Анализ стихотворения Б

Получение Нобелевской премии было признанием заслуг наших соотечественников за рубежом. Но это отнюдь не облегчало их жизнь в СССР. Наоборот, в обстановке развязывания «холодной войны» и тоталитарного политического режима сам факт присуждения Нобелевской премии служил поводом для травли этих людей со стороны правящей номенклатуры.

Сразу же после присуждения Б. Пастернаку в 1958 году Нобелевской премии президиум правления СП СССР (Союз Писателей СССР) постановил, что поэт лишается звания советского писателя и исключается из числа членов СП СССР единогласным решением. Также московские литераторы просили правительство лишить его гражданства и выслать за границу. Прославленная писательница заявила: «Пулю загнать в затылок предателя!»

Не выдержав сильнейшего давления, Б. Пастернак отправил телеграмму в Шведскую академию: «В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ».

Обстановку того времени и свое состояние Б. Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия». Ольга Ивинская (прототип Лары в «Докторе Живаго»), которая последние 14 лет жизни Бориса Пастернака была его музой и любовью, вспоминает: «Многие друзья тогда перестали бывать у нас. Создалось чувство, что мы в загоне. » Последнее слово стало, пожалуй, опорным, главным в этом стихотворении: «Я пропал, как зверь в загоне».

Но так как стихотворение было явно антисоветским, оно могло быть опубликовано только за границей. Так и произошло, 11 февраля 1959 года английский перевод стихотворения «Нобелевская премия» напечатали в газете «Нью стейтсмен» (Англия). О публикации узнали, и поэту предъявили обвинение по статье 64 в измене родине и пригрозили арестом, если он будет встречаться с иностранцами.

Такова творческая история этого произведения. Теперь обратимся непосредственно к анализу.

Сразу же следует отметить важность названия стихотворения. Оно несет на себе не только тематическую, но и символическую нагрузку, так как в тексте самого произведения нет ни слова о том, чем навеяно настроение и высказанные мысли. Вынеся в заглавие причину своей печали, автор сообщает тему стихотворения и делает Нобелевскую премию символом высших заслуг и высших наказаний. Поэтому, не будь заглавия, не понятно бы было, над чем лирический герой так сокрушается.

Первое четверостишие строится на приеме антитезы: противопоставляются родина автора и заграница. Поэт использует метафору (лирический герой – зверь в клетке, воля — заграница), чтобы сильнее подчеркнуть разницу между этими понятиями:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Последняя строка усиливает пессимистическое настроение. Автор явно намекает на невозможность вырваться из страны: его либо насильно лишат гражданства и вышлют, либо посадят в тюрьму.

Далее перед нами разворачивается картина природы, которая символизирует безвыходность положения, так как темный лес означает волков, берег пруда – возможность утопиться или утонуть, а ель преграждает дорогу, и машина никак не проедет, значит опять лес или пруд. Это отсылает читателя к фольклорному мотиву о трех дорогах:

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Последняя строка так же усиливает грустное настроение стиха и потому перекликается с последним стихом первого четверостишия, получается рефрен.

Далее лирический герой пытается выяснить, в чем же он виноват, что оказался в таком положении. Поэт использует прием риторического вопроса:

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Ответ героя на свой же вопрос звучит иронически горько: «Я весь мир заставил плакать // Над красой земли моей». Здесь имеется ввиду роман «Доктор Живаго», за который мировое сообщество решило дать Пастернаку Нобелевскую премию. Эта развернутая перифраза как нельзя лучше показывает отношение поэта к своему творчеству.

Последнее четверостишие противостоит предыдущим по своему эмоциональному настрою. Пессимизм уступает место надежде на скорое освобождение (хотя жизнь героя подходит, по его мнению, к концу) от пут глупости и чванства, которые загнали поэта в нелепую и трагичную ситуацию:

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Таким образом, не смотря на сложную политическую обстановку, Пастернак в этом произведении недвусмысленно определил свою гражданскую позицию. Его голос, как и голос А. Солженицына, был услышан, он нашел поддержку многих людей как внутри страны, так и за ее пределами. Б. Пастернак позволил россиянам понять опасность тоталитарной системы, необходимость кардинальных изменений в стране, необходимость демократических процессов и реформ.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение Анализ стихотворения Б. Пастернака «Нобелевская премия»

Получение Нобелевской премии было признанием заслуг наших соотечественников за рубежом. Но это отнюдь не облегчало их жизнь в СССР. Наоборот, в обстановке развязывания «холодной войны» и тоталитарного политического режима сам факт присуждения Нобелевской премии служил поводом для травли этих людей со стороны правящей номенклатуры.

Сразу же после присуждения Б. Пастернаку в 1958 году Нобелевской премии президиум правления СП СССР (Союз Писателей СССР) постановил, что поэт лишается звания советского писателя и исключается из числа членов СП СССР единогласным решением. Также московские литераторы просили правительство лишить его гражданства и выслать за границу. Прославленная писательница заявила: «Пулю загнать в затылок предателя!»

Не выдержав сильнейшего давления, Б. Пастернак отправил телеграмму в Шведскую академию: «В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ».

Обстановку того времени и свое состояние Б. Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия». Ольга Ивинская (прототип Лары в «Докторе Живаго»), которая последние 14 лет жизни Бориса Пастернака была его музой и любовью, вспоминает: «Многие друзья тогда перестали бывать у нас. Создалось чувство, что мы в загоне. . . » Последнее слово стало, пожалуй, опорным, главным в этом стихотворении: «Я пропал, как зверь в загоне».

Но так как стихотворение было явно антисоветским, оно могло быть опубликовано только за границей. Так и произошло, 11 февраля 1959 года английский перевод стихотворения «Нобелевская премия» напечатали в газете «Нью стейтсмен» (Англия). О публикации узнали, и поэту предъявили обвинение по статье 64 в измене родине и пригрозили арестом, если он будет встречаться с иностранцами.

Такова творческая история этого произведения. Теперь обратимся непосредственно к анализу.

Сразу же следует отметить важность названия стихотворения. Оно несет на себе не только тематическую, но и символическую нагрузку, так как в тексте самого произведения нет ни слова о том, чем навеяно настроение и высказанные мысли. Вынеся в заглавие причину своей печали, автор сообщает тему стихотворения и делает Нобелевскую премию символом высших заслуг и высших наказаний. Поэтому, не будь заглавия, не понятно бы было, над чем лирический герой так сокрушается.

Первое четверостишие строится на приеме антитезы: противопоставляются родина автора и заграница. Поэт использует метафору (лирический герой – зверь в клетке, воля — заграница), чтобы сильнее подчеркнуть разницу между этими понятиями:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Последняя строка усиливает пессимистическое настроение. Автор явно намекает на невозможность вырваться из страны: его либо насильно лишат гражданства и вышлют, либо посадят в тюрьму.

Далее перед нами разворачивается картина природы, которая символизирует безвыходность положения, так как темный лес означает волков, берег пруда – возможность утопиться или утонуть, а ель преграждает дорогу, и машина никак не проедет, значит опять лес или пруд. Это отсылает читателя к фольклорному мотиву о трех дорогах:

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Последняя строка так же усиливает грустное настроение стиха и потому перекликается с последним стихом первого четверостишия, получается рефрен.

Далее лирический герой пытается выяснить, в чем же он виноват, что оказался в таком положении. Поэт использует прием риторического вопроса:

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Ответ героя на свой же вопрос звучит иронически горько: «Я весь мир заставил плакать // Над красой земли моей». Здесь имеется ввиду роман «Доктор Живаго», за который мировое сообщество решило дать Пастернаку Нобелевскую премию. Эта развернутая перифраза как нельзя лучше показывает отношение поэта к своему творчеству.

Последнее четверостишие противостоит предыдущим по своему эмоциональному настрою. Пессимизм уступает место надежде на скорое освобождение (хотя жизнь героя подходит, по его мнению, к концу) от пут глупости и чванства, которые загнали поэта в нелепую и трагичную ситуацию:

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Таким образом, не смотря на сложную политическую обстановку, Пастернак в этом произведении недвусмысленно определил свою гражданскую позицию. Его голос, как и голос А. Солженицына, был услышан, он нашел поддержку многих людей как внутри страны, так и за ее пределами. Б. Пастернак позволил россиянам понять опасность тоталитарной системы, необходимость кардинальных изменений в стране, необходимость демократических процессов и реформ. .

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ.

Тип урока: интегрированный (литература + русский язык)

Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения)

I. Организация начала урока (1 мин.)

– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.
Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.
Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8.
Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально-языковой стиль поэта».

(Слайд 1: портрет поэта)

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель)

Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

(Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть)

– Почему выбрано это стихотворение? О чём оно?

III. Слово учителя (10 мин.)

Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья.

– Что вы знаете о семье Пастернака?

Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник.
Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис Пастернак писал о своём детстве так: « Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое время он не мог выбрать свой путь.

– Как Пастернак пришёл в литературу?

От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.

Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие:

1917г. – «Поверх барьеров»
1918г. – «Темы и вариации»
1922г. – «Сестра моя – жизнь»
1932г. – «Второе рождение»
1943г. – «На ранних поездах»
1956-59г. – «Когда разгуляется»

(Слайд 4: связь с футуристами)

Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».
В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от проявлений страстей.
Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты: первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки.

IV. Анализ текста (15 мин.)

1) По заданию В 8 ЕГЭ

(Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…»)

Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:
« И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».
Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву души.
Постараемся определить, как достигается эта выразительность.
(чтение и анализ текста)
«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?

1) анафора
2) сравнение
3) ассонанс
4) назывное предложение
5) инфинитив
6) безличное предложение
7) эпитет
8) метафора
9) аллитерация
10) литота

Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9

(Слайд 6: ответы по тексту)

2) Работа в парах

– Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке.

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора)

– Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам.
Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути.

(Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»).

– Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.
Но и не терпел пустого сотрясания воздуха.

(Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»)

– У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»

(Чтение стихотворения «Нобелевская премия»)

V. Итог

Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия.
Последним стихотворением Пастернака стало стихотворение «Единственные дни».

(Чтение стихотворения «Единственные дни»)

1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.)

Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака?

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения:

«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».

VII. Резерв

Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору.

Литература:

  1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, «Филин», 1993.
  2. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.
  3. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988
  4. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.
  5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 252 с.

Анализ стихотворения Пастернака “Нобелевская премия”

В 1958 году Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за его произведение “Доктор Живаго”. И эта наивысшая награда мирового сообщества стала поводом для травли поэта в пределах его родины.

Пастернака сразу же исключили из Союза Писателей СССР, ему грозил арест и ссылка. В то тяжелое время от поэта отвернулись друзья, коллеги, его поддерживала лишь его спутница жизни – Ольга Ивинская. В обстановке тотальной травли и давления, Пастернак отказался от присужденной ему премии, написав телеграмму в Шведскую академию.

Содержание стихотворения ничего не говорит нам о событии, которое вызвало такое печальное настроение, только название произведения открывает нам завесу истинной причины удрученного состояния писателя. Пастернак сравнивает свою жизнь в СССР с клеткой, лирический герой “как зверь в загоне”, а свобода и воля где-то далеко, где-то за границей.

Описание природы в стихотворении “Нобелевская премия” показывает нам истинные

Далее автор размышляет над причиной всего этого. Он задает риторический вопрос: “Я убийца и злодей?”. И сам же на него отвечает, ведь причина туч, что сгустились над ним, в том, что он прославил свою родину собственным творчеством и вместо признания и почета, получил гонения.

Последняя строфа стихотворения наполнена оптимизмом, несмотря на предчувствие скорой смерти, автор уверен, что “дух добра” одолеет все злые силы, общество освободиться от оков тоталитаризма, поймет весь ужас подобного режима, почувствует, что быть свободным с своей стране – это природное и обязательное состояние человека.

Стихотворение трагично и очень смело, независимо от положения Пастернака он все же решился высказаться, хотя подобные действия могли привести к самым печальным для поэта последствиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: