Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Главная черта данного стихотворения – это постоянная линия борьбы. Данное стихотворение было написано в честь друга Лермонтова Пушкина. Поначалу данное стихотворение не проходило редакции. Был жесткий запрет на публикацию, так оно касалось лица гордости нашей поэзии. Стихотворение полностью отражает действительность скончания жизни А. С. Пушкина. Никто из авторов не осмеливался так ярко описать жизнь поэта. Это сделал Лермонтов.

Лермонтов начал создавать это стихотворение ещё при жизни А. С. Пушкина. После того, как стихотворение вышло

Лермонтов описывает с такой тонкостью убийцу Пушкина – Дантеса, что сразу видно облик разумного поэта. Он использует эпитеты, отражая действительность жизни Пушкина.

Стихотворение по плану разделено на две части. Каждая из них несет смысл происходящих событий. В смерти Пушкина автор обвиняет Дантеса.

Он отлично знал информацию, касающуюся жизни Пушкина. А так же видел личную неприязнь поэта к светскому обществу, поэтому смог правдиво отразить суть его жизни. Еще больший драматизм в стихотворении, достигнут путем эпиграфа, где присутствует сюжет трагедии «Венцеслав». Лермонтов прекрасно знал о том, что вся знать уважала Дантеса, поэтому обращается не только к Николаю первому, но и к царю. Он призывает отомстить за великого поэта. Но понимая, что жизнь несправедлива, он обращается к богу: «Пусть не земной суд, но божий накажет виновника».

«Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

В 1837 году М.Ю. Лермонтов, находившийся в Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью.

Перед отъездом на родину, поэт получает из рук Нины подарок, кинжал, принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья

Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения «Кинжал» Николозу Бараташвили.

Символом твердости духа, благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту.

В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:

также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом.

Основной прием, используемый в изображении кинжала, — олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства.

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Эпитеты, определяющие основной образ стихотворения, «светлый и холодный», сопряжены с основной темой произведения, темой мужества.

Лирическое «Я» в «Кинжале» постоянно соотносится со смысловым центром текста, образом орудия. Называя кинжал товарищем, поэт обрисовывает исходное качество мироощущения, влияющее на своеобразие поэтической мысли. Клятва верности самому себе, своим идеалам — именно к этому приводит лирический сюжет.

В основе ритмической структуры стихотворения — разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.

Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию.

Язык произведения очень органичен. В нем нет нарочитой образности, но удивительно емкие сравнения создают ощущение безграничности художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в настоящее.

Финал стихотворения, соприкасающийся с началом, исполнен высокого звучания: нравственное достоинство человека — высшая ценность, утверждаемая поэтом в «Кинжале».

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»)

Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его пред­назначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием.

Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом куп­ли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, пред­почитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» М. Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта», обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.

«Поэт» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения:

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.

По сути, в стихотворении Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: