Анализ стихотворения Б

Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь.
Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна. Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта.
Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, – не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир – нерасторжимым целым.
В образе, заканчивающем первую строфу («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»), автор находит неожиданное сочетание звука (грохот колес пролетки), зрительного впечатления (черная слякоть), лирического ощущения (щемящего ожидания прихода весны – «весною. горит»). «Черная» весна воспринимается не как эмоциональная оценка, заключающаяся в метафоре, а как метонимия двух уровней восприятия времени года – реального представления о цвете освобождающейся от снега земли и силы воображения, позволяющего в первой оттепели почувствовать побуждение природы.
В образе, начинающем вторую строфу («достать пролетку. перенестись туда, где ливень. »), сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.
В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов («достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда. »). Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер.
Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы. Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира («. ливень еще шумней чернил и слез»). В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе.
Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность (грачи отражаются в лужах). Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг – ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим (взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть»). Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие («И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи. »). В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия («и ветер криками изрыт. »), «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством.
Классический размер стихотворения (четырехстопный ямб) сочетается с нарушением традиции в самых разных областях. Сдвиг присутствует и в изломанном синтаксисе, и в неточных рифмах («гривен» – «ливень»), и в надрывной, восходящей интонации исповеди, обрывающейся неожиданным выводом. Фоническое свое6разие стихотворения связано с внутренними рифмами (благодаря им перекликаются строчки разных строф, например, последняя с двумя первыми, между которыми существуют смысловые пересечения), ассонансами («сорвутся в лужи и обрушат. » и др.), звуковыми повторами с сонорными («чрез благовест, чрез клик колес. » и др.). В богатой и разнообразной инструментовке стихотворения не прослеживается закономерности. Как и в содержании, в каждом стилистическом уровне содержится мысль о «случайности» найденных слов и образов, позволивших создать «верный» слепок текучей жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Стихотворение Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. « относится к распространенной теме поэзии в лирике. В этом стихотворении он описывает, творческие порывы поэта, показывает, как рождается произведение.

«Февраль. Достать чернил и плакать. »

Пастернак сравнивает состояние поэта с природой: поэтическое вдохновение и начало творчества в его представлении подобно ранней весне, ливню. Сам процесс творчества, создания чего-то нового является олицетворением процесса, который происходит в природе весной, когда природа оживает и творит. Именно весна становится причиной вдохновения.

Пробуждающаяся природа побуждает поэта творить, действовать; поэтому относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве. При этом автор уточняет, что никому до конца не известно, что именно будет воспринято героем из окружающей природы. «И чем случайней, тем вернее. » — случайность выбора поэтом средств для творчества еще сильнее приближает его к природным процессам.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Главная мечта лирического героя Пастернака, которого он сам изображает поэтом это найти истину. Об этом он пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Здесь лирический герой стремится к наиболее полному отражению своих чувств и эмоций в творчестве, отобразить в стихотворении действительность «до оснований, до корней, до сердцевины».

Однако зачастую действительность оказывается гораздо загадочнее и непредсказуемее, чем поэт может представить. Но попытки разобрать в себе, в людях, во всей жизни это работа поэта, он не должен ею пренебрегать.

Лирический герой Пастернака считает, что поэт ни в коем случае не должен удовлетворяться каким-то одним объяснением, одной трактовкой происходящго.

У поэта на все должно быть свое мнение, свое понимание ситуации. И, как правило, понимание поэта должно оказываться глубже и яснее, чем понимание простых людей.

«Гамлет» — роль поэта в обществе

Стихотворение «Гамлет», которым автор открывает семнадцатую главу своего романа «Доктор Живаго», также посвящено роли поэта в обществе. Причем роли в прямом смысле этого слова поэт представляет себя актером на сцене («. я вышел на подмостки»), который ждет признания публики.

Лирический герой Пастернака считает, что поэтическим даром его наделил Бог (здесь он продолжает тему поэта и поэзии Пушкина и роли поэта в творчестве Лермонтова), следовательно, и ответственнен он только перед богом.

Поэт запросто бы обошел без похвалы людей, но, увы, это невозможно в современном мире. Поэт обязан достойно пройти свой путь, сыграть свою роль. Название стихотворения дает основания соотносить его со знаменитым монологом Гамлета в трагедии Шекспира, однако сам Пастернак заявлял, что главная тема стихотворения его христианство, покорность Богу.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Высоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенности
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Над пропастью во ржи» — Сэлинджер Дж. Д.

Все неприличные комментарии будут удаляться.

«Весна, я с улицы, где тополь удивлен…», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Весна» Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике «Темы и вариации». Оно входит в цикл «Нескучный сад», где образ весны представлен достаточно объемно. Это самая большая часть книги. Ее основная тема – единство внутреннего мира человека и окружающего пространства.

Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых Пастернаку удалось ярко передать оригинальный взгляд на весеннее пробуждение природы. Он не изображает традиционное пение птиц, таяние снега, капель и яркие солнечные лучи. Пастернак видит и чувствует явления природы в единении с душой человека, его эмоциями. Он заставляет читателя взглянуть на окружающий мир глазами лирического героя, через его восприятие действительности: «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…». Воображение сразу рисует картину: человек вошел в дом с улицы, где началась весна. Только-только случилось это чудо, потому и тополь удивлен. А герой просто ошеломлен неожиданным приходом самого романтичного времени года.

В ощущениях Пастернака зима – это затянувшийся, надоевший недуг, а приход весны сродни выздоровлению. И вот мир «выписался из больницы». Он немного растерян, слегка испуган этой внезапной переменной, даже опьянен глотком синего воздуха свободы после длительного пребывания в душных больничных стенах. Поэтому «даль пугается», а дом боится упасть.

Люди и природа ждут чего-то нового, неизведанного, продолжения прерванного рассказа. Мир замер в предчувствии изменений, поэтому «вечер пуст». Он застыл в пока еще холодной неопределенности, но мы понимаем, что вскоре сумрак наполнится теплом и ароматом весны.

Какие ассоциации возникают при прочтении последних строк стихотворения? Темный зрительный зал, заполненный тысячами «шумных глаз», которые со сцены кажутся бездонными и лишенными выражения. Они ждут от «звезды» продолжения рассказа, нового сюжета пьесы под названием «жизнь». Или это толпы людей, которых встречает герой? Они кажутся ему сплошной безликой массой, блуждающей по городу. А может быть, это окна шумных домов, которые глядят в недоумении на вечернюю звезду?

Стихотворение «Весна» многоплановое, неоднозначное, но музыкальное и живописное произведение. В нем заключено множество чувств и ассоциаций. Бытовые подробности отражают переживания лирического героя. Метафоры создают целостную картину предметов и явлений, наделенных человеческими качествами, дышащих вместе с автором пьянящим воздухом весны.

Поэт мастерски использует ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Перекрестная рифмовка АВАВ явно присутствует во второй строфе: рассказ – продолженья – глаз – выраженья. В первой части стиха рифмы бедные, но воспринимаются на слуг легко: удивлен – боится – бельем – больницы.

В стихотворении нет красивых описаний весенней природы, но от этого ощущение гармонии и красоты окружающего мира не исчезает, а проявляется под новым, совершенно необычным углом зрения – в обыденности, повседневности.

Любопытно, что в произведениях сборника «Темы и вариации» отразились довольно мрачные настроения автора, вызванные как тяжелым бытом того времени, так и личной драмой – замужеством женщины, которую Пастернак любил.

Несмотря на это, все стихотворение пронизано светом и воздухом, надеждой и ожиданием счастья. Вопреки всем сложностям и проблемам, жизненным неурядицам и погодным бурям, на улицы города придет весна. Все возродится.

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Достань чернил и плакать. «

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать. », написанное в 1912 году, — одно из первых стихотворений поэта, оно является как бы визитной карточкой его раннего творчества. Тема — описание приближающейся весны. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Февраль ассоциируется с холодом, снегом, стужей. Однако образный ряд произведе­ния — «грохочущая слякоть», ливень, лужи, грачи, ветер — передают ощущение неумолимо при­ближающейся весны. Основной цвет — черный (чернила, грачи, как обугленные груши, чернею­щие проталины). Он ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Таким образом, уже в первой строфе обозначается конфликт зимы и наступающей весны.

Помимо внешнего плана (образа приближающейся весны) существует и внутренний — процесс пробуждения поэзии. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: