Анализ оды Державина «Фелица»

Ода «Фелица» (1782) – первое стихотворение, сделавшее имя Гаврилы Романовича Державина знаменитым, ставшее образцом нового стиля в русской поэзии.

Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим именем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характеризующей ее окружение.

История этого стихотворения весьма интересна и показательна. Написано оно было за год до публикации, но сам Державин не

На следующий день Дашкова застала императрицу всю в слезах, а в руках у нее был журнал с державинской одой. Императрица поинтересовалась,

Действительно, нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное – рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. «Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже показана обытовленно («Почасту ходишь ты пешком…»). Вместе с тем, такие подробности не снижают ее образ, а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным с натуры.

Но далеко не всем это стихотворение понравилось так же, как императрице. Многих современников Державина оно озадачило и встревожило. Что же было в нем такого необычного и даже опасного?

С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале преосвященного монарха. Явно идеализируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисованный им образ:

Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой:

Везде соблазн и лесть живет,

Пашей всех роскошь угнетает.

Где ж добродетель обитает?

Где роза без шипов растет?

Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей:

Кружу в химерах мысль мою:

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость – ведь любой из задетых им вельмож мог разделаться за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спасло Державина.

Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать закону, которому подвластны как цари, так и их подданные:

Тебе единой лишь пристойно,

Царевна, свет из тьмы творить;

Деля Хаос на сферы стройно,

Союзом целость их крепить;

Из разногласия – согласье

И из страстей свирепых счастье

Ты можешь только созидать.

Эта любимая мысль Державина звучала смело и высказана она была простым и понятным языком.

Заканчивается стихотворение традиционной хвалой императрице и пожеланием ей всех благ:

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сафирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звезды, возблестят.

Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впоследствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как «смешанную оду». Державин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественного события, в «смешанной оде», «стихотворец может говорить обо всем».

Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину, действительно, удавалось вносить в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обстановки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными не только для людей его времени. И сейчас мы можем с интересом читать стихотворения этого замечательного поэта, отделенного от нас огромной дистанцией в два с половиной столетия.

Анализ стихотворения Державина КЛЮЧ

Доссэ Т.Г.
доцент кафедры теории и методики преподавания
гуманитарных дисциплин в средней школе ЯрИРО

Литературные переложения псалмов в школе.
Пути изучения стихотворения Г.Р. Державина
“Властителям и судиям” (81 псалом) в 9 классе.

Современное литературное образование в средней школе требует как нового содержания, так и новых подходов к преподаванию. Особой сложностью отличается изучение в 9 классе поэзии 18 века: слишком далеко эта эпоха отстоит от нынешних школьников, слишком неординарны личности поэтов (Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов, Державин), слишком трудно осмыслить проблематику их сочинений, слишком архаичен язык. И если легкие анакреонтические стихи, раскрывающие мысли и чувства такого же, как мы, обычного человека, пусть жившего в далеком 18 столетии, еще возможно воспринять сердцем, если о жанре оды написано множество научных трудов, то жанр литературных переложений псалмов, который занимал в эпоху Просвещения одно из ведущих мест в поэзии, долгое время оставался за рамками школьного курса литературы. Школьные учебники не упоминали, что Тредиаковский и Сумароков перевели все 150 песен Псалтыри, что Ломоносов сделал поэтическое переложение более десяти псалмов, а Державин – двадцати шести.

И одно из этих двадцати шести переложений – знаменитое “революционное” стихотворение Г.Р. Державина 1780 года “Властителям и судиям”, которое явилось результатом осмысления и перевода 81 псалма из самой лирической книги Ветхого завета – “Псалтырь”.

Отсюда следует, что изучать данное стихотворение сегодня необходимо, рассматривая не только его социальную проблематику, но и высокодуховную религиозную основу.

Интересно это произведение и с точки зрения жанра. Учащиеся с 5 класса встречаются с пейзажной, любовной, гражданской и философской лирикой, имеют представление о таких классических жанрах как ода, элегия, сонет, стансы, мадригал, эпиграмма, послание и т.д. Но с жанром литературных переложений псалмов совершенно не знакомы, хотя Псалтырь в течение столетий была настольной книгой русского человека, играла большую роль в духовной сфере, быту и даже в школьном образовании. Так в фондах Государственного архива Ярославской области сохранилось несколько рукописных сборников стихотворений учащихся и преподавателей Ярославской семинарии и гимназии, относящихся к 1820-м годам, и рукописный вариант литературно-художественного журнала для юношества “Муза Ярославля” (1832 г.), в которых основное содержание составляют духовно-патриотические стихи, и прежде всего – переложения псалмов . Значимость этой старой школьной традиции переложения Псалтыри, ее нравственно-религиозный смысл ясно выражены в эпиграфе к журналу: “В честном и полезном ищу приятного”.

Каковы же основные пути ознакомления учащихся со знаменитым державинским стихотворением с позиции современного литературного образования?

На изучение данного произведения отводится 1-2 урока. Главная задача учителя – организовать и активизировать самостоятельную деятельность учащихся. В связи со сложностью восприятия стихотворения “Властителям и судиям” и необычностью жанра особое внимание следует уделить предкоммуникативной фазе , то есть фразе подготовки восприятия произведения и контекстного анализа. На этой фазе предполагается информирование и учащихся о Псалтыри и псалмах, об эпохе 18 века, а также о судьбе и личности Г.Р. Державина и основных направлениях его творчества, так как учащиеся впервые встречаются с этим поэтом.

  1. Подготовка информации о религиозной и социальной роли книги Премудростей “Псалтыри”, о содержании и жанровом разнообразии псалмов (псалмы-гимны, псалмы-плачи, псалмы-молитвы, псалмы-мудрости, покаянные и мессианские псалмы) может явиться индивидуальным перспективным заданием. Достаточный материал по этому вопросу представлен в книге Г. Гече “Библейские истории” (М., изд. Политической литературы, 1988 год).
  2. Второй учащийся готовит краткий рассказ об эпохе Просвещения в России и литературно-культурных традициях этого периода. Основой для выступления могут послужить сведения из учебников по отечественной истории.
  3. Знакомство с судьбой и личностью Г.Р. Державина организуется как перспективное домашнее задание (работа с учебником):

Прочитайте материал учебника о жизни Державина и стихотворение и ответьте на вопросы:

  • Что в биографии и облике Державина вас удивило?
  • Какие факты биографии поэта способствовали написанию стихотворения “Властителям и судиям”?

Для выполнения этого задания учащихся следует обратить к учебнику-практикуму для 10 класса “Русская литература XIX века” под ред. Ю.И. Лыссого (М., Просвещение, 1997 год), задание № 3, стр. 6-7.

  1. Небольшое сообщение учителя о творчестве Державина как выражении его мировоззрения предваряем анализом эпиграфа к уроку, взятому из стихотворения поэта “На Новый Год”:

От должностей в часы свободны
Пою мою я радость дней;
Пою Творцу хвалы духовны,
И добрых я пою царей.
Приятны гласы становятся
И слезы нежности катятся,
Как Россов Матерь я пою.

Это способствует выявлению мироощущения Державина, определению особенностей его поэзии.
Автор сам очертил четыре круга тем своей лирики, выявил четыре своих ипостаси.

Первый круг – “легкая” поэзия, наполненная философией простых человеческих радостей, жизненного индивидуализма; второй круг – стихотворения на духовные и религиозные темы, третий круг – цикл стихотворений, объединенных именем Фелицы – Екатерины II, “Матери Россов”. Но содержание лирики Державина шире этих кругов. Его стихотворения социально-философского и религиозно-философского направления поднимает такие проблемы как человек и природа, человек и государство, человек и верховная власть, человек и Бог (“Властителям и судиям”, “На смерть князя Мещерского”, “Вельможа”, “Водопад”, “Памятник” и т.д.). Особенностью содержания стихотворения “Властителям и судиям” является органичное сочетание и философского, и религиозного, и гражданского направления в лирике.

На этом работа по подготовке восприятия завершена, но контекстный анализ еще не закончен.

Коммуникативная фаза предполагает общение с произведением и анализ текста.

  1. Чтение стихотворения осуществляет учитель.
    Тяжелый слог, архаичность синтаксического строя и лексики не позволяют организовать выразительное чтение стихотворения учащимися.
  2. В процессе чтения произведения учащиеся выделяют ключевые, на их взгляд, слова и выражения; отмечают незнакомую лексику и типологические черты жанра литературного переложения псалмов (с которыми они уже познакомились на этапе подготовки восприятия), определяют смысл названия, то есть ведут поисково-исследовательскую работу по тексту. Здесь можно использовать групповую форму работы
  3. На основе результатов этой деятельности учащихся проводится краткий анализ стихотворения. В ходе анализа для выявления значимости данного произведения в контексте своего и нашего времени учащиеся знакомятся с творческой историей стихотворения “Властителям и судиям” и отвечают на вопросы:

  • Почему так непросто сложилась судьба стихотворения?
  • Чем оно может быть интересно для нас?

Творческая история стиха представлена в уже упомянутом учебнике-практикуме для 10 класса (стр. 11), в книге В. Корнилова “Покуда над стихами плачут” (М., Academia, 1997, стр. 159-161), в очерках А.В. Западова “Поэты XVIII века” (Изд. Московского университета, 1979, стр. 186-187).

Обязательной частью анализа должна быть небольшая работа над типологией жанра и способами выражения поэтом своей веры и чувств христианина. Для этого необходимо сравнение текста псалма 81 и стихотворения “Властителям и судиям”. Данную работу интересно предлагают провести авторы учебника-практикума для 10 класса под ред. Ю.И. Лыссого (задание № 7, стр. 12-13).

Осуществление посткоммуникативной фазы общения с произведением предполагается в ходе выполнения домашнего задания и на следующем уроке.

  1. Дома учащиеся:
    а) повторяют основные признаки классицизма как литературного направления и анализируют стихотворение “Властителям и судиям” с этой точки зрения;
    б) подбирают переложения 81 псалма другими русскими поэтами и обозначают в них жанровые признаки (это стихотворения В.И. Майкова “Ода пятая. Переложение псалма 81.” и В.Г. Бенедиктова “Подражание псалму LXXXI”).
  2. Второй урок представляет собой урок-практикум, в центре которого сравнительный анализ трех переложений 81 псалма и выявление на этой основе:
    а) типологических сторон жанра переложения псалмов;
    б) индивидуальности авторской манеры каждого поэта и влияния времени написания стихотворения;
    в) соответствия жанра переложения псалмов канонам классицизма.
  3. В том же 1780 году Державин переложил и другой псалом, 147-й, в стихотворении “Счастливое семейство”. Оно по содержанию своему представляет антитезу “Властителям и судиям”. Сопоставление этих двух стихотворений позволит расширить представление как о псалмах, так и об их переложениях и судить о многогранности творческого лица Г.Р. Державина.

Тексты литературных переложений псалмов широко представлены в книге “Псалтирь в русской поэзии XVII-XX веков. Золотая библиотека русской религиозной поэзии” (сост. Б.Н. Романов; М., “Ключ”, светло-троицкая Сергиева Лавра, 1995).

Дома учащимся предлагается:
а) ознакомиться с любым псалмом, определить его смысл и разновидность жанра. Желающие могут сделать литературное переложение псалма в стихах или прозе;
б) прочитать оду “Фелица”, определить, что объединяет ее со стихотворением “Властителям и судиям”, к какому кругу державинской лирики она относится, как в ней воплощены черты классицизма.

Предложенная система изучения стихотворения “Властителям и судиям” не является идеальной, ее можно сокращать, дополнять и видоизменять, но в ней воплощено современное понимание проблем изучения духовной лирики и решается задача формирования квалифицированного читателя в ходе эмоционально-воспринимающей, аналитической, оценочной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности учащихся, что соответствует целям литературного образования в современной школе.

«Властителям и судиям» Г. Державин

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»

Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.

К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.

В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.

Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.
Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.
Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…
Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».
Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:
Не внемлют! Видят – не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю сотрясают,
Неправда зыблет небеса.
Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.
Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:
Воскресни, Боже! Боже правых!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: