Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

1. Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)

2. Бахтиярова Л. Р. «И вижу я себя ребенком. «: устный журнал «Детство Лермонтова». VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)

3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина» / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение «Родина» связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)

4. Бражников И. Л. Чувство России. «Родина» М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»)

5. Бурцева Е. А. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)

6. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога. «. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)

7. Каргашин И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. «: «Бородино» М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, «Бородино» и более раннего (1831) текста «Поле Бородина», рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)

8. Костерина Э. В. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. «. Материал для урока литературы в 9 классе)

9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Рассмотрены разные трактовки произведения)

10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)

11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. » / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова » Когда волнуется желтеющая нива. » в 11 классе)

12. Нахапетов Б. А. «Нынче поутру зашел ко мне доктор. «: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе «Герой нашего времени» и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)

13. Нестор Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ «Героя нашего времени»)

14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. «Беглец». VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на примере поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец». Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)

15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)

16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)

17. Сизова М. А. Жанр «светской» повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: «Три повести» Н. В. Павлова, «Княгиня Лиговская» М. Ю. Лермонтова», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина и т. д.)

18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова «Бэла»: «Дорога на небо»? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)

19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком. «: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются «На севере диком. » М. Ю. Лермонтова и «Кедр стоит одиноко. » Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета «На севере дуб одинокий. «, Ф. И. Тютчева «С чужой стороны», Н. Н. Михайлова «На северном голом утесе. » и З. Н. Гиппиус «На севере кедр одиноко. «)

20. Табакова Л. П. Сказка «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб»)

21. Харитонова О. Н. «Герой нашего времени» / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»)

22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

Справочная информация для школьков:

Лермонтов Михаил Юрьевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных поэтов и писателей России.
Годы жизни: 1814-1841.
Наиболее известные труды и произведения:
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
«Бэла» (там же, т. II);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«На смерть Пушкина» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).

Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание»

Протестующее сознание, присущее Лермонтову, входит отдельными сторонами (иронией — «Скажи, что я писать ленив. », гневом «Пустого сердца не жалей. ») в духовный мир «простого человека». В самой речи чувствуются и характер мужественного армейца, и черты передового интеллигента — серьезная простота тона и способность к глубокому размышлению, анализу своих переживаний, сближающая «Завещание» со стихотворениями «И скучно и грустно. », «Валерик» и др.

Здесь совершенно очевидна открытостьдворянского интеллигента, изъясняющегося простым языком, лексикой и синтаксическими оборотами, сближенными с солдатской речью. Но герой «Завещания» несет в себе и все черты основного героя лермонтовской лирики. Возможность подобного сцепления двух, но существу, разных характеров коренится в желании совместить народное начало, естественное и близкое природе, непосредственной, органической жизни, и высокое сознание дворянского интеллигента, приблизить народное сознание к протестующему, мятежному началу и одновременно придать мятежное, протестующее сознание человеку из народа. Итак, «лермонтовский человек» несет в себе народное начало, а простой армеец — чувство ничтожности и суетной мелочности окружающей жизни, весь трагический комплекс чувств, свойственный основному герою лермонтовской лирики.

Самая возможность соединения двух столь различных характеров проистекает у Лермонтова из пристального познания жизни. Уже не только лирический герой его поэзии, но и другие люди обладают теми же свойствами, что и он сам. Все это неизмеримо раздвигало границы лермонтовского протеста и вело к еще большей обобщенности критики. Вместе с тем сознание автора сближалось с сознанием простого человека: простой человек мыслил как типичный дворянский интеллигент, а последний заговорил языком солдата, иногда прорываясь и собственной речью («Пустого сердца не жалей»).

В «Завещании» было художественно воплощено двуединое сознание сына века, человека 30-х годов, в его переходе от сознания дворянского интеллигента к сознанию разночинца. Здесь своеобразно сказался тот же момент перехода, перелива, противоречивого совмещения двух разных сознаний, который заметен и в лермонтовской «Родине». Познание действительности заставляло дворянского интеллигента не только искать пути сближения России образованной, европейской и России нищей, крестьянской, но и обозначать направление этих поисков. Вот почему лермонтовский лирический герой, выступая во многих стихотворениях от своего собственного лица, порой принимает явный облик простых людей, непосредственно связанных с народным сознанием. И одновременно подспудно здесь просвечивает мысль о народном начале в душе дворянского интеллигента, говорящего от имени народа, но еще далекого от него, точно так же как и стремление наделить своим высоким сознанием человека из народа, который еще не обладает протестующей, мятежной страстью. Единство внутренне противоречивых голосов в «Завещании» достигается конкретно историко-психологическим обликом героя, совмещением в нем армейца и дворянского интеллигента.

Простые, естественные чувства (сыновняя любовь, трагическая страсть к женщине, патриотизм) требуют и простоты их выражения, но вместе с тем они обнаруживают непосредственную связь с коренными проблемами бытия, интересующего передового человека. Высокое протестующее сознание спускается из космической, заоблачной сферы на грешную землю, где те же вопросы жизни и смерти, одиночества и потерянности, скептического неверия в жизнь и любовь к ней получают уже не метафизическую, а скорее реальную, бытовую трактовку

  • «Скажи им, что навылет в грудь
  • Я пулей ранен был;
  • Что умер честно за царя,
  • Что плохи наши лекаря. »,
  • «Скажи, что я писать ленив,
  • Что полк в поход послали. »

полную, однако, того же философского смысла. Философия извлекается из простой, обыкновенной, повседневной жизни, а не существует как-то отдельно от нее, поверх нее, изымаясь из сферы реальности. Напротив, она несет явственный отпечаток этой реальности, и оказывается, что идеалы дворянского интеллигента, его протест и трагизм порождены самой жизнью, а не привнесены откуда-то извне и наложены на действительность. Конечно, чувства Лермонтова и в ранней лирике обусловлены самой эпохой, но поскольку внешний мир мыслился как сфера абсолютно враждебная, то получалось, будто идеалы и протест возникают из самой личности, выступают лишь субъективно обусловленными.

Теперь же отношение менаду идеалом и действительностью изменилось: чувство получило реальную, объективную основу. Лермонтов стремился закрепить ее в самой форме стихотворений: увеличивается значение сюжета, исповедь и монолог героя совмещаются с рассказом о действительных событиях, драматизируются. Так, в «Завещании» исповедь, лирический монолог — с характерными для Лермонтова рассуждениями, внутренним ходом мысли, недоговоренностью

(«Поедешь скоро ты домой. Смотри. Да что? моей судьбой. », «А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил. ». «Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых. Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их. », «Соседка есть у них одна. Как вспомнишь, как давно расстались! Обо мне она Не спросит. все равно. »), эмоциональной напряженностью — сочетается с рассказом, с повествовательной интонацией.

Усиление объективного начала приводит к конфликту между внешней простотой речи, прямым смыслом слов и глубокой внутренней интеллектуальностью формы лирического высказывания, демонстрирующей напряженность, значительность, психологическую сложность раздумий героя. Лирический герой не является уже чистым воплощением авторского «я», а приобретает индивидуализированную характеристику отдельного от автора лица, не независимого от автора, но и не сводящегося только к автору. С этим связана и попытка передать исповедь в форме несобственное прямой речи — от себя и в то же время от лица другого человека («Скажи им, что. », «Скажи, что я. »).

«Завещание» М. Лермонтов

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит… Всё равно
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей, —
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!

Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание»

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», — отмечает главный герой произведения. При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», — отмечает солдат.

Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он – обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», — отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: