ее окружила толпа насмешливых зевак:

за зевакой зевака…

смех зазвенел и зазвякал…

И только лирический герой не последовал общему «вою» жестокой толпы:

Голос свой не вмешивал в вой ему.

Здесь проявляется характерный для раннего творчества Маяковского мотив одиночества лирического героя, противопоставления его грубой и тупой толпе, и связанный с этим мотив отверженности, изгойства (лошадь).

Во второй части происходит развитие действия:

За каплищей каплища

По морде катится…

Третья часть содержит кульминацию:

И какая-то общая

Плеща, вылилась из меня…

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Все мы немножко лошади…»

Далее следует развязка:

О чем это стихотворение? О хорошем отношении к лошадям (животным)? Конечно. О революционной ситуации, когда народ (лошадь) подбодрили, оказали сочувствие, вытерли слезы, и в результате:

И все ей казалось –

и работать стоило.

Возможно. Но это стихотворение еще и просто о хорошем отношении к людям. Недаром лирический герой убежден: «все мы немножко лошади». В понимании и сочувствии нуждаются все люди: попавшие в беду или неприятную ситуацию, уставшие, загнанные жизнью, изгои, не принятые толпой. Всем им достаточно крохи тепла и словечка участия. Тогда они, словно помолодев, обретут новые силы, будут думать, что все не напрасно, что

и работать стоило.

В связи с этим в стихотворении звучит и пессимистическая нотка: «каждый из нас по-своему лошадь». Жизнь часто выматывает, опустошает людей, превращает их в старых кляч, работающих по инерции и не замечающих красоты жизни. Поэтому особенно важным становится человеческое участие и сочувствие, способное вдохнуть в человека второе дыхание. Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» проникнуто гуманистическим пафосом, стремлением показать людям всю важность «хорошего отношения» к любому живому существу.

Передать мысли и эмоции стихотворения помогают оригинальные, мастерски подобранные средства художественной выразительности. Произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В этих словах звучит предвестие отношения толпы к упавшей лошади (гроб — груб), а также революционные нотки (грабь – гроб — груб).

Аллитерация с согласным «з»: скользила, и сразу за зевакой зевака, Кузнецким, зазвенел и зазвякал – позволяет создать ощущение резкости, колкости, пронизывающих ударов толпы. Аллитерация с шипящими звуками: общая, плеща, шелесте – помогают «услышать», как тоска героя выплескивалась из него. Обилие гласных и сонорных согласных в конце стихотворения создают настроение веселья, бодрости, радости: «лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

Интересны и оригинальны тропы, использованные поэтом в данном произведении: метафоры (копыта пели, ветром опита, льдом обута, улица скользила, смех зазвенел и зазвякал, улица опрокинулась, течет, за каплищей каплища прячется в шерсти, тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте); метонимия (смеялся Кузнецкий), эпитеты (звериная тоска), сравнения (все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь).
Наблюдается в стихотворении и игра слов (стойло – стоило, рыжий ребенок – жеребенок), неологизмы (ржанула), диалектные слова (плоше), слова с эмоциональными увеличительными суффиксами (за каплищей каплища – суффикс передает силу переживаний лошади).

Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» является, на мой взгляд, одним из лучших стихотворений В.В. Маяковского, пронизанным гуманистическим пафосом, наполненным богатейшими и очень оригинальными средствами художественной выразительности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: