Анализ стихотворения Лермонтова Демон

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Демоны — это падшие ангелы, служащие Сатане и обладающие огромной силой, но они ограничены Богом в своих действиях. Так говорит Св.Писание: «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (От Марка 1:27). В Откровении 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характеризующий демонов: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Падение сатаны с небес описано в книгах Исаии 14:12-15 и Иезекииля 28:12-15. В Откровении говорится, что сатана забрал с собой треть ангелов, когда согрешил. В Послании от Иуды 6 также упоминаются согрешившие ангелы. Поэтому, вероятно, что демоны — это ангелы, последовавшие за сатаной в грехе против Бога.
Теперь сатана и его демоны стремятся обмануть и уничтожить последователей Бога (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 11:14-15). В Библии демоны называются злыми, нечистыми духами (Матфея 10:1; Марка 1:27) и ангелами сатаны (Откровение 12:9). Сатана и его демоны вводят в заблуждение мир (2 Коринфянам 4:4), атакуют христиан (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 12:7) и воюют со святыми ангелами (Откровение 12:4-9). Демоны — духовные существа, но они могут обретать физические формы (2 Коринфянам 11:14-15). Демоны / падшие ангелы являются врагами Божьими, но врагами поверженными. Тот, Кто в нас, намного могущественнее того, который в мире (1 Иоанна 4:4).
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» является падшим ангелом. Очевидно, что Лермонтов, каким-то образом изучал и впоследствии умело оперировал знаниями и фактами, изложенными в демонологии (спорная наука о демонах). Демон Лермонтова — образ собирательный.
Среди многочисленных, описанных в разной литературе демонов, наиболее характерные черты, схожие с Демоном Лермонтова имеют:

— Агиросион. Он отвечает за смерть детей от 13-ти до 20-ти лет, видит у них «признаки» будущего греховного поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов.
— Азазель (Азаэль) — падший Херувим, вступавший в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.).
— Ами (Авнас). Появляется изначально в виде жаркого пламени, но через некоторое время принимает форму человека. Его полномочия — наделять чудесным знанием.
— Абигор (Элигос) — великий Герцог, который появляется в образе прекрасного рыцаря, открывает тайные вещи и знает о делах будущего. Он вызывает любовь Властителей и великих персон.
— Араквиэль (Арасиэль, Аркиэль,Аркас, Сараквуаэль) Один из предводителей падших ангелов, которые сожительствовали с «дочерьми человеческими». Согласно некоторым источникам, Араквиель — один из 5 ангелов, которые поведут человеческие души на Страшный Суд. Его имя приблизительно означает «осуществляющий господство над землей».
— Асмодей (Асмодеус, Ашмедай, Сидонай). Демон вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв, один из духов, составляющих верховную триаду Зла.

Что же за образ создал М.Ю.Лермонтов в своей поэме?
Михаил Юрьевич работал над «Демоном» практически всю свою недолгую творческую жизнь, с 1829 г. по 1841г., имеется пять редакций этого произведения, читая которые интересно наблюдать творческое взросление самого поэта.
Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой — фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Под пеленой фантастики сюжета скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.
Демон притягивает, завораживает и возбуждает фантазию своей мощью, силой, планетарным масштабом образа, поражает трагичной глубиной.
Сущность внеземного происхождения соседствует в нем с приземленными, понятными человеку противоречиями:

С одной стороны:
— гордое утверждение личности, противопоставленное не гуманному миропорядку;
— бунтарь, романтик, индивидуалист и революционер, стремящийся к бесконечному расширению границ познания. В Священном Писании, в книге Екклесиаста мысль о познании мира звучит так: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Еккл.1, 18]);
— пламенный борец за справедливость.

«…гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенья бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего».

С другой стороны:
— изгнанник, несущий страшное наказание (Бог-тиран страшным проклятием испепелил и опустошил его душу, сделав ее холодной и мертвой). ОН возложил на Демона ответственность за все зло мира, его прикосновение смертельно для всего живого;
— одинокое бессмертное существо, чьей жизни нет конца.

«Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет…»

«… прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем».

И все-таки, Демон поражает читателя ощущением огромной силы и правоты, невероятным пафосом образа и деятельного начала. Его страсть губительна, но устоять перед ней невозможно. Безлюбовность мира породила в Демоне ненависть и отрицание, следовательно главная определяющая стихия его — любовь. Ненависть Демона — это оскорбленная любовь равнодушного мира.
Пожалуй, лучше Белинского сказать невозможно: «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины как истины, красоты как красоты, блага как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага… он тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. И, пока эта новая истина для вас только призрак, мечта, предположение, догадка, предчувствие, пока не сознали вы её, не овладели ею, — вы добыча этого демона и должны узнать все муки неудовлетворенного стремления, всю пытку сомнения, все страдания безотрадного существования».

Поэма «Демон» имела многочисленные авторские варианты.
Первая редакция, как и две последующих, не сильно отличаются друг от друга, сюжет несколько сумбурен, герои не в полной мере выразительны, слог и даже рифмы не совершенны (что вполне простительно для пятнадцатилетнего юноши). Действие происходит в неопределенном месте, Демон влюбляется в безымянную монахиню, ревнует ее к ангелу, очаровывает и отправляет ее душу в ад.
В четвертой и пятой редакциях все несколько иначе. Образы героев поэмы «весомы, грубы, зримы», музыкальность стихотворных строк завораживает и погружает в астрал (параллельный, тонкий мир). Объект страсти Демона не абстрактная монахиня, а конкретная княжна Тамара. Полагаю, что имя выбрано не случайно, ибо на рубеже 12-13 вв. в Грузии действительно правила такая царица, сравнить по значимости которую можно, пожалуй, с Екатериной II или английской Елизаветой I. Благодаря проведенным Царицей Тамарой реформам 13 век в истории Грузии считается «золотым веком» .Тамара дважды выходила замуж (первый супруг был из русских князей, брак был расторгнут вследствие творившихся князем бесчинств), была необычайно красива, умна, религиозна и трудолюбива. В ее правление было создано множество памятников искусства и словесности (поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре).
После смерти Грузинская церковь причислила Царицу Тамару к святым, грузины-горцы считают ее святой-целительницей всех недугов, предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

М.Ю.Лермонтов, вложивший всего себя, всю силу и страсть своей души в Демона, создал новый символический образ на все времена, образ разрушителя и созидателя, особенно востребованный в революционные периоды истории.
Спустя несколько десятилетий образ Демона был визуализирован Врубелем, которому в уникальной технике живописи удалось с фантастической точностью донести до зрителя всю мощь и трагизм, революционность и романтизм образа, созданного гением Лермонтова.

То не был ангел-небожитель.
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!

Революционное, бунтарское начало Демона вдохновили многих новаторов русского искусства Серебряного Века. Не на крыльях ли Демона Горьковский буревестник «.. реет гордо и свободно над седой равниной моря…» в ожидании скорой бури.
Демон покровительствует индивидуалистическому творческому началу Серебряного Века: литераторам (Хлебников, Блок, Маяковский, Булгаков и др.), художникам (Врубель, Кандинский, Малевич и др.), композиторам (Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и др.).
Рождаются новые формы, новые направления, новые идеи, новые средства выражения в искусстве. Идеи революционной романтики охватывают и всю общественно-политическую жизнь российского общества.
А если дать волю полету безудержной фантазии и предположить, что Демон, бросив Кавказ, направил свой полет на север, где узрел другую прекрасную деву по имени Российская Империя, очаровал и поцеловал ее, ввергнув в адскую пучину революций и хаоса?! (развитие событий согласно первой редакция поэмы).
Поцеловав Деву-Россию в 1991 г. Демон отдал ее на растерзание демону Мамону — демону скупости и богатства (согласно второй редакции поэмы отправив поцелованную возлюбленную в преисподнюю).
Третья редакция поэмы тоже не обещает возлюбленной Демона райских кущ…

«Мой демон»(1829), анализ стихотворение Лермонтова

Образ Демона привлекал ощущавшего свое глубокое одиночество Лермонтова всю жизнь. Впервые он обращается к этому образу в пятнадцатилетнем возрасте, написав в 1829 году стихотворение «Мой демон».

Слово «демон» ни разу не употребляется в самом стихотворении — оно вынесено лишь в название. Притяжательное местоимение «мой», означающее принадлежность кому-то, в сочетании со словом «демон» подчеркивает глубоко личностное видение и понимание Лермонтовым этой фигуры.

Композиционно стихотворение состоит из шестнадцати строк. Оно цельное, без разделения на строфы. Астрофические стихи служат в данном случае для создания цельного образа Демона и расширения интонационно-синтаксического звучания темы.

В первых восьми строках Лермонтов изображает Демона через природу, создавая при этом отчетливый мотив движения – шум дубров, пена рек, носясь меж облаками. Приносящему разрушения и страдания Демону по душе «роковые бури». Символ мятежного начала, Демон привлекает юного поэта силой духа, своим неутомимым стремлением к действию. Титан, презревший власть Бога, восседает на своем «недвижном троне», властвуя над миром человеческих чувств, страстей, пороков.

С помощью анафоры «Он» поэт раскрывает внутреннюю сущность образа Демона – равнодушный к страданиям людей («Он все моленья отвергает,// Он равнодушно видит кровь») Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Но при этом лермонтовский Демон удивительным образом сочетает величие и мощь титана с печалью и унынием («Сидит уныл и мрачен он»): обрекший сам себя на такое существование, Демон бесконечно одинок в этом мире, его окружают лишь «ветры онемевшие», и ни одна живая душа не разделит его одиночество.

В ключевых строках, являющихся композиционной вершиной стихотворения: «И звук высоких ощущений// Он давит голосом страстей» подчеркивается, что Демон все-таки подвластен высоким чувствам, но он намеренно подавляет в себе любые порывы души.

Стихотворение написано придающим плавность четырехстопным ямбом. Перекрестная рифмовка в сочетании с чередованием мужской и женской рифмы придают произведению строгость и торжественность. Ассонанс «о» передает силу и величие образа Демона, а ассонанс «е» придает некоторую приглушенность внутреннему миру титана, ведь все доброе уничтожается им в своей душе.

Высокая лексика (очей, моленья, презрел) и устаревшие слова (неземных), помогают передать величие образа Демона. Этой же цели служат изобразительные средства: метафоры (пена рек, ветров онемевших) и эпитеты (бури роковые, недвижный трон, высоких ощущений, чистую любовь, неземных очей).

Ощущая трагическую раздвоенность своего мироощущения, Лермонтов воплощает ее в образе Демона – одновременно великого и бесконечно одинокого, отверженного создания, «лишнего» в мироздании.

«Мой демон» М. Лермонтов

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»

«Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829 годом. К тому же периоду времени относится начало работы над поэмой. В произведении нашлось место большинству мотивов, впоследствии встречающихся в «Демоне» и являющихся отражением трагического мировосприятия Михаила Юрьевича. Юный поэт страдает от одиночества, не верит в существование искренней любви и в силу добра, скептически относится к окружающей действительности. К осмыслению природы демонизма он обращается на протяжении всей жизни. Косвенно или напрямую тема присутствует в поэмах «Азраил», «Ангел смерти» и «Сказка для детей», романе «Герой нашего времени», балладе «Тамара», драмах «Два брата» и «Маскарад», незавершенном произведении «Вадим».

Своим стихотворением Лермонтов продолжает развивать мотив демонизма, придерживаясь классической европейской традиции. Она восходит к библейской истории о падшем ангеле, восставшем против бога и превращенным им в духа зла. Вариации этой легенды встречаются в творчестве Мильтона, Гете, Клопштока, Байрона, Виньи, Мура. В России одним из первооткрывателей темы считается Пушкин, написавший в 1823 году стихотворение «Демон». Оно настолько впечатлило пятнадцатилетнего Михаила Юрьевича, что тот сочинил своего рода ответ. Важнейшее отличие в восприятии демонической темы у двух поэтов отражается уже в названии. У Лермонтова к слову «демон» прибавляется местоимение «мой».

Первые восемь строк стихотворения Михаила Юрьевича — изображение духа зла через описание пейзажа. Важнейшую роль здесь играет ощущение движения — Демон носится между облаков. Он наслаждается роковыми бурями, пеной рек и шумом дубрав. Его мятежная душа постоянно стремится к действию. Трон Демона, осмелившегося отказаться от власти бога, находится средь желтых облетевших листьев. Дух зла, унылый и мрачный, подвержен страстям, но старается подавить их в себе. Всесильность Демона сочетается с тотальным одиночеством. Только «онемевшие ветры» способны существовать рядом с ним. Лермонтов явно восхищен главным героем стихотворения. Поэту импонирует его мятежность, сила духа, умение управлять собственными страстями. Величие образа духа зла передается Михаилом Юрьевичем при помощи высокой лексики и устаревших слов.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Стихи, поэмы,

Тема:

Биография

Детство

У Лермонтова всю жизнь имеется одна большая проблема: никто не воспринимает его всерьёз. Барышни, которые ему так нравятся, не видят его в упор, а гуляют с господами юнкерами, пьющими шнапс и употребляющими нехорошие слова. А он даже не «маменькин сынок», он — хуже: «бабушкин внучек». Косолапый, толстый, неуклюжий мальчик, музицирующий на фортепьянах.

В Московском Университете

Наступает осень 1830. Чтобы хоть чем-то отвлечься, Лермонтов начинает сдавать экзамены в Московский университет и, сам не заметив как, становится студентом первого курса Нравственно-политического отделения. Лучшего места для обучения будущего автора «Уланши» (с одной стороны) и «Прощай, немытая Россия. » (с другой) трудно, кажется, было и придумать.

Школа кавалерийских юнкеров

В училище его, как и всех, мордуют дембеля, а скорее всего — больше, чем всех. К счастью, на первой же выездке его лягает лошадь, так что он с переломом ноги весь первый курс лежит в лазарете. А после летних лагерей Лермонтов уже и сам становится «старослужащим». Каждую свободную минуту он теперь качает трицепсы, дельтовидные мышцы и спину — в чём, по свидетельству Меринского, изрядно преуспевает.

На Кавказе

На «войне» Лермонтову очень понравилось. Все восемь месяцев командировки он с удовольствием путешествует вдоль и поперёк Большого Кавказского хребта (строевой службы у него, разумеется, никакой нет), открывает для себя мир киндзмараули и оджалеши, флиртует с грузинскими княжнами, пишет акварели, пробует маслом, до утра пляшет над Курой лезгинку — словом, с увлечением играет в Поэта («спал на земле, ел чурек»).

Первая дуэль

На выбор объекта у Лермонтова уходит больше месяца. Ибо выбор ответственный: надо и здесь попытаться обойти Пушкина. Если Пушкин стрелялся с сыном посла крошечной Голландии, наполовину лежащей ниже уровня моря, то он должен выпустить кровь из сына посла великой Франции, чьи горные пики, покрытые вечными льдами, упираются в небо.

Снова на Кавказе

В Чечне он быстро становится известен по обе стороны фронта. Свои зовут его «поручик Смерть», противники — просто «Демон». Он возглавляет самый отмороженный отряд коммандос, летучий «эскадрон смерти». «Я получил. отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтёры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда» (письмо из Грозного конца октября).

Скачать , zip

Биография

Произведения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector