Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А

Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления.
Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “. но мысль ужасная. ”) представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.
Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца. ” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права.
Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “. насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.
Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (женская),
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская),
Где льется дней моих невидимый поток (ж.)
На лоне счастья и забвенья (м.)

(перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят
(кольцевая рифма а-б-б-а).

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

Написанное в 1819 г стихотворение описывает конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. :

«Деревня» как художественное произведение отражает традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма:

Тем не менее, «Деревня» — это рассказ о реальной деревне и о реальных страданиях крестьян — явное влияние радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни.

Композиция «Деревни» не только двухчастная, но и двуплановая, сочетающая элегию и сатиру, соответственно, первая — элегическая — часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине. «) была напечатана, а вторая распространялась только в списках.

Стихотворение построено на антитезе: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. » — начинается вторая часть, и с этих строк начинается обличение «барства дикого».

Отстаивая цельность и единство поэтического текста пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть «Деревни» и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть — это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в «уединении величавом», и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Риторические интонации отражают гневный возглас поэта-гражданина:

«Забытая деревня» Н. Некрасов

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает старушка.

2

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! —
Думают крестьяне. — Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

3

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

4

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

5

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение «Деревня» открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождало у них желание дальнейшего изучения произведений Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_6_klass.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме:

«Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». Выразительное чтение».

Познавательная (обучающая): организовать творческую деятельность обучающихся с целью дальнейшего совершенствования навыков литературного анализа лирического текста; продолжить формировать у школьников умение развивать и обосновывать мысль, анализируя лирический текст, делать обобщающие выводы.

Развивающая: развивать навык умения выражать свою мысль, пользуясь культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности.

Воспитывающая : воспитывать интерес к русс5кой литературе, способствовать формированию активной жизненной позиции..

  1. обеспечить дальнейшее знакомство учащихся с поэзией великого русского поэта, особенностями его восприятия и изображения картин русской природы;
  2. дальнейшее обучение навыкам анализа лирического текста;
  3. развитие умений и навыков выразительного чтения;
  4. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

1. Портрет А.С. Пушкина;

2. Полный текст стихотворения «Деревня» (у каждого);

3. Иллюстрации вида имения в Михайловском (на доске);

4. Учебник: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: автор-составитель Г.С. Меркин, 16-е изд.-М: ООО «ТИД» «Русское слово-РС»,-2011.

Тип урока: объединенный (комбинированный).

Эпиграф к уроку:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Повторение литературных терминов:

Употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Художественное образное определение.

Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий.

Высказывание адресуется отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Словесное искусство, изображение видов природы не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.

Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении для достижения большей выразительности.

Неодушевленному предмету приписываются качества, присущие человеку.

Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

IV. Активизация внимания:

Учитель: на доске – эпиграф нашего урока. (Читает его). Откуда взяты эти сроки? (Верно, из стихотворения «Деревня» ( Как вы думаете, о чем эти стихи? (наводящие вопросы: кого поэт называет друзьями? Что означает «просвещенная свобода»? Как вы понимаете значение выражения «прекрасная заря»? и т.п.)

— Верно, это строки о свободе человека, в том числе и простого, в своей стране. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», т.е. свободный. А современное ему положение крестьян он называет рабством. «Прекрасная заря» — счастливое будущее.

После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры – молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия.

Чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении “Деревня”, в ней – все его мысли и чувства. Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта.

(Учитель выразительно читает стихотворение)

— С чего начинается стихотворение? (Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой ( подтверждается текстом )

…люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда.

— Как видим, молодой поэт с любовью и очень подробно передает окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его пытливого взгляда:

(Продолжает заранее подготовленный ученик)

Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Создана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Юный поэт размышляет над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают “резать” узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. И поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крестьянства, а себя именует «другом человечества». Так рождается вторая часть стихотворения:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В заключительных строках стихотворения – раздумье автора. И еще, возможно, сомнения насчет того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Какие чувства вы испытывая в начале стихотворения? (спокойствие, тишина и гармония)

Как они меняются по мере чтения? (нарастает напряжение и тревога )

(Заранее подготовленный ученик)

— В стихотворении поэт использует множество изобразительно-выразительных средств языка. Они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток» (метафора) , «мельницы крылатые» (эпитет) , «озер лазурные равнины» (метафора) , «мирный шум дубрав», «тишина полей» и др. Поэт рисует хижины мирных селян, на озёрах рыбари… В пейзажной зарисовке первой части стихотворения окрестности Михайловского. Такая деревня для автора – это то место, где он отдыхает от бессмысленной суеты столичной жизни, погружается в свои мысли и чувства.

Во второй части стихотворения уже не видно следов «довольства и труда». И здесь изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить несправедливое устройство общества: «. насильственной лозой», «чуждый плуг», «измученные рабы», «неумолимый владелец» и т.д. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Пушкин поднимает в нем тему свободы. В первой части – это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй – свобода – «свобода Родины». И если в первой части поэт предстает уединенным в настоящем моменте, то во второй он устремлен в будущее. « Увижу ль я. » — оптимистически восклицает он.

Учитель: Как называется художественный прием, используемый поэтом для построения данного лирического текста? (антитеза)

Учитель : мы проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Деревня». Оно относится к вольнолюбивой лирике поэта.

Вы узнали много интересного, анализируя это стихотворение.

V. Выразительное чтение стихотворения.

(заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение).

VI. Контроль результатов учебной деятельности учащихся на уроке.

Какое стихотворение А.С. Пушкина мы сегодня анализировали?

Какова главная тема этого стихотворения?

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

Какова особенность построения этого стихотворения?

О чем мечтает поэт в этом стихотворении (подтвердить текстом).

Просьба к 2-3 ученикам (не из числа готовившихся заранее) выразительно прочесть по своему выбору отрывки из стихотворения и прокомментировать их.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Задание на дом:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Анализ художественных средств в данном стихотворении.
  3. 2-3 словесных рисунка к стихотворению (краткий план или опорные слова для воспроизведения рисунка записать в тетрадь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это первый урок в теме «М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско.

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; .

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». Цели урока: познакомить.

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: