Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пророк»

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта‑гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора

В стихотворении «Пророк» свое развитие «пушкинской» темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв «гласу бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».

В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает

«Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.

В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.

Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

С чем у нас ассоциируется первая половина 19 века? В первую очередь, это жандармистская политика государства, политические преследования оппозиционных движений, усиление гнета над низшими слоями общества.

Все литературные произведения того периода выражали открытое противостояние действующей системе, однако наиболее яркая смелая непокорность присуща стихам Лермонтова.

Наверное, произведения М. Ю. Лермонтова не носили бы такой бунтарский характер, если бы он сам не стал жертвой деспотичной государственной машины, которая фактически сломала его жизнь.

Предпосылки к началу бунтарства в творчестве Лермонтова

Юношеские мечты поэта о том, что его государство станет гуманистическим и либеральным, защищающим права и свободы граждан необратимо начали разбиваться об суровую реальность действительности.

Лермонтову, как и каждому патриоту своей Родины, хотелось видеть Россию другой. Это желание и было высказано на раннем этапе творчества. Императорская власть, чтобы предотвратить возможные оппозиционные вспышки в обществе, приняла суровые меры против вольнодумства Лермонтова – отправила его воевать на Кавказ.

Там противостояние и бунтарство автора еще больше усилилось и вылилось в настоящую антиправительственную борьбу.

«Пророк» как призма собственного сознания

Стихотворение « Пророк» Лермонтов создал как продолжение пушкинского одноименного произведения. Вся сумасшедшая энергетика автора, неуемное желание свободы мысли и слова нашли выход в этом произведении.

«Пророк» в фактическом смысле стал зеркалом для власти и общества того времени. Социум, уже настолько втянулся в тот вектор жизни, который навязало ему государство, что уже перестал замечать то, что превратился в раба Императора.

Более того, нация в своем большинстве не воспринимала людей, которые старались просветить ее и вдохновить на изменения. Такую толпу, которая лишена способности не только мыслить, но и реально воспринимать окружающий мир, Лермонтов изображает в « Пророке».

Лирический герой, которым овладела жажда свободы, старается вразумить окружающих его людей, но натыкается на стену непонимания. Его охватывает отчаяние, ведь он не может спокойно смотреть, как нация погибает в собственной непросвещенности и безразличие к происходящим событиям.

Прототипом главного героя является сам автор, Лермонтов продолжает миссию пророка Пушкина, однако народ не готов к тому, чтобы принять его мысли и последовать за ним, более того, не видит объективных причин это делать.

В этом заключается весь трагизм произведения. Нация, не созревшая для открытого бунтарства и противостояния, обрекает себя на продолжение жизни в обмане, в покорности, и в моральной грязи.

В конце произведения, Лермонтов называет людей просто толпой, так как они потеряли то, что делало их полноценным сознательным обществом. Однако, несмотря на это лирический герой не отчаивается и верит, что будущие поколения, которые сменят своих «слепых» родителей, исполнят его миссию.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Лермонтов: судьба поэта, основные мотивы лирики
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРазмышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк».

Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века – Пушкин и Лермонтов – также не оставили без внимания эту тему. Но они, естественно, по-разному подошли к решению проблемы о назначении поэтического творчества.

Тема поэта для Лермонтова была глубоко личной. Вместе с тем, лермонтовские стихотворения о роли поэта и поэзии связаны с предшествующей литературой (декабристская лирика, романтическая).

В стихотворениях Пушкина акцент сделан на внутренней позиции поэта-пророка, который, хотя и не принят «толпой», не способен изменить голосу собственной совести. Поэт у Пушкина брезгливо отталкивается от толпы, гонит её:

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

Внутренняя позиция поэта не подвергается критике или осуждению. Поэт охотно идет на разрыв с толпой и устремляется к союзу с народом в будущем:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

Лермонтову исторический оптимизм Пушкина уже кажется иллюзией («Дума»). Ему недостаточно одной лишь веры в справедливость внутренней позиции поэта. Ему нужно иметь оправдание в реальности, получить неопровержимую объективную опору. Однако действительность зачастую противоречит идеальным представлениям о высокой миссии поэта.

У поэтов есть стихотворения с одним и тем же названием – «Пророк», которые являются своеобразными декларациями Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение Александра Сергеевича написано в 1826-м году. Оно рассказывает о перерождении обычного человека в поэта-пророка. Автор указывает на необходимые пророку качества:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы…

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет…

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой…

И угль пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул…

После мучительных метаморфоз перерожденный человек остается недвижим, потому что, несмотря на то, что он получил замечательные способности, он не имеет цели. Тогда Бога глас воззвал к поэту: «Глаголом жги сердца людей».

Последнюю строфу можно считать, по мнению Пушкина, назначением поэзии. К тому же поэт в самом начале стихотворения фразой – «Духовной жаждою томим» — отделяет «искателя» от остальных, намекая на невозможность заполнения сердца и духа в условиях жизни среди толпы. Как известно, Пушкин вообще во многих стихах противопоставляет «толпу» и «творца». Поэт уходит от общества: «В пустыне мрачной я влачился…»

В лермонтовском же стихотворении «Пророк» 1841-го года, являющимся как бы продолжением пушкинского, уже не поэт гонит толпу, а толпа изгоняет пророка. Лермонтовский поэт (получивший, видимо, те же способности, что и у Пушкина) не понят «ближними». Действительно, у Пушкина пророк, получая назидание от Бога, оставляется в покое, мы не знаем его дальнейшей судьбы. Лермонтов же как бы продолжает историю:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт расширяет понятие «толпа», которое становится синонимом слова «народ». Это подчеркивает глубину разрыва между пророком и толпой. Пушкинский же поэт, сознательно порывая с толпой, не мыслил разрыва с народом. Неслучаен призыв к нему Бога: «Глаголом жги сердца людей». То есть творчество поэта должно быть посвящено служению людям, должно быть к ним направлено.

У Лермонтова же этот разрыв стал фактом: «любви и правды чистые ученья» дороги только для поэта, реальное же их значение ничтожно.

Сознание полной, абсолютной, в отличие от Пушкина, оторванности пророка от людей сообщает стихотворению Лермонтова трагизм, но все же не ведет к отрицанию поэзии как высшего искусства:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня.

Да, у Лермонтова искусство пока не служит народу, оно не «жжет глаголом», оно лишь для немногих, но исключительность и божественность назначения поэта и поэзии все равно подчеркивается.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк».

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Творчество М. Ю. Лермонтова. Стихи, поэмы,

Тема:

Биография

Детство

У Лермонтова всю жизнь имеется одна большая проблема: никто не воспринимает его всерьёз. Барышни, которые ему так нравятся, не видят его в упор, а гуляют с господами юнкерами, пьющими шнапс и употребляющими нехорошие слова. А он даже не «маменькин сынок», он — хуже: «бабушкин внучек». Косолапый, толстый, неуклюжий мальчик, музицирующий на фортепьянах.

В Московском Университете

Наступает осень 1830. Чтобы хоть чем-то отвлечься, Лермонтов начинает сдавать экзамены в Московский университет и, сам не заметив как, становится студентом первого курса Нравственно-политического отделения. Лучшего места для обучения будущего автора «Уланши» (с одной стороны) и «Прощай, немытая Россия. » (с другой) трудно, кажется, было и придумать.

Школа кавалерийских юнкеров

В училище его, как и всех, мордуют дембеля, а скорее всего — больше, чем всех. К счастью, на первой же выездке его лягает лошадь, так что он с переломом ноги весь первый курс лежит в лазарете. А после летних лагерей Лермонтов уже и сам становится «старослужащим». Каждую свободную минуту он теперь качает трицепсы, дельтовидные мышцы и спину — в чём, по свидетельству Меринского, изрядно преуспевает.

На Кавказе

На «войне» Лермонтову очень понравилось. Все восемь месяцев командировки он с удовольствием путешествует вдоль и поперёк Большого Кавказского хребта (строевой службы у него, разумеется, никакой нет), открывает для себя мир киндзмараули и оджалеши, флиртует с грузинскими княжнами, пишет акварели, пробует маслом, до утра пляшет над Курой лезгинку — словом, с увлечением играет в Поэта («спал на земле, ел чурек»).

Первая дуэль

На выбор объекта у Лермонтова уходит больше месяца. Ибо выбор ответственный: надо и здесь попытаться обойти Пушкина. Если Пушкин стрелялся с сыном посла крошечной Голландии, наполовину лежащей ниже уровня моря, то он должен выпустить кровь из сына посла великой Франции, чьи горные пики, покрытые вечными льдами, упираются в небо.

Снова на Кавказе

В Чечне он быстро становится известен по обе стороны фронта. Свои зовут его «поручик Смерть», противники — просто «Демон». Он возглавляет самый отмороженный отряд коммандос, летучий «эскадрон смерти». «Я получил. отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтёры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда» (письмо из Грозного конца октября).

Скачать , zip

Биография

Произведения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector