Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова — Дума

Основным литературным заданием в произведениях М.Ю. Лермонтова часто называют размышления о судьбах поколений. Он, как никто другой из современников, переживал об участи народа, падении нравов, напускной фальшивой учености, которая не даёт развиваться душе. «Дума» стала лейтмотивом печальных мыслей.

Название произведения выбрано не спроста, ведь дума – это не просто промелькнувшая мысль, это то, что вынашивает душа, что проходит всю жизнь незримой спутницей.

Стихотворение органично разделено на строфы, каждая из которых уверенно

Довольно сильные эмоциональные переживания героя нашли отклик в произведении при помощи богатого арсенала синтаксических средств выражения. Первое, что бросается в глаза даже при беглом чтении – пафосный стиль изложения мыслей. О таких вещая не думается просто,

Довольно часто встречаются архаизмы (иль, пир, чаша), эти слова не только возвращают читателя во времена славных предков, но и эмоционально подчеркивают духовную «низость» их потомков. Но это не их вина, уже с колыбели полны они «ошибками отцов», а это значит, что будущее совсем уж безрадостно, если ориентиры остались лишь на страницах книг.

Широкое включение антитез в произведение (ненавидим и любим, злоба и любовь, добро и зло) ярко подчеркивают душевные терзания поэта, его мысли о том, что нельзя просто быть в середине, быть таким, «как недозрелый плод», крайности – вот то, что может пробудить юные души. А какими нерадостными эпитетами описана молодежь – малодушие, безразличие, пресыщенье.

Даже такие сильные чувства, как ненависть и любовь появляются «случайно», то есть отстранённо, без жертв, как бы мимоходом. Но автор не оставляет читателя в растерянности. Выход есть – поэзия, «создания искусства», то, что может спасти потомков. Последствия отказа творить также описаны поэтом – будущее будет «без шума и следа», а реакция потомков – «оскорбительный стих».

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Стихотворением «Дума» представлено гражданское, обличительное направление в поэзии Лермонтова, Значительность обличительных стихотворений Лермонтова для 30-х годов XIX века и сила протеста, содержащегося в них. В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который не отказался от гражданской темы и выступал в своем творчестве против современного ему «ветхого мира». Недовольство общественной жизнью появилось уже в его юношеских стихотворениях, но наибольшей силы и зрелости протест против действительности достигает в лирике 1837-1841 гг. Особенно гневное обвинение поэт бросает высшему правящему обществу в стихотворениях «Смерть поэта» и «1-е января». Антигуманное, жестокое, бездушное и пустое общество обрекает человека на страдания и несчастье. Со стихотворением «Смерть поэта» учащиеся уже знакомы и знают отношение автора к придворной знати.

Лирика Лермонтова полна скорби о судьбе человека в этом мире. Трагическая гибель лучших людей в результате столкновения со светом рождает у поэта глубокую печаль (стихотворения «Смерть поэта» и «Памяти А. И. Одоевского»); нескрываемой грустью проникнуты стихотворения «Отчего», «Благодарность» и др.; бесконечным одиночеством И тоской о счастье овеяны стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком» и др. В годы реакции выросло и сформировалось молодое поколение дворян — цвет образованной части русского общества. На это поколение возлагалась ответственность за изменение жизни. Оно должно было возглавить борьбу за общественное переустройство: в России продолжался первый — дворянский период освободительного движения, народ пока был не в состоянии бороться со своими врагами. Еще свежи были воспоминания 1825 года, когда лучшие из молодых дворян с оружием в руках пытались добиться свободы для человека. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность пришлась на суровое десятилетие после восстания декабристов. Судьба поколения волновала его, и раздумья о современниках можно найти в самых ранних юношеских стихотворениях поэта. В стихотворении «Монолог» образ поколения, чья юность томится «средь бурь пустых», а «жизнь пасмурна», возникает как укор и обвинение существующему укладу жизни. Говоря о жизни поколения, автор отмечает ее однообразие, пустоту и безрадостность.

  • Как солнце зимнее на сером небосклоне,
  • Так как: мурена жизнь наша.
  • Так недолго Ее однообразное теченье.
  • И нам горька остылой жизни чаша;
  • И уж ничто души не веселит.

Это поколение не знает юности, не ведает «ни любви, ни дружбы сладкой»; ему «душно» на родине, а между тем у него есть и «жажда славы» (то есть жажда деятельности, которая может принести славу), и «пылкая любовь свободы», и «глубокие познанья», и «талант». Все это оказывается лишним и ненужным в обществе; в первой же строке поэт с горечью пишет:

  • ? Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Здесь звучат боль и страдание автора, размышляющего о поколении, к которому он принадлежит. В стихотворении нет суда над этим поколением. Лермонтов сочувствует ему и вызывает ответное сожаление о нем читателя. Форма «Монолога» помогает передать и грустное настроение автора, как бы размышляющего вслух, и искренность его размышлений, это свободный стих, не связанный рифмой и организуемый ритмом, с обрывающимися на многоточиях как бы неоконченными строчками. Интересно характерное для поэзии Лермонтова сравнение людей и их переживаний с образами, взятыми из мира природы: «Мы, дети севера, как здешние растенья»; или: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша». «Монолог» можно назвать одним из вариантов стихотворения «Дума», от которого он, однако, существенно отличается.

Чем отличается позиция автора в «Монологе» по отношению к своему поколению от его взглядов в стихотворение «Дума»? В «Думе», выдающееся значение стихотворения в лирике Лермонтова и в русской поэзии вообще определяют необходимость особенной четкости и продуманности в работе учителя. Уже первое четверостишие дает представление об облике поколения 30-х годов и об отношении автора к своим современникам:

  • Печально я гляжу на наше поколенье!
  • Его грядущее иль пусто, иль темно,
  • Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
  • В бездействии состарится оно.

Чувство печали вызвано у автора думами об отсутствии будущего у поколения, которое слишком много сомневается и бездействует. Бездействие — вот главное, на что Лермонтов в первую очередь обращает внимание. Пассивность и отсутствие решительности вызваны сознанием бесплодности действия. Говоря о «бремени познанья», Лермонтов имеет в виду тяжесть знаний, ничего не дающих для выработки взглядов, для действия. Такие пустые знания тягостны людям. Это характерный признак духовного облика того поколения — свойственно людям в такие времена, когда им неясны дальнейшие пути развития общества или когда уже очевидна бесполезность или неправильность прежних методов действия. Тогда настоящая действительность не удовлетворяет человека, ввергает его в отчаяние или безнадежность. Об этом говорил Белинский в «Речи о критике А. Никигенко»: сомнение овладевает умами «во времена переходные, во времена гниения и разложения устаревших стихий общества, когда для людей бывает одно прошедшее, уже отжившее свою жизнь, и еще не наставшее будущее, а настоящего нет».

Удивительно конкретно нарисована в первой строфе. Настоящая и будущая судьба поколения. Поэт не ставит задачи создать живописный образ, и в строфе почти нет эпитетов; но автору важно охарактеризовать свое поколение «»как пассивное, бездейственное. Расстановка ударений в двух первых строках второй строфы подчеркивает, что современное поколение восприняло лишь отрицательную сторону первого выступления революционных дворян. Логическое ударение падает на слова богаты и ошибками. Эти слова стоят первыми в строках, обращая на себя внимание. Односторонняя оценка неудавшегося, но смелого выступления сделала жизнь современников поэта пустой и бессмысленной: перед ними не было цели, к какой нужно было бы стремиться, чтобы сделать свою жизнь нужной и оправданной. Передавая пустоту бездейственного, бесцельного существования, Лермонтов использует двойное сравнение:

  • И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
  • Как пир на празднике чужом.

Эти наглядные сравнения несут определенную эмоциональную окраску. Образы «ровный путь» и «чужой праздник» конкретны, эмоциональны и вызывают у читателя чувство грусти и сожаления. Во второй строфе гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» характеризует раннее наступление зрелости поколения, «разбуженного выстрелами на Сенатской площади» (Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения получает в четвертой строфе образное воплощение в сравнении-метафоре «тощий плод». Если первые две строфы порождают сожаление о бесполезности и бессмысленности существования поколения, то в третьей печаль автора уступает место негодованию и презрению. Здесь Лермонтов беспощадно обнажает одну из главных причин бездействия: оно определяется страхом перед властью. Четыре строки третьей строфы — это обвинительное заключение, выносимое Лермонтовым поколению 30-х годов. Поэт обвиняет современников в равнодушии к общественным вопросам («К добру и злу постыдно равнодушны»), в отходе от борьбы («В начале поприща мы вянем без борьбы»), в малодушии перед опасностью («Перед опасностью позорно-малодушны») и политическом рабстве («И перед властию — презренные рабы»). Лишь два эпитета вводит автор в строфу, уничтожающе характеризуй ими героев «Думы»: они «позорло малодушны» перед опасностью и «презренные рабы» перед властью.

Показательно, что последняя строка строфы длительное время не пропускалась цензурой в школьные хрестоматии. Сначала Лермонтов обрисовал самые существенные свойства своего поколения: бездействие, отказ от борьбы, политическое рабство и равнодушие к общественным вопросам. Далее он обнажает различные стороны его нравственного упадка и обнищания. Пятая-девятая строфы дают яркую картину того духовного банкротства, к какому пришло поколение 30-х годов в результате отказа от общественной борьбы.! Здесь Лермонтов отказывается от сдержанности и строгости в выражении своих мыслей и чувств к использует богатые средства поэтической выразительности: яркие метафоры, запоминающиеся эпитеты, образные сравнения. Читателя все больше увлекает сила авторского негодования и мужественность его печали.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора.

История создания

Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится. Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт».

Структура стихотворения

Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба.

Анализ содержания

В своем творении автор прибегает к использованию символа-иносказания, сравнивая поэта с некогда грозным оружием. Изображая кинжал, который теперь лежит без действия, Лермонтов проводит параллель с поэтом. В памяти всплывает недалекое прошлое, когда поэт мог достойно выполнять свою миссию.

«Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для весов,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.»

Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала.

«Наезднику в горах служил он много лет
Не зная платы за услугу.
Не по одной груди провел он страшны след
И не одну порвал кольчугу.»

После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам.

Вторая часть не что иное, как сравнение с первой. В ней можно проследить дальнейшую судьбу оружия, которое превратилось в висящую на стене дорогую игрушку. По мнению автора, таковой же является и судьба поэта в современном мире.

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет,
Внимал в немом благоговенье?»

В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной.

В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире.

Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом.

Средства художественной выразительности

Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности. Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления.

Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова

Анализ стиха «Поэт» Лермонтова помог выявить тему, лежащую в основе произведения – гражданская миссия поэта. Автор предается размышлениям о состоянии, в котором невольно оказалась поэзия в России после смерти Пушкина. В этом плане творение известного лирика можно рассматривать как своеобразную литературную декларацию.

Тем не менее, созданное произведение имеет программное значение в творчестве Лермонтова. Рассматривать его можно только в контексте размышлений Михаила Юрьевича о роли поэта в жизни общества в ряду с такими произведениями, как «Смерь поэта», «Пророк».

Удивительно эмоциональное и необычайно глубокое стихотворение Лермонтова «Поэт» представляет собой одно из лучших его творений, отражающих тему поэта и поэзии. Практически все произведение насыщено горьким пафосом и несбыточной мечтой о поэте-пророке.

Анализ стихотворения Лермонтова «Думы»

В центре внимания Лермонтова (как и Пушкина) — судьбы передовой дворянской молодежи, ее настроения, мысли, чувства. Поколение Лермонтова отличалось большой культурой. Молодые люди ощущали в себе могучие силы. Но в суровое время выросло это поколение. Даже лучшие из него не знали, как применить свои дарования. Годы «молчаливых страданий с платком во рту» (Герцен) в конце концов сделали многих из них безразличными ко всему, равнодушными к общественной жизни, холодными, замкнутыми в себе натурами — «лишними людьми».

«В первых лирических произведениях Лермонтова. — пишет В. Г. Белинский,- виден избыток несокрушимой силы духа. но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. .. Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Прочитайте стихотворение «Монолог» (1829).

Поверь, ничтожество есть благо в этом свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем. Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

  • Ее однообразное теченье.
  • И душно кажется на родине,
  • И сердцу тяжко, и душа тоскует
  • Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
  • Средь бурь пустых томится юность наша,
  • И быстро злобы яд ее мрачит,
  • И нам горька остылой жизни чаша;
  • И уж ничто души не веселит.

В этих размышлениях поэт еще не осуждает поколение 30-х годов; он сурово обвиняет «душную» обстановку, «пасмурную жизнь» и глубоко сочувствует «детям севера», которым стала «горька остылой жизни чаша».

Восемь лет, отделяющие стихотворение «Монолог» и «Думу» (1838), существенно изменили позицию Лермонтова. Он, как и другие лучшие люди 30-40-х годов — Белинский, Герцен, Огарев, а позднее Некрасов, Салтыков-Щедрин, не слился с «лишними людьми», не «состарился без времени». Уже в 1832 году Лермонтов пишет знаменитый «Парус» с его заключительными строками:

  • А он, мятежный, просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!

Главное содержание поэзии Лермонтова — человек, его тоска, одиночество и его признание, жизнеутверждающий порыв, жажда борьбы. Вот почему в стихотворении «Дума» (1838) поэт не сочувствует «лишним людям», а горько и гневно обвиняет их.

Первые четыре строки стихотворения выражают отношение поэта к поколению 30-х годов («Печально я гляжу. ») и определяют настоящую и будущую судьбу этого поколения. Глубокая, серьезная мысль, тон раздумья передаются скупыми и точными средствами, в частности подбором существительных, обозначающих отвлеченные понятия: грядущее; (бремя) познанья, сомненья; бездействие. Главная причина «печальной» судьбы этих людей — отсутствие настоящего дела.

Бездеятельность порождает колебания, сомнения, нерешительность, а в конечном счете все это ведет к тому, что обширные знания превращаются в тяжелый и бесполезный груз. Строки звучат медленно и четко. Так текут тяжелые мысли человека, каждое слово которого взвешено, обдумано.

Одна из причин бездействия нынешнего поколения молодежи-«ошибки отцов» (поколения декабристов). Некоторые участники восстания 14 декабря, с которыми Лермонтов встречался на Кавказе, измученные ссылкой и солдатчиной, считали свое революционное выступление ошибкой. И довольно много молодых дворян — современников поэта от восстания декабристов унаследовали это «богатство» «позднего ума» — мысль о бесполезности попыток изменить жизнь путем борьбы. Горькая ирония автора несомненна (слова «богаты» и «ошибками» стоят первыми в строках, на них падает логическое ударение).

  • Но только ли это обрекло молодежь на бездействие?
  • К добру и злу постыдно равнодушны,
  • В начале поприща мы вянем без борьбы;
  • Перед опасностью позорно малодушны
  • И перед властию — презренные рабы.

Негодуя и страдая, поэт указывает на главную причину самого бездействия: «позорное малодушие», страх «презренных рабов» перед властью. Эти два полные гнева и протеста эпитета по достоинству оценивают «лишних людей» 30-х годов.

В последующем развернутом сравнении — та же мысль; вина молодого поколения в том, что оно не нашло сил преодолеть «позорное малодушие», а беда его — общественные условия России 30-х годов XIX века.

С нарастающей болью и гневом продолжается беспощадная характеристика дворянской молодежи. Знания не нашли применения и оказались «бесплодными»; подлинно человеческие качества («надежды лучшие и голос благородный», «остаток чувства») пропадают, как «зарытый и бесполезный клад»,- потому что нет высокой цели, некуда деть силы и способности, не нужны и даже опасны для самодержавной власти «лучшие надежды», «благородный голос».

С новой и новой силой поэт бичует душевную холодность и эгоизм тех, кто ничем не хочет жертвовать «ни злобе, ни любви». Страшно, если человек не может по-настоящему ни любить, ни ненавидеть. А те, о ком пишет Лермонтов, не способны взять даже самые обыкновенные, житейские радости «из чаши наслажденья» и поэтому не только морально, но и физически обречены на преждевременную старость.

Апатия, душевный холод, полный упадок нравственных сил рождают циническое отношение к своей собственной судьбе:

  • И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
  • Глядя насмешливо назад.

Последняя часть «Думы» — печально-суровый приговор поколению «лишних людей» 30-40-х годов:

  • Толпой угрюмою и скоро-позабытой
  • Над миром мы пройдем без шума и следа,
  • Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
  • Ни гением начатого труда.
  • И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
  • Потомок оскорбит презрительным стихом,
  • Насмешкой горькою обманутого сына
  • Над промотавшимся отцом.

Все стихотворение выдержано в тоне глубокого, серьезного, а порою горько-иронического раздумья (поэтому оно и названо «Дума»). Этот тон создается и преобладанием шестистопного ямба (лишь изредка он сменяется строчками из пяти стоп, а четверостишия завершаются четырехстопной ямбической строкой). Публицистический стиль стихотворения нашел отражение в использовании общественно-политической лексики: «начало поприща», «бремя познания», «бесплодная наука», «судьи и гражданина» и т. п.

О том, каково было общественное звучание стихотворения в конце 30-х годов, лучше всего свидетельствует оценка его В. Г. Белинским: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: