Анализ стихотворения Державина Лебедь

1. Ежова А. М. Обучение сочинению: V–VII класс / А. М. Ежова // Литература в школе. – 2002. – N 5. – С. 46. (В помощь старшеклассникам в написании сочинения. Пример одного занятия спецкурса «Творческая мастерская» в 7 классе на тему «Сочинение по мотивам стихотворения Г. Р. Державина «Гром»)

2. Замостьянов А. Автор оды «Фелица» – наш современник. К 270-летию со дня рождения Г.Р.Державина (1743 – 1816) / А. Замостьянов // Литература в школе. – 2013. – N 6. – С. 2–4. (Ода «Фелица» – одно из центральных произведений Г.Р.Державина. Изучая эту оду, мы открываем мир политических и эстетических споров России екатерининского времени. Подробного разбора заслуживает позиция автора в этом произведении. Сатирические мотивы у Державина переходят в искреннюю исповедь, ироническое соседствует с серьёзным.)

3. Зуев Н. «Языком сердца говорил…» Стихотворение Г. Р. Державина «Лебедь» / Н. Зуев // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 23–25. (Анализ стихотворения Державина «Лебедь»)

4. Красников Г. Н. Неудержимый Державин (1743-1816) / Г. Н. Красников // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 2–7. (Роль Гаврилы Романовича Державина в русской литературе; высказывания современников о поэте; гражданственность поэзии)

5. Ларкович Д. В. Стихотворение Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: опыт целостного анализа / Д. В. Ларкович // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 4–7. (Анализ стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская*»: Державин организует свой художественный мир по принципу, который условно может быть назван принципом динамического многообразия в единстве; в стихотворении окончательно осуществляется синтез разных жанровых моделей действительности (горацианской оды, послания и идиллии) на основе их равноправия и взаимодополнения)

6. Лукьянчикова Н. В. «Вечный памятник» Г. Р. Державина. IX класс / Н .В. Лукьянчикова // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 37–38. (Роль поэта в обществе, гордость человека за сделанное им в течение жизни в стихотворении Г. Р. Державина «Вечный памятник». Литературный анализ произведения. Сопоставление «Вечного памятника» Г. Р. Державина и перевода оды Горация «К Мельпомене», сделанного М. В. Ломоносовым)

7. Федосеева Т. В. О драматических произведениях Г. Р. Державина / Т. В. Федосеева // Литература в школе. – 2006. – N 7. – С. 40–42. (О своеобразии поэтического мировидения Гавриила Романовича Державина: как религиозное чувство Державина выразилось в ряде драматических произведений, написанных в 1800-1810-х гг. Для анализа выбраны театральное представление с музыкой «Добрыня» (1804), героическое представление с хорами и речитативами «Пожарский, или Освобождение Москвы!» (1814), трагедия «Ирод и Мариамна» (1807), опера «Эсфирь» (1814)

* Званка – усадьба Г. Р. Державина, которую он воспел в стихах, где жил в конце жизни и умер. Располагалась в Чудовском районе Новгородской области на берегу реки Волхов.

Азбукина А.В. Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина

Г. Державин — поэт-новатор. Как отмечает А.В. Западов, он ввёл в литературу «забавный русский слог», умело сочетал лирику и cатиру, просторечие и высокий стиль, необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью [Западов 1979: 179]. Значителен вклад Державина и в изображение природы. Если у поэтов-предшественников (Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова) природа не играла заметной роли и присутствовала лишь как некий условный фон, то Державин стал изображать природу как живое и полнокровное единство.

Ещё обучаясь в Казанской гимназии, Державин выучился играть на скрипке и увлёкся живописью, однако в последующие годы военная служба заставила его прекратить эти занятия. Но эти навыки не забылись и своеобразно преломились в творчестве поэта. Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы. В стихах поэта находим соловья («Соловей», «Соловей во сне», «Обитель Добрады», «Возвращение весны»), ласточку («На смерть Катерины Яковлевны. «, «Ласточка»), орла («Заздравный орёл», «Лето»), павлина («Павлин»), журавля («Возвращение весны»), пеночку («Пеночка»), ворона («Лето»), лебедя («Лебедь»), сокола («Похвала комару»), синицу («Синичка»), снегиря («Снигирь»).

Почему же Державин обратился к образу птицы, какую роль он играл в его творчестве?

На наш взгляд, уже само использование этого образа было своеобразным вызовом классицистическим традициям. Ведь поэты-предшественники считали, что «птички», «ручейки», «овечки», «пастушки» и т.п. являются незначительными предметами в поэзии. Воспевать нужно героев и монархов, великие битвы и исторические события. Поэзия должна быть «гремящей», «громоподобной». «Гремящий в оде звук, как вихорь, слух пронзает. » — писал в эпистоле «О стихотворстве» Сумароков. Державин в своем представлении о поэзии опирался не столько на Буало, как Сумароков, сколько на новейшего эстетика Ш. Баттё, который считал, что поэзия должна быть не только полезной, но и приятной [Серман 1967: 25].

Свои взгляды на назначение поэзии Державин раскрывает в цикле стихотворений, посвящённых соловью («Соловей», «Соловей во сне», «Обитель Добрады»). Эти стихотворения он называет «одами» и считает возможным воспевать такой незначительный, казалось бы, предмет, как соловьиное пение. По мнению поэта, соловьиное пение является прообразом новой «сладкозвучной», «сладкогласной» лирики, идущей на смену «громозвучной», «громоподобной» одической поэзии. Например, Г. Державин пишет в одном из своих трактатов, что поэт «должен заботиться о чистом и гладкотекущем слоге, чтоб он лёгок был к выговору, удобен к положению на музыку и к изображению всех прелестей.» [Сакулин 1919: 252]). Державин призывает поэтов «подражать природе» и в качестве высшего образца для себя избирает соловьиное пение («Соловей» [Державин 1957: 231]).

Указанные стихотворения интересны также и тем, что Державин отказывается в них от условного, эмблематического изображения соловьиного пения и идёт по пути реалистического воспроизведения действительности.

Державину важно воспроизвести мелодику соловьиного пения, заставить читателей насладиться гармонией этих звуков. Как же поэт этого достигает? Исследователь П.Н. Сакулин указывает, что Державин, например, в стихотворении «Соловей во сне» ни разу не использует звук (р), стремясь как нельзя более точно передать сходство своего произведения с соловьиной песней [Сакулин 1919: 254-255].

Интерес Державина к окружающему его миру природы, живописность его поэзии ярко проявились и при изображении других птиц. В качестве примера рассмотрим два стихотворения — «Возвращение весны» и «Лето». Здесь, помимо соловья, находим таких птиц, как журавли, ворон, орел. Какую же функцию выполняют эти птицы в стихотворении? Прежде всего следует отметить, что включение птиц в пейзажную зарисовку приводит к созданию глубоко конкретной, узнаваемой поэтической картины. В стихотворении «Возвращение весны» приход весны, пробуждение живой природы Державин передаёт через звук — пение соловья и клики журавлей [Державин 1957: 251].

Во втором стихотворении «Лето» птицы — орлы и враны являются живописными деталями и способствуют созданию картины летнего полдневного зноя в деревне, когда вся природа погружена в сон («Лето» [Державин 1957: 300]).

В ряде стихотворений («Пеночка», «Снигирь», «Синичка») птица выступает не просто как знак, но как персонификация. Поэт продолжает традиции устного народного творчества. Птица одушевляется, наделяется чертами живого существа, приобретает статус второго лирического субъекта стихотворения. Птичка выступает либо как «мил дружок», которому Державин поверяет свои мысли и переживания («Снигирь»), либо как прекрасная девушка, в которую влюблен поэт («Пеночка», «Синичка»). Державин с нежностью обращается к птице — снегирь для него «милый», пеночка — «создание любезно» и т.д. Проводя параллель между птицей и человеком, Державин тем не менее не забывает воссоздать конкретный облик птицы (См., например, описание пеночки [Державин 1957: 278]).

Образ снегиря и синички Державин воссоздаёт через звук. Пение снегиря подобно флейте и напоминает военную песню. Поэтому оно наводит Державина на воспоминания о бранях, о Суворове. Пение синички, напротив, более нежное, связывается в представлении Державина с любовью, любовным томлением. Пение синички передаётся через использование глагола «тиликать», а также через повтор глагола «вздыхать». Вообще образы птиц в перечисленных стихотворениях Державина явно даны в чувствительных, сентиментальных тонах. В этом тоже проявилось новаторство поэта в использовании образа птицы.

Не следует думать, что Державин ограничивается использованием образа птицы лишь как знака и персонификации. Птица относится к одному из древнейших образов и окружена ореолом мифологических представлений. Д. Трессидер, Д. Холл и др. авторы современных словарей отмечают, что птица испокон веков и у разных народов была связана с небесами, Богом, потусторонним миром, выступала как заместитель человеческой души. Эта мифологическая семантика не могла не заинтересовать и Державина, поэта, в чьём творчестве явственно обнаружились предромантические настроения. В стихотворениях «На смерть Катерины Яковлевны. «, «Ласточка», «Лебедь» явственно обнаруживается символическая параллель «птица — душа». Птица связывается с представлением о бессмертии души, поэтического творчества, выступает как «проводник» в мир инобытия. В этом плане Державин предвосхищает Жуковского и поэтов-романтиков.

Итак, как показал проведённый нами анализ, образ птицы занимает значимое место в поэзии Державина. В отличие от поэтов-предшественников Державин отказывается от абстрактного, условного пейзажа и осмысления птицы как эмблемы и делает её деталью, знаком узнаваемой картины природы. Поэт делает этот образ живописным, конкретным, стремится воспроизвести мелодику птичьего пения. В то же время поэт не ограничивается использованием птицы как знака. Во многих стихотворениях Державина за первым, конкретным планом изображения птицы открывается второй, символический. Птица у Державина символизирует идеальное начало — бессмертие души, поэта и поэзию, что позволяет говорить, что в трактовке этого образа поэт идёт в русле не только реализма, но и предромантизма.

Литература

Державин Г.Р. Стихотворения. — Л., 1957.

Западов А.В. Поэты XVIII века: (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). — М., 1979.

Сакулин П.Н. История новой русской литературы. — М., 1919.

Серман И.З. Гаврила Романовмч Державин. — Л., 1967.

Анализ стихотворения Гаврилы Державина «Признание»

Гавриил Державин в 1807 году в стихотворении «Признание» описал свой литературный путь и выразил отношение к собственному творчеству.

Произведение написано от первого лица, лаконичным языком и ритмичным слогом.

В «Признании» поэт чистосердечно изъясняет, что не считал себя святым, великим мудрецом или важным господином. Прежде всего он ценил в себе и окружающих людях чистоту сердца и ум. Поэтические шедевры, по признанию Державина, – заслуга не личная, а божественная помощь извне. Оды, созданные в честь выдающихся правителей, написаны

Стихотворения его творились с целью увековечить благородные качества царей и передать их потомкам. Если поэт осмеливался обличать высокопоставленных особ, то не от своего лица и не по причине личной обиды, а от целого государства, передавая строгое недовольство людей и воспитательное наставление. Был подвержен Державин и общечеловеческим слабостям, погружаясь в водоворот суетных бессмысленных занятий.

Не отрицает он своего преклонения перед красотой женщин, потому посвящал дамам лирические

«Признание» пронизано искренностью, душевностью. Русский поэт творил новую эпоху в литературе, следуя принципу реалистичности описания. Смелые неприукрашенные выражения, такие как «правду брякнуть», «саном надуваться» делают философскую лирику Державина неискусственной, непритворной, настоящей одой правде и сокрушительным ударом по лицемерию.

В особенности последние строки «Признания» оправдывают все возможные огрехи в жизни поэта. Читатель просто не вправе обвинить Державина в чем-либо. К тому же это великолепное, легкое произведение дарит такое же прекрасное настроение после его прочтения. «Ум и сердце» – вот путеводные звезды великого стихотворца Гавриила Державина.

«Властителям и судиям» Г. Державин

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»

Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.

К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.

В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: