Анализ стихотворения Лермонтова Два великана

«Два великана» — юношеское стихотворение Лермонтова, не печатавшееся им при жизни. Оно хорошо дополняет представление о Лермонтове, дающееся в статье хрестоматии, так как глубоко патриотично по духу. Форма же его вполне доступна разуму и чувству нас. Она близка фольклорной, с которой наса уже знакомы по сказкам н былинам. Воспоминания об Отечественной войне 1812 года, история Наполеона занимали воображение юного поэта и остались той поэтической темой, к которой он возвращался в различных произведениях. Читатели хорошо знают «Бородино», некоторые из них читали «Воздушный корабль». В «Двух великанах» поэт показывает борьбу русского, народа с наполеоновской армией аллегорически, создавая образы двух былинных богатырей. Один из них — «старый русский великан» — воплощает мощь и силу России, а другой «трехнедельный удалец»1—дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы в том, что победа уже достигнута.

Вместо небольшого вступления к чтению стихотворения попросим нас вспомнить, как описывает Лермонтов героизм и патриотическое воодушевление русских воинов в стихотворении «Бородино».

Событиям войны 1812 года посвящено и стихотворение «Два великана». Слово «великан» направляет читательские ассоциации в мир народных представлений, сближает стихотворение с народными сказками и былинами. Поэтому прочитаем стихотворение медленно, неторопливо, в «сказовой» манере, как бы подчеркивая и обнажая эту близость. Затем предложим учащимся поискать такие слова и выражения, которые похожи на былинные или сказочные (за горами, за долами, потеряться главами, хвать, ахнул и др.). Выбор слов и выражений такого типа усиливает впечатление былинности, народности стихотворения.

Как же показаны в нем оба «великана»? Сначала обратимся к русскому витязю. Он спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы (об этом говорят слова: «улыбкой роковою русский витязь отвечал». Одно из значений этого эпитета, с которым ученики потом-не раз встретятся у Лермонтова, можно популярно раскрыть пятиклассникам. «Роковой» — от слова «рок», «судьба» — значит предопределенный, посланный судьбой, не подвластный воле человека. «Роковая улыбка» русского витязя говорит о том, что он знает и предвидит судьбу врага).

«Старый русский великан» по-богатырски могуч: ему достаточно тряхнуть головою, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Выразительно довершает представление о нем образная деталь: «в шапке золота литого». Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. Великан — воплощение силы всей Руси, но прежде всего той Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. (О ней наса читали в строфе из «Евгения Онегина».)

А как показан «трехнедельный удалец»? Предложим насам сначала найти слова, которые относятся к Наполеону, характеризуют его действия, а потом спросим, какое отношение Лермонтова к французскому полководцу в них сказывается. Читатели видят, что Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости. Об этом говорит,: в частности, на-

Можно предполагать, что, называя французского императора «трехнедельным удальцом», Лермонтов имеет в виду те три недели (с 16 октября по 9 ноября 1799 г.), которые понадобились Наполеону, чтобы совершить государственный переворот и стать во главе нового режима — консульства, захватив, таким образом, всю полноту власти в свои руки.

Монументален и величествен образ русского витязя. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены, дерзким притязаниям пришельца, который явился с уверенностью в победе, а нашел себе заслуженную гибель. В гордости, с какой пишет Лермонтов о победе русского великана, проявляется его патриотизм, любовь к отечеству и его воинской славе.

Читатель, несомненно, здесь обратится к отрывку «Москва. как много в этом звуке. » и предложит детям вспомнить, как воспел Пушкин подвиг русского народа и как изобразил захватчиков. Наблюдения нас послужат основой для восприятия пафоса обоих стихотворений.

Сочинение Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Два великана»

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,—
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

«Два великана» — стихотворение М. Ю. Лермонтова (1832 г. ), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.
Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.
Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” — “старый русский великан” — спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” — воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” — проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран». .

Михаил Лермонтов
стихотворение
«Два великана»

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ;
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

«Два великана» — стихотворение Лермонтова написаное в 1832 году, в аллегорической форме изображает поражение Наполеона в войне с Россией.

В своем произведении Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».

Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике, и в особой «простоте» стиховой и синтаксической организации поэтической речи.

В. Г. Белинский
(знаменитый литературный критик)

В. Г. Белинский упомянул стихотворение среди произведений Лермонтова, которые «. драгоценны для почитателей его таланта, ибо он . на них не мог не наложить печати своего духа, и в них нельзя не увидеть его мощного, крепкого таланта».

Два великана (стихотворение)

«Два великана» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова; точная дата написания стихотворения не зафиксирована, но, скорее всего, оно было сочинено в 1832 г., в двадцатую годовщину Отечественной войны 1812 г. [1] [2] [3] , то есть — Лермонтову было 17—18 лет.

Впервые опубликовано стихотворение было уже после смерти поэта — в «Отечественных записках» 1842 г., № 5, стр. 1—2 [1] [3] ; текст печатался по записи в альбоме. Существуют различные записи, в том числе сделанная С. А. Раевским, поэтому в разных текстовых вариантах есть небольшие разночтения [1] .

Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I [2] . Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию еще больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру [1] .

Лермонтов стилизует эту патриотическую аллегорию под былинные, сказовые формы [1] .

Стихотворение «Два великана» почти дословно использовано Лермонтовым в поэме «Сашка» (гл. I, строфа VII) [1] .

Два великана В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз. И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец,— И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец. Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел — тряхнул главою. Ахнул дерзкий — и упал! Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит.

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г. [3]

Эти стихи положил на музыку товарищ и родственник М. Лермонтова Дмитрий Аркадьевич Столыпин (1818—1893). Он писал музыку к нескольким стихам Лермонтова, например, к стихотворению Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья») в 1870 году. Д. Столыпин не считал себя профессиональным композитором, но известны многие его музыкальные произведения. Куда больше он занимался экономическими вопросами и был автором статей на эту тематику [4] .

Получилась песня «Два великана», которая и поныне входит в классический репертуар многих вокалистов.

К этому стихотворению писали музыку композиторы (в алфавитном порядке): Агафонников В. Г. (1974), Асафьев Б. В. (1941), Астафьев А. М. (для смешанного 4-голосного хора б/сопровождения, 1911), Беневский В. Д., Брянский Н. П. (мужской хор б/сопровождения, 1876), Васильев М. Д. (1892), Гальперин Ю. Е., Гахович А. П. (для 4-, 3- и 2-голосных смешанных мужского, женского или детского хоров с сопровождением рояля или фисгармонии, 1914), Дмоховский П. В. (4-голосный хор, 1914), Дочевский И. Ф. (1857), Ефимов Ю. П. (1949), Иванов-Корсунский В. М., Киршбаум Н. Ф. (посв. великой княгине Елене Владимировне, 1903), Лисовский Л. Л., Нажет-Вильбушевич М., Направник Э. Ф. (1882), Петерс М. Б., Столыпин Д. А. (1870), Траилин С. А., Владимир Феодосийцев (1912), Шишкин М. А. (1891) [5] .

Однако самой большой известностью по-прежнему пользуется музыка Д. Столыпина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Короткая справка