СОДЕРЖАНИЕ
Стихотворением «Дума» представлено гражданское, обличительное направление в поэзии Лермонтова, Значительность обличительных стихотворений Лермонтова для 30-х годов XIX века и сила протеста, содержащегося в них. В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который не отказался от гражданской темы и выступал в своем творчестве против современного ему «ветхого мира». Недовольство общественной жизнью появилось уже в его юношеских стихотворениях, но наибольшей силы и зрелости протест против действительности достигает в лирике 1837-1841 гг. Особенно гневное обвинение поэт бросает высшему правящему обществу в стихотворениях «Смерть поэта» и «1-е января». Антигуманное, жестокое, бездушное и пустое общество обрекает человека на страдания и несчастье. Со стихотворением «Смерть поэта» учащиеся уже знакомы и знают отношение автора к придворной знати.
Лирика Лермонтова полна скорби о судьбе человека в этом мире. Трагическая гибель лучших людей в результате столкновения со светом рождает у поэта глубокую печаль (стихотворения «Смерть поэта» и «Памяти А. И. Одоевского»); нескрываемой грустью проникнуты стихотворения «Отчего», «Благодарность» и др.; бесконечным одиночеством И тоской о счастье овеяны стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком» и др. В годы реакции выросло и сформировалось молодое поколение дворян — цвет образованной части русского общества. На это поколение возлагалась ответственность за изменение жизни. Оно должно было возглавить борьбу за общественное переустройство: в России продолжался первый — дворянский период освободительного движения, народ пока был не в состоянии бороться со своими врагами. Еще свежи были воспоминания 1825 года, когда лучшие из молодых дворян с оружием в руках пытались добиться свободы для человека. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность пришлась на суровое десятилетие после восстания декабристов. Судьба поколения волновала его, и раздумья о современниках можно найти в самых ранних юношеских стихотворениях поэта. В стихотворении «Монолог» образ поколения, чья юность томится «средь бурь пустых», а «жизнь пасмурна», возникает как укор и обвинение существующему укладу жизни. Говоря о жизни поколения, автор отмечает ее однообразие, пустоту и безрадостность.
- Как солнце зимнее на сером небосклоне,
- Так как: мурена жизнь наша.
- Так недолго Ее однообразное теченье.
- И нам горька остылой жизни чаша;
- И уж ничто души не веселит.
Это поколение не знает юности, не ведает «ни любви, ни дружбы сладкой»; ему «душно» на родине, а между тем у него есть и «жажда славы» (то есть жажда деятельности, которая может принести славу), и «пылкая любовь свободы», и «глубокие познанья», и «талант». Все это оказывается лишним и ненужным в обществе; в первой же строке поэт с горечью пишет:
- ? Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Здесь звучат боль и страдание автора, размышляющего о поколении, к которому он принадлежит. В стихотворении нет суда над этим поколением. Лермонтов сочувствует ему и вызывает ответное сожаление о нем читателя. Форма «Монолога» помогает передать и грустное настроение автора, как бы размышляющего вслух, и искренность его размышлений, это свободный стих, не связанный рифмой и организуемый ритмом, с обрывающимися на многоточиях как бы неоконченными строчками. Интересно характерное для поэзии Лермонтова сравнение людей и их переживаний с образами, взятыми из мира природы: «Мы, дети севера, как здешние растенья»; или: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша». «Монолог» можно назвать одним из вариантов стихотворения «Дума», от которого он, однако, существенно отличается.
Чем отличается позиция автора в «Монологе» по отношению к своему поколению от его взглядов в стихотворение «Дума»? В «Думе», выдающееся значение стихотворения в лирике Лермонтова и в русской поэзии вообще определяют необходимость особенной четкости и продуманности в работе учителя. Уже первое четверостишие дает представление об облике поколения 30-х годов и об отношении автора к своим современникам:
- Печально я гляжу на наше поколенье!
- Его грядущее иль пусто, иль темно,
- Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
- В бездействии состарится оно.
Чувство печали вызвано у автора думами об отсутствии будущего у поколения, которое слишком много сомневается и бездействует. Бездействие — вот главное, на что Лермонтов в первую очередь обращает внимание. Пассивность и отсутствие решительности вызваны сознанием бесплодности действия. Говоря о «бремени познанья», Лермонтов имеет в виду тяжесть знаний, ничего не дающих для выработки взглядов, для действия. Такие пустые знания тягостны людям. Это характерный признак духовного облика того поколения — свойственно людям в такие времена, когда им неясны дальнейшие пути развития общества или когда уже очевидна бесполезность или неправильность прежних методов действия. Тогда настоящая действительность не удовлетворяет человека, ввергает его в отчаяние или безнадежность. Об этом говорил Белинский в «Речи о критике А. Никигенко»: сомнение овладевает умами «во времена переходные, во времена гниения и разложения устаревших стихий общества, когда для людей бывает одно прошедшее, уже отжившее свою жизнь, и еще не наставшее будущее, а настоящего нет».
Удивительно конкретно нарисована в первой строфе. Настоящая и будущая судьба поколения. Поэт не ставит задачи создать живописный образ, и в строфе почти нет эпитетов; но автору важно охарактеризовать свое поколение «»как пассивное, бездейственное. Расстановка ударений в двух первых строках второй строфы подчеркивает, что современное поколение восприняло лишь отрицательную сторону первого выступления революционных дворян. Логическое ударение падает на слова богаты и ошибками. Эти слова стоят первыми в строках, обращая на себя внимание. Односторонняя оценка неудавшегося, но смелого выступления сделала жизнь современников поэта пустой и бессмысленной: перед ними не было цели, к какой нужно было бы стремиться, чтобы сделать свою жизнь нужной и оправданной. Передавая пустоту бездейственного, бесцельного существования, Лермонтов использует двойное сравнение:
- И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
- Как пир на празднике чужом.
Эти наглядные сравнения несут определенную эмоциональную окраску. Образы «ровный путь» и «чужой праздник» конкретны, эмоциональны и вызывают у читателя чувство грусти и сожаления. Во второй строфе гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» характеризует раннее наступление зрелости поколения, «разбуженного выстрелами на Сенатской площади» (Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения получает в четвертой строфе образное воплощение в сравнении-метафоре «тощий плод». Если первые две строфы порождают сожаление о бесполезности и бессмысленности существования поколения, то в третьей печаль автора уступает место негодованию и презрению. Здесь Лермонтов беспощадно обнажает одну из главных причин бездействия: оно определяется страхом перед властью. Четыре строки третьей строфы — это обвинительное заключение, выносимое Лермонтовым поколению 30-х годов. Поэт обвиняет современников в равнодушии к общественным вопросам («К добру и злу постыдно равнодушны»), в отходе от борьбы («В начале поприща мы вянем без борьбы»), в малодушии перед опасностью («Перед опасностью позорно-малодушны») и политическом рабстве («И перед властию — презренные рабы»). Лишь два эпитета вводит автор в строфу, уничтожающе характеризуй ими героев «Думы»: они «позорло малодушны» перед опасностью и «презренные рабы» перед властью.
Показательно, что последняя строка строфы длительное время не пропускалась цензурой в школьные хрестоматии. Сначала Лермонтов обрисовал самые существенные свойства своего поколения: бездействие, отказ от борьбы, политическое рабство и равнодушие к общественным вопросам. Далее он обнажает различные стороны его нравственного упадка и обнищания. Пятая-девятая строфы дают яркую картину того духовного банкротства, к какому пришло поколение 30-х годов в результате отказа от общественной борьбы.! Здесь Лермонтов отказывается от сдержанности и строгости в выражении своих мыслей и чувств к использует богатые средства поэтической выразительности: яркие метафоры, запоминающиеся эпитеты, образные сравнения. Читателя все больше увлекает сила авторского негодования и мужественность его печали.
Гражданское звучание лирики Лермонтова
Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова
Гражданское звучание лирики Лермонтова
Гражданское звучание лирики Лермонтова. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова
Гражданское звучание лирики Лермонтова
Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова.
Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал «. поэзией страдающей совести». Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью «судьи и гражданина» Лермонтов оценивал события современной ему действительности. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия — все это сливалось в бурный поток его лирики.
Мысли о родине неизбежно рождали у поэта и надежды на ее свободу. Так, в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной» он пишет:
Степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родна с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
Пристально вглядывался поэт в жизнь крестьянской России. Он вспоминает села «в утренней дымке», «кучи хижин небольших», «балалайки звук народный». Этим же чувством отечества дышат его стихи «Солнце», «Два брата», «Романс» и многие другие.
Слова «Там стонет человек от рабства и цепей. » из стихотворения «Жалобы турка» относятся прежде всего к положению простых людей в крепостной России. Эти же мотивы в стихотворении «Монолог». Основная его мысль — невозможность в современной жизни найти применение лучшим человеческим качествам.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Ради свободы народа поэт готов пожертвовать даже своей жизнью:
За дело общее, быть может, я паду.
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу.
Именно в этом видел Лермонтов смысл своей жизни, долг гражданина и поэта.
В его лирике часто звучат ноты одиночества, разочарования и обреченности. Это не случайно: расцвет его творчества приходится на период «мрачного десятилетия». «Все, что было тогда в России благородного и великодушного, томилось в рудниках или Сибири», — справедливо заметил Герцен. В условиях жестокого террора подобные настроения были вполне естественны. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море, дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», и сосна, растущая на «севере диком».
Темницей называет поэт николаевскую Россию. «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня», — восклицает он в стихотворении «Узник».
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» перекликается с пушкинским «Свободы сеятель пустынный», где автор тоже говорит о том, что народ привык к ярму и бичу и пока остается глухим к голосам, требующим для него свободы. Рабское положение приучило его покоряться силе. Лирический герой Лермонтова в тяжкий час бросает в лицо любимой Родины горький упрек:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный ей народ.
Но этот «упрек» всего лишь форма выражения тревоги поэта за свое отечество, а не презрительный разрыв с ним. Обращаться к родине «на ты», как подтверждает история, право великих художников, а вовсе не проявление грубости и желчи. Такие обращения можно встретить почти у всех великих русских поэтов.
В стихотворении «30 июля — Париж» Лермонтов, выражая сочувствие революции, пишет: «Есть суд земной и для царей». А в «Новгороде» поэт призывает декабристов сохранять мужество и подает им надежду: «Погибнет ваш тиран, как все тираны погибали».
В одном из самых значительных стихотворений поэта «Родина» Добролюбов увидел, как Лермонтов в своих чаяниях близок к своему народу. Вот отрывок из этого стихотворения, подтверждающий правоту Добролюбова:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье.
Ни в ранних произведениях Лермонтова, ни у других русских поэтов того времени гражданское чувство не достигает такой высокой ясности, такой осознанности, как в этом стихотворении.
Говоря о Лермонтове как о гражданине, надо вспомнить, что его всегда волновала судьба его поколения. Так, в «Монологе» образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», а «жизнь пасмурна», звучит укором существующей действительности.
В «Думе» поэт упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие.
К добру и злу постыдно равнодушны,
Вначале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Поэзия Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна, беспокойна. Полна чувством гражданского долга и свободы. Его стихотворения пронизаны глубокими мыслями, согреты великой любовью к родине и своему народу. Духовный мир поэта, его идеалы, неистовое стремление к высшему совершенству не могут не волновать современного читателя.
Гражданское звучание лирики Лермонтова
Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.
Философские раздумья в поэзии Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно отметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился
Есть в этих двух произведениях преемственность: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал уже результат деятельности пророка.
Оттого-то жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением.
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Трагический элемент у Лермонтова усилен. У Лермонтова поэт всегда противостоит обществу. Если стихотворение Пушкина пронизано оптимизмом, верой в свободу и общество, то у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др. Стихотворение “Смерть поэта” не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, кто “жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.
Нужно отметить, что при всем этом Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. В стихотворении — “Поэт” тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет художественный прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь золоченой ненужной игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий, призывной.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
Чувство острого одиночества, которое Лермонтов испытывал на протяжении всей жизни, не могло не отразиться на его творчестве. Избранность поэта, постоянное пребывание “между двух жизней”, в этом страшном промежутке — увы, это удел поэта. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.
Сочинение: Тема Родины в лирике Лермонтова
Название: Тема Родины в лирике Лермонтова Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 16:13:59 08 июля 2001 Похожие работы Просмотров: 9752 Комментариев: 23 Оценило: 20 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать |