Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта‑гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.
В стихотворении «Пророк» свое развитие «пушкинской» темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв «гласу бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».
В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта‑пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова. «Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.
В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.
Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»

«Признание» Г. Державин

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»

За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Но мысли А.С.Пушкина и Державина о своем творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.
Стихотворение начинается так:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознсся он главою непокорной
Александрийского столпа.
В этой строфе поэт подчёркивает народность своего творчества.
Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России:
. славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Четвёртая строфа — оценка поэтом идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чавства добрые я лирой пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в . жестокий век восславил я Свободу»).
Пушкин выражает надежду, что потомство поймет и оценит его, что его будут ценить и за то, что его поэзия мобилизирует в читателях лучшие чквства, и за передовой характер его творчества: в молодости он писал революционные стихи, а в годы общественной реакции добивался смягчения участи и освобождения осуждённых декабристов («и милость к падшим призывал»).
Стихотворение написано в жанре оды. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта — гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.

Признание анализ стихотворения державин

Державин Михаил Михайлович

Народный артист России

Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец — Державин Михаил Степанович (1904-1951), народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова. Мать — Державина Ираида Ивановна (1916-2000). Супруга — Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь — Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).

Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь всегда было весело и шумно, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, здесь пели, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера. Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.

К Державиным часто приходили знаменитые вахтанговцы — Р.Н. Симонов, В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве, кроме театра, есть еще места, куда можно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, который был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины вместе с другими актерами Театра имени Е. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился «Фельдмаршал Кутузов», в котором Державин-старший играл главную роль. В свои пять лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.

Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара своего отца, но «семейные черты» ярко проявились в его творчестве — сильный драматизм, яркий юмор, колоритность бытовых деталей.

Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мама не работала, остались еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на «Мосфильме», десятый класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.

В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Е. Вахтангова, которых он помнил еще с детства.

Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время, когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, он сыграл семь эпизодических ролей. А после возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую роль в пьесе-фельетоне «Опасный возраст» Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел гигантский успех у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.

В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и М. Захарова он перешел в Московский академический театр Сатиры, где работает до настоящего времени.

Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в «Последнем параде» А. Штейна (1968), в котором он вместе с Анатолием Папановым исполнял специально для этого спектакля написанные песни Владимира Высоцкого, в том числе и очень популярную впоследствии «Утреннюю гимнастику».

Всего за время работы в Московском академическом театре Сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов. В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек добрый, веселый, открытый (например, Елисеев в «Банкете» А. Арканова и Г. Горина, 1968; Велосипедкин в «Бане» В. Маяковского,1970; Телятев в «Бешеных деньгах» А. Островского, 1981; Николай Буркини в «Прощай, конферансье!» Г. Горина, 1984) и человек агрессивный, ироничный, жестокий (например, Красная кепка в «Ремонте» М. Рощина, 1975; Скалозуб в «Горе от ума» А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.-Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана; Виктор Викторович в «Самоубийце» Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.

По словам Михаила Державина, сатира для него — это прежде всего высокая гражданственность, ее назначение — помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение и, если роль написана одной краской, старается найти в ней еще и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обычно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с почти мистическим обаянием, исходящем от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа — литератора Виктора Викторовича («Самоубийца»), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.

Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в «Ревизоре» Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в «Ревизоре» в постановке Театра Сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый план, отношения их резко конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут существовать один без другого. При этом для актеров важно было показать причины, породившие отчаянное соперничество их героев: сознание собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.

Работая над ролью, Державин всегда старается играть живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, абсолютно уверенный в собственной непогрешимости Скалозуб в «Горе от ума» Грибоедова (1976), однако по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в «Вишневом саде» Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и смех, и жалость.

В 1970-х — начале 1980-х годов на сцене Театра Сатиры, помимо уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца (1971), Иванова в «Феноменах» Гр. Горина (1979), Брауна в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (1980).

Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина отчетливо проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого «Бремя решения»(1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина — не реакционер и милитарист, как этот персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а прежде всего честный, интеллигентный человек, преданный своей стране и своему долгу.

В пьесе «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл роль Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ — философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина вне своей должности, за пределами своей социально-политической функции — жизнелюбивый, приятный, остроумный человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить жизнь оканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как грустный символ давно исчерпавшего себя государственного аппарата.

В спектакле «Прощай, конферансье!» Григория Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом одновременно смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини — тонкий, добрый, интеллигентный человек, перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле «Прощай, конферансье!» Державин — не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он постепенно усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.

Среди недавних работ Михаила Михайловича Державина в Театре Сатиры — Американец в спектакле Ф. Искандера «Привет от Цюрупы!» (1999) и участие в новом спектакле-обозрении «Андрюша», посвященном Андрею Миронову.

Есть в творческом портрете актера Державина еще одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась еще со времен «капустников», где родился знаменитый дуэт Ширвиндт-Державин. Она позволила ему стать настоящим мастером точной и тонкой репризы — в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин — так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре Сатиры в спектакле Ширвиндта «Молчи, грусть, молчи. » (1985), который изначально делался как капустник, к юбилею театра, а в результате шел на его сцене более пятнадцати лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля «Счастливцев — Несчастливцев» Горина — спектакля для двух исполнителей — Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.

Первой киноработой Михаила Державина стала роль в картине «Они были первыми». В последующие годы он снялся в фильмах «Джамайка», «Жених из Майами», «Бабник», «Импотент», «Лебедев против Лебедева», «Моя морячка», «Настоящий мужчина», «Новый Одеон», «Ночной визит», «Следствие ведут знатоки. Дело 15. Ушел и не вернулся», «Сон», «Спасите утопающего», «Старые клячи», «Третий не лишний», «Трое в лодке, не считая собаки», «Чокнутые». Недавно он снялся в новой картине режиссера А. Эйрамжана «Агент в мини-юбке», принимал участие в киноконцерте «Старые песни о главном-2».

Еще одна яркая страница творчества Державина неразрывно связана с телевидением. Это — знаменитая передача «Кабачок 13 стульев», которая в течение долгих лет была одной из популярнейших передач на отечественном «голубом экране». В ней артист играл роль пана Ведущего.

Михаил Державин удостоен звания «Народного артиста России».

Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит петь. Готовит к изданию свою автобиографическую книгу «Бесполезные воспоминания».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector