Анализ стихотворения М

Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон (любовь и смерть, природа, гражданская лирика, тема поэта и поэзии), в котором отныне будут находиться его стихи. Разрабатываются и отдельные лирические жанры – элегия, дума, «лирический монолог».

Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма. В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность.

В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва».

Итак, «Молитва» — лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную». Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.

О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной». Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню — неизвестно. Она безусловно молода, а герой, скорее всего, уже не очень, или, по крайней мере, разница в возрасте между ними немалая. Намеком на последнее обстоятельство служат строки:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника, в свете безродного…

Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха (дактиль) и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.

Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет её «Матерью божией», «теплой заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой которой молится герой. На это указывают следующие строки:

Пред твоим образом, ярким сиянием…

В стихотворении, как известно, нет сюжета, но в «Молитве» можно выделить условные структурные части. Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином, экспозицией к основному тексту «Молитвы»:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием…

Но вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного…

Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов («Не о спасении…»; «Не с благодарностью…»; «Не за свою…»). Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.

К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка – они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур.

Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало (эпитет: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную» и т.д.; перифраза: «теплой заступнице мира холодного»). И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. Поэтому лексически стихотворение в основом нейтрально. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует архаичные слова или их формы («покаяние», «пустынную», «в свете» и т.д.).

Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения.

Два последних четверостишия, как уже было отмечено, представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:

Окружи счастием душу достойную…

Молодость светлую, старость покойную…

В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности. По эмоциональному накалу это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз акцентируется внимание на том, о ком происходит молитва.

Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» — напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Анализ стихотворений Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» и «Молитва»

Одной из главных тем в творчестве М.Ю. Лермонтова является отношение поэта к окружающим его людям и, наоборот, восприятие самого поэта обществом. Здесь он продолжает традицию, заданную в конце творчества Пушкиным в теме поэта и поэзии, т.е. считает, что поэт не нужен обществу, что он должен творить исключительно для самого себя.

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен. »

Примером такого отношения к обществу является стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен. », написанное после новогоднего бала в Дворянском собрании в 1840 году.

В этом стихотворении поэт говорит о том, что он чувствует себя одиноким среди завсегдатаев светских салонов. Он презирает их, считая, что руководит их жизнью исключительно понятие о приличиях и хорошем тоне, а не искренние чувства. Маскарад, как считает Лермонтов, это всегда ложь. Отдохнуть от подобной фальши он может, только погрузившись в воспоминания о детстве.

Именно на фоне этих светлых воспоминаний его конфликт с обществом выглядит особенно ярким. Лермонтов не может примириться с той фальшью и духовной нищетой, что царит в высшем свете, он бунтует против них. И, как следствие, считает, что таким людям вовсе не нужен поэт-проповедник, поскольку они все равно не смогут оценить его творчества по достоинству.

Но именно этот поэтический дар, данный свыше, и позволяет ему открыто выступать против общества, в котором присутствуют и царские особы. После публикации это стихотворение вызвало гнев и самого императора Николая I, и графа Бенкендорфа.

Анализ стихотворения «Молитва»

О назначении поэта и поэзии Лермонтов начал рассуждать еще в юношеские годы. В стихотворении «Молитва» он говорит о трагической судьбе поэта: творить его заставляют земные грехи и соблазны, и он не в силах бороться с творческой стихией.

Помочь ему в этом может только сам бог, который должен направить поэта на верный путь, чтобы он как можно более полно воплотил в жизнь свой потенциал. Лермонтов общается к богу, перечисляя свои грехи и прося за них прощения.

Главный грех любого поэта, по его мнению, — то, что при погружении в творчество он так увлекается, что забывает о боге и пропускает время молитвы. Однако Господь должен понять это, ведь только путем постоянного творчества душа поэта может спастись от мук, которые причиняет ей невысказанное.

Самостоятельно отказаться от необходимости писать стихи он не может: это дар ему — от бога, значит, только бог и может его отнять. А иначе земной мир так и останется слишком тесным для поэта.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема любви в мировой литературе: «cквозные» сюжеты
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspФет «Шепот», «Это утро, радость эта», «Сияла ночь», «Еще майская ночь»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

«Молитва» написана в 1837 году. Введена в текст письма Лермонтова к М. Лопухиной.

Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную»), а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонто­ва. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную прось­бу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного»), тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей свое­го творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим обра­зом — они создают поразительную антитезу (противопоставление).

В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу.

«Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector