Анализ стихотворения Г

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить».

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина – соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта – градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

Тема «Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков»
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 10 класс (гуманитарный)
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение поэтических произведений на тему Памятника в античной и русской литературе 18-19 вв.

Задачи урока:
— обучающие:
1) сформировать у учащихся представление о причинах появления жанра литературного памятника;
2) раскрыть сущность понятий: Мельпомена, перевод, вольный перевод текста, переложение, подражание, Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба и др.;
3) ознакомить учащихся с развитием жанра литературного памятника в античной литературе;
4) совершенствовать умение сопоставительного анализа поэтических текстов на тему Памятника и определения места поэта и поэзии в античных текстах (Пиндар, Солон, Овидий, Гораций) и в произведениях русских писателей 18-19 веков (В. В. Капнист, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин);
5) развивать интерес к отечественной и мировой литературе;
6) познакомить учащихся с биографией В. В. Капниста и А. Х. Востокова;
7) развивать навыки исследовательской деятельности: анализ литературного текста, структурирование и обобщение информации, выделение главного, формулировка выводов;
— воспитательные:
1) активизировать у учащихся понимание того, что любой опыт человечества, закреплённый в языковых единицах, передаёт ценную смысловую и экспрессивную информацию, которая может обогатить собственное представление о мире;
2) формировать потребность в служении Отечеству, понимание своего следа на земле;
3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся;
4) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
— развивающие:
1) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;
2) развивать образное мышление, память, речь, внимание.

Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока:
тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина;
— изображение скульптуры Мельпомены.

Ход урока
1 этап урока: Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.

этап урока: Изучение нового учебного материала.

Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:

  1. Как вы понимаете, что такое литературный памятник?
  2. В какие моменты жизни человеку хочется создать некое литературное завещание-рассуждение о своём труде?
  3. Почему можно говорить о своеобразном стихотворном жанре литературного памятника?
  4. Что, с вашей точки зрения, будет характерно для жанра «литературный памятник» (можно сделать отдельные подсказки учащимся: особенности композиции, особый подбор лексики, отличительная звукопись, строфика, ритмика).

Учащиеся: высказывают свои точки зрения по тому или иному вопросу.
Учитель: обобщает высказывания учащихся и делает промежуточный вывод: Поэтам, да и всем творческим личностям во все времена было небезразлично отношение читателей к его творчеству. И речь идёт не только о современниках, а, что, пожалуй, более важно и тревожно, потомках. Надежда на их понимание, оценку – это надежда на жизнь в веках, на значимость своего дела. «Наш век на земле быстротечен / И тесен назначенный круг. / А он неизменен и вечен — / Поэта неведомый друг», — с надеждой писала А. А. Ахматова.
В жизни каждого мастера художественного слова наступает время, когда хочется оглянуться назад, взвесить все ценности, проанализировать содеянное, оценить сделанное в течение жизни. Пожалуй, именно тогда возникает желание создать стихотворение-памятник и тем самым запечатлеть самое дорогое для потомков, высказаться перед ними, подвести итог.
Когда и кем были созданы первые литературные памятники?
Учащийся: сообщение о литературном памятнике в античности было подготовлено заранее. Были чётко выделены акценты на следующем:
— Именно в античности закладываются основы внутри такого жанра, как ода.
— Зарождение жанровой формы памятника шло постепенно. Следует на этом пути особенно отметить роль следующих имён: Пиндар – древнегреческий лирический поэт в 5 веке до н.э. В своих творениях он прославлял мир и согласие. Высший апофеоз его лирики – 1-ая Пифийская ода с восхвалением лиры как символа мирового порядка и гармонии. Можно отметить и имя известного древнегреческого политического деятеля Солона. Среди его стихотворений (к поэзии он обратился в конце жизни) есть произведение «Народ созвал я…», где автор перечисляет свои политические заслуги в назидание потомкам: «…Вернул и тех, что в страхе бросились бежать / И уж забыли речи звук аттической / В скитаньях долгих….». Именно идеи Солона о заслугах перед народом заимствовал и творчески развил Гораций.
— По большому счёту именно Гораций (1 век до н.э.) является полноправным родоначальником литературного памятника. Основная мысль его оды «К Мельпомене» (о которой более подробно ещё пойдёт речь): если творение духа человека получает бессмертие, то и сам человек бессмертен. Эта идея нашла своих почитателей и получила дальнейшее развитие вплоть до наших дней.
— Говоря о формировании жанровой формы литературного памятника, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности – Овидия (1 век до н.э.). В конце своего известного труда «Метаморфозы» он помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд….». Его связь с одой Горация очевидна (работа на сравнение двух од будет дана для самостоятельного анализа в сильных гуманитарных классах). (В других классах можно отметить, что оба автора говорят о нерушимости своих памятников, они уверены, что их слава будет повсеместной, их будут чтить разные народы. Тема творчества у обоих тесно связана с темой долговечности).
Учитель: Надо отметить, что Овидий был одним из любимых античных авторов у А. С. Пушкина. После окончания романа «Евгений Онегин» он напишет стихотворение «Труд». Сравните тему и ритм стихотворений Овидия и А. С. Пушкина:
Овидий
Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя.
Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба
Не уничтожит, ни меч, ни огнь, ни алчная старость.
Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет
Власть, для меня завершить неверной течение жизни.
Лучшей частью своей, вековечен, к светилам высоким
Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.

А. С. Пушкин
Друга Авроры златой. Друга пенатов святых?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Учащиеся: Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что для обоих авторов характерно трепетное отношение к своему труду, понимание избранности. Схож размер, высокопарность слога.
Учитель: организует работу учащихся по анализу оды Горация «К Мельпомене» по вопросам:

  1. Кто такая Мельпомена? ( Иллюстрация).
  2. Что объединяет эту оду с рассмотренными нами произведениями других греческих поэтов, что принципиально ново?
  3. Что называет Гораций своей главной заслугой?
  4. С чем сравнивается памятник?
  5. Какова функция приёма градации при размышлении о силе и крепости памятника?
  6. Что закрепилось традицией в жанровой форме памятника? (перечисление заслуг перед будущими потомками).

Учитель: организует работу учащихся над тезаурусом. На основе материала домашнего задания делается вывод о различии понятий перевода, вольного перевода текста, переложения, подражания.
Насчитывается 9 переводов оды Горация «К Мельпомене». Среди авторов-переводчиков – А. Х. Востоков, Н. Ф. Фоков, Б. В. Никольский, В. Я. Брюсов, А. П. Семёнов–Тян-Шанский, Н. И. Шатерников, Я. Э. Голосковер, С. В. Шервинский.
При общем выводе учитель добавляет, что известный русский языковед, поэт, друг Г. Р. Державина В. В. Капнист в предисловии к книге «Опыт перевода и подражания Горациевых од…» (1810-1820–е годы) изложил принципы работы с переводами и обобщил опыт поэзии 18 — нач.19 вв. Именно он дал наиболее чёткое деление жанра на подражание, переложение, вольный перевод и перевод и счёл необходимым указать на разницу между ними. (В сильном классе может прозвучать заранее подготовленная учеником биографическая справка о В. В. Капнисте и А. Х. Востокове.)
Учитель: раздаёт тексты переводов оды Горация В. В. Капнистом и А. Х. Востоковым. Цель работы с текстами — доказать их принадлежность к жанру перевода.
После анализа текстов был сделан вывод о том, что они принадлежат к жанру перевода. Можно провести более детальную работу с текстами, например, на сходстве в уровне лексики:
Гораций
«Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид»
А. Х. Востоков
«Крепче меди создал я памятник;
Взял над царскими верх он пирамидами»
В. В. Капнист
«Я памятник себе воздвигнул долговечной;
Превыше пирамид и крепче меди он»
Гораций
«…Что из ничтожества был славой я избран
За то, что первый я на голос эолийский
Свёл песнь Италии….»
А. Х. Востоков
«Будет слышно, что я – рода беззнатного
Отрасль – первый дерзнул в римском диалекте
Эолийской сложить мерою поэзию»
В. В. Капнист
«Я первый, вознесясь от низкия породы,
В латинские стихи эольску меру ввёл»

Для помощи в анализе текстов можно предложить учащимся следующие вопросы:
1. Что привлекло ваше внимание? Какие слова оказались непонятными? (учитель должен объяснить их: Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба). Результаты этой работы будут необходимы и в дальнейшем при анализе, например, стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул».
2. Перечислите основные образы стихотворений. Какой из этих образов мы видим лучше всего? Почему?
3. Какая лексика преобладает?
4. Почему трудно читать тексты (особенно текст А. Х. Востокова)?
5. Можно ли с лёгкостью определить ритм и вид рифмовки? Почему?
Учитель: организует работу по анализу стихотворений. Для этой работы учащимся раздаются стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державина «Памятник» и А. С. Пушкина «Памятник». Даётся время для прочтения текстов. Анализ стихотворений строится по следующим вопросам и заданиям:

  1. Расположите эти тексты в порядке появления.
  2. Какое стихотворение читается легче всего, а какое труднее? Почему?
  3. Кто из поэтов ближе всех к точному переводу А. Х. Востокова? Чем отличается «Памятник» Г. Р. Державина от оды Горация? Что нового вы видите в этом стихотворении?
  4. Как характеризует свой «Памятник» Г. Р. Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Г. Р. Державина, смысл возникает со словами А. С. Пушкина «памятник нерукотворный», «не зарастёт народная тропа», сравнение с Александрийским столпом?
  5. В чём смысл выражения «памятник нерукотворный»? Определите вид тропа.
  6. Какое значение имеет противопоставление «Нерукотворного памятника» Александрийскому столпу? Обратите внимание на художественные детали: «Вознёсся выше он главою непокорной…».
  7. Найдите во второй строфе пушкинского стихотворения эпитеты. Какой из них самый говорящий («душа в заветной лире»)? Каков смысл эпитета «заветный»?
  8. Перечитайте третью строфу «Памятника» А. С. Пушкина. В начальной редакции она начиналась так: «Слух обо мне дойдёт во все концы России». Сравните с окончательным текстом. Почему, по-вашему, поэт изменил строку? Как она связана с последующими строками?
  9. У всех трёх поэтов стихотворение заканчивается обращением к Музе. В чём её отличие у каждого?
    По ходу анализа заполняется таблица «Сопоставление переводов Оды Горация».

Таблица
Сопоставление переводов Оды Горация

Заслуга лирического героя

Образ памятника

Особенности стиля

М. В. Ломоносов

Воспитание своеобразного самостоятельного мышления

«Памятник» Г. Державин

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Анализ стихотворения Державина «Памятник»

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который «металлов тверже» и «выше пирамиды». При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной. И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. «Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

Конспект и презентация к уроку литературы «А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «

Основная цель урока — выявление темы и идеи стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «, а также сопоставление стихотворения Пушкина и Державина «Памятник». Методы и приемы, используемые на уроке, — построфный анализ, сопоставление и сравнение двух стихотворений, а также частичный анализ использования средств художественной выразительности — помогают учителю добиться поставленной цели, а учащимся — проникнуться пафосом стихотворения.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Приказюк Зарина Абдусатаровна
Место работы: —
Добавил: KarMaN

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Автор