Анализ стихотворения Гаврилы Державина Признание

1. Ежова А. М. Обучение сочинению: V–VII класс / А. М. Ежова // Литература в школе. – 2002. – N 5. – С. 46. (В помощь старшеклассникам в написании сочинения. Пример одного занятия спецкурса «Творческая мастерская» в 7 классе на тему «Сочинение по мотивам стихотворения Г. Р. Державина «Гром»)

2. Замостьянов А. Автор оды «Фелица» – наш современник. К 270-летию со дня рождения Г.Р.Державина (1743 – 1816) / А. Замостьянов // Литература в школе. – 2013. – N 6. – С. 2–4. (Ода «Фелица» – одно из центральных произведений Г.Р.Державина. Изучая эту оду, мы открываем мир политических и эстетических споров России екатерининского времени. Подробного разбора заслуживает позиция автора в этом произведении. Сатирические мотивы у Державина переходят в искреннюю исповедь, ироническое соседствует с серьёзным.)

3. Зуев Н. «Языком сердца говорил…» Стихотворение Г. Р. Державина «Лебедь» / Н. Зуев // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 23–25. (Анализ стихотворения Державина «Лебедь»)

4. Красников Г. Н. Неудержимый Державин (1743-1816) / Г. Н. Красников // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 2–7. (Роль Гаврилы Романовича Державина в русской литературе; высказывания современников о поэте; гражданственность поэзии)

5. Ларкович Д. В. Стихотворение Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: опыт целостного анализа / Д. В. Ларкович // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 4–7. (Анализ стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская*»: Державин организует свой художественный мир по принципу, который условно может быть назван принципом динамического многообразия в единстве; в стихотворении окончательно осуществляется синтез разных жанровых моделей действительности (горацианской оды, послания и идиллии) на основе их равноправия и взаимодополнения)

6. Лукьянчикова Н. В. «Вечный памятник» Г. Р. Державина. IX класс / Н .В. Лукьянчикова // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 37–38. (Роль поэта в обществе, гордость человека за сделанное им в течение жизни в стихотворении Г. Р. Державина «Вечный памятник». Литературный анализ произведения. Сопоставление «Вечного памятника» Г. Р. Державина и перевода оды Горация «К Мельпомене», сделанного М. В. Ломоносовым)

7. Федосеева Т. В. О драматических произведениях Г. Р. Державина / Т. В. Федосеева // Литература в школе. – 2006. – N 7. – С. 40–42. (О своеобразии поэтического мировидения Гавриила Романовича Державина: как религиозное чувство Державина выразилось в ряде драматических произведений, написанных в 1800-1810-х гг. Для анализа выбраны театральное представление с музыкой «Добрыня» (1804), героическое представление с хорами и речитативами «Пожарский, или Освобождение Москвы!» (1814), трагедия «Ирод и Мариамна» (1807), опера «Эсфирь» (1814)

* Званка – усадьба Г. Р. Державина, которую он воспел в стихах, где жил в конце жизни и умер. Располагалась в Чудовском районе Новгородской области на берегу реки Волхов.

Анализ стихотворения Гаврилы Державина «Признание»

Гавриил Державин в 1807 году в стихотворении «Признание» описал свой литературный путь и выразил отношение к собственному творчеству.

Произведение написано от первого лица, лаконичным языком и ритмичным слогом.

В «Признании» поэт чистосердечно изъясняет, что не считал себя святым, великим мудрецом или важным господином. Прежде всего он ценил в себе и окружающих людях чистоту сердца и ум. Поэтические шедевры, по признанию Державина, – заслуга не личная, а божественная помощь извне. Оды, созданные в честь выдающихся правителей, написаны

Стихотворения его творились с целью увековечить благородные качества царей и передать их потомкам. Если поэт осмеливался обличать высокопоставленных особ, то не от своего лица и не по причине личной обиды, а от целого государства, передавая строгое недовольство людей и воспитательное наставление. Был подвержен Державин и общечеловеческим слабостям, погружаясь в водоворот суетных бессмысленных занятий.

Не отрицает он своего преклонения перед красотой женщин, потому посвящал дамам лирические

«Признание» пронизано искренностью, душевностью. Русский поэт творил новую эпоху в литературе, следуя принципу реалистичности описания. Смелые неприукрашенные выражения, такие как «правду брякнуть», «саном надуваться» делают философскую лирику Державина неискусственной, непритворной, настоящей одой правде и сокрушительным ударом по лицемерию.

В особенности последние строки «Признания» оправдывают все возможные огрехи в жизни поэта. Читатель просто не вправе обвинить Державина в чем-либо. К тому же это великолепное, легкое произведение дарит такое же прекрасное настроение после его прочтения. «Ум и сердце» – вот путеводные звезды великого стихотворца Гавриила Державина.

«Признание» Г. Державин

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.

О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта //iEssay.ru

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: