Анчар — А

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар*, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Дата создания: 1828 г.

*Древо яда.(Прим. Пушкина.)

Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, является одним из таких произведений. Его конечный вариант вполне благопристоен и напоминает средневековую балладу. Однако до наших дней дошли черновики этого стихотворения, где недвусмысленно проводится параллель между российским царем и грозным восточным правителем, который отправляет на смерть ни в чем не повинного раба.

Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул. В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.

Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века. По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению. Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.
1. 1817 – 1820гг. —
2. 1820 – 1824гг. —
3. 1824 -1826гг. —
4. 1826 – 1830 гг. —
5. 1831 – 1837 гг.-

2. Назовите направления лирики Пушкина.

3. Как звали жену А.С. Пушкина?

4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
1. «Вольность» (1817)
2. «К Чаадаеву» (1818)
3. «Деревня» (1819)
4. «Осеннее утро»
5. «Певец»
6. «Деревня»
7. «Узник»
8. «К морю»
9. «Птичка» (1823)
10.«Арион» (1827)
11.«Анчар» (1828)

5. Назовите стихи, относящиеся к теме природы
1. «Осеннее утро»
2. «Певец»
3. «Деревня»
4. «Узник»
5. «К морю»
6. «Зимнее утро»
7. «Осень»
8. «Храни меня, мой талисман» (1825)
9. «Я помню чудное мгновенье» (1825)
10.«Не пой, красавица, при мне» (1828)
11. «Два чувства дивно близки мне»

6. Назовите друзей-лицеистов Пушкина

7. Где похоронен А.С. Пушкин?

8. «Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была дуэль и кто был секундантом?

9. В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей?

10. Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»

11. Какую роль в стихотворении «Анчар» играют глаголы и деепричастия?

12. Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»; «послал» – «потек»; «непобедимый, властный» — «послушный, бедный»?

13. С помощью какого приема автор усиливает эмоциональное напряжение: Принес… Принес – и ослабел и лег.

14. Что придают строфе старославянизмы и архаизмы?

15. Назовите основную мысль стихотворения «Анчар»

16. Какую тему поэт передает с особой остротой с помощью темы яда?

17. С помощью каких строк поэт передает в стихотворении губительную силу страшного «древа смерти»?

18. Для чего использовали яд дерева анчар?

1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.

Петербург. 1817 – 1820гг.
Южная ссылка 1820 – 1824гг.
Ссылка в Михайловское 1824 -1826гг.
Годы странствий 1826 – 1830 гг.
Последние годы 1831 – 1837 гг.

2. Назовите направления лирики Пушкина.
Патриотическая
Свободолюбивая
Любовная
Поэт и поэзия
О природе
Тема дружбы
Философская

3. Как звали жену А.С. Пушкина? Наталья Николаевна Гончарова

4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
«Вольность» (1817),
«К Чаадаеву» (1818),
«Деревня» (1819),
«Кинжал» (1821),
«Узник» (1822),
«Птичка» (1823),
«Арион» (1827),
«Анчар» (1828)

5. Назовите стихи, относящиеся к теме природы
«Осеннее утро»,
«Певец»,
«Деревня»,
«Узник»,
«К морю»,
«Зимнее утро»,
«Осень»,
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»,
«Вновь я посетил»,
«Два чувства дивно близки мне»

6. Назовите друзей-лицеистов Пушкина
Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер

7. Где похоронен А.С. Пушкин?
В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери.

8. «Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была дуэль и кто был секундантом?
С молодым французом Дантесом, усыновлённым голландским посланником бароном Геккерном. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас.

9. В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей?
В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович.

10.Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»
Дерево Анчар.

11.Какую роль в стихотворении играют глаголы и деепричастия?
Передают движение смертоносного яда

12.Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»; «послал» – «потек»; «непобедимый, властный» — «послушный, бедный»?
Антитеза.

13.С помощью какого приема автор усиливает эмоциональное напряжение: Принес… Принес – и ослабел и лег.
Анафора

14.Что придают строфе старославянизмы и архаизмы?
Придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.

15.Основная мысль стихотворения «Анчар»
Самовластие опирается на смерть и гибель

16. С помощью каких строк поэт передает в стихотворении губительную силу страшного «древа смерти»?
«Птица не летит…», «Тигр нейдет…», «Вихорь мчится прочь, Уже тлетворный…», «Уж ядовит стекает дождь в песок горючий…»

17.Для чего использовали яд дерева анчар?
Им пользовались для отравления наконечников стрел.

Анализ стихотворения Анчар

Автор: Пушкин А.С.

Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.

Глубоким обобщением этой проблемы в художественных образах явилось стихотворение «Анчар».

«Анчар» — одно из высших достижений мировой лирической поэзии, где сила и глубина мысли соединились с предельной сжатостью словесного выражения.

Это стихотворение также символического звучания.

Что послужило толчком к созданию стихотворения?

Очевидно, что Пушкин при его неизменном интересе к русской литературе и периодике мог прочесть заметку о ядовитом дереве, растущем на острове Ява.

Но для того, чтобы понять психологический настрой, обусловивший особенности пушкинской интерпретации сухих журнальных сведений об осужденных на смерть преступниках, которым представлялась возможность использовать последний шанс спасти свою жизнь – добыть яд, нужно хотя бы в общих чертах представить себе круг мыслей, переживании и настроений Пушкина, определявших его взаимоотношение с действительностью этого времени.

Размышление о причинах и последствиях поражения декабрьского восстания и явилось той психологической почвой, которая обусловила особенности его стихотворения об анчаре, потрясающего по силе проявления пушкинского гуманизма.

Пушкин ставит в стихотворении огромную проблему – о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.

Стихотворение трагично по существу, но этот трагизм лишь подчеркивает значительность основной проблемы.

«Анчар» — совершенен по своей художественной форме.

Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и [р] придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом и построено по принципу контраста.

Фамилия, имя, отчество. Малеваная Татьяна Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская сош, учитель русского языка и литературы

Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.

Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году. В нем раскрывается философская трактовка понятия свободы, характерная для зрелого творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике.

Поэзия — это своеобразный дневник автора. По лирике А.С. Пушкина можно судить о пристрастиях, занятиях в то или иное время. Окончив в 1817 году лицей и определившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселяется в Петербурге и «жадно предается светским развлечениям», что не мешает ему активно включиться в литературную и общественную жизнь столицы.

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Два великана» Автор: Лермонтов М.Ю. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого

Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье» Автор: Фет А.А. В стихотворении Фета «шепот,робкое дыханье» 3 строфы,в каждой из которых по 4 стиха.

Анализ стихотворения А.Блока «Ночь,улица,фонарь,аптека. » Автор: Блок А.А. «Ночь,улица,фонарь,аптека. «Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Автор: Маяковский В.В. Стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920году. Победа революции подняла миллионы людей к активной исторической жизни.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: «оклеветанный молвой», «жажда мести», «поникнув гордой головой», «восстал. против мнений света», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок».

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.

Автор: Пушкин А.С. Читателю легко перенестись в состояние поэта через описание природы. Ведь как в 19 веке, так и сегодня мы остаемся от нее зависимы. Стихотворение «19 октября»(1826г.) посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями. Первые строки стихотворения передают нам грусть поэта, находящегося далеко от своих друзей.

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Б.Л.Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии. В тяжелые для Пастернака шестидесятые годы он написал одно из замечательных стихотворений – «Во всем мне хочется дойти до самой сути», которое заставило меня о многом задуматься.

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина» Введение Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина Класс: 9. Цели: — познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Творчество» Автор: Брюсов В.Я. Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Ещё и холоден и сыр. » Автор: Бунин И.А. Стихотворение «Ещё и холоден и сыр. » написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: «Ещё и холоден и сыр Февральский воздух. «.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Автор: Пушкин А.С. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное,

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.

Анализ стихотворения «Памятник» Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.

Анализ стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» Автор: Баратынский Е.А. Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Автор: Пушкин А.С. Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.

Сочинение–миниатюра, в котором анализируются темы стихотворения.

Автор: Пушкин А.С. «Анчар» (1828) пронизан гораздо более мрачным, чем «Послание в Сибирь», настроением и рисует трагические последствия отсутствия свободы. Стихотворение по сюжету напоминает балладу. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть.

Автор: Пушкин А.С. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – «Дочери Карагеоргия», о Байроне или Наполеоне –«Наполеон», «К морю», о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, — мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт поэта и толпы.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» Автор: Пушкин А.С. Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени.

Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» Автор: Пушкин А.С. В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Арион» Автор: Пушкин А.С. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион». Нас было много на челне; Иные парус напрягали,

Анализ стихотворения И.А. БУнина » Забытый фонтан» Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина «Забытый фонтан», написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:»Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного».

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Весенние воды» Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней

Общая характеристика одной из важнейших тем лирики Пушкина – темы свободы и вольности. Анализ эволюции темы свободы и воли в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Послание «К Чаадаеву» как яркий лирический «символ веры» молодых и «друзей вольности».

Общечеловеческое звучание стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» Урок изучения творчества А. С. Пушкина в 9 классе

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Общечеловеческое звучание стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»

Урок изучения творчества А.С. Пушкина в 9 классе.

Филонова Лидия Николаевна

МОУ СОШ №6 г. Липецка

Цель урока: донести до учащихся мысль А.С. Пушкина о том, что причиной социальной катастрофы является нарушение нравственного закона равенства человека человеку; побудить их к размышлению о собственном отношении к окружающим людям; научить девятиклассников понимать, что за образами-символами скрыты размышления, чувства поэта.

Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит познакомиться с очень сложным, философски звучащим стихотворением «Анчар».

2. Чтение учителем стихотворения.

Понять поэтическую мысль стихотворения нам помогут сообщения.

3. Индивидуальные задания. Сообщения об истории создания произведения.

3.1. Многие литературоведы считают, что образ «дерева яда» в стихотворении А.С. Пушкина связан с древним преданием аборигенов с острова Ява. Путешественник Фурш рассказал, что «земля на четыре и пять часов около около сего дерева суха и не производит никаких плодов: за шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого живого там не видали… Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ядом, они соглашаются на это, поскольку терять им нечего; в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».

3.2. В альманахе «Северные цветы» в 1832 году было опубликовано стихотворение «Анчар» без высочайшего на то соизволения. В этом Пушкина упрекнул Бенкендорф, шеф жандармов, который усмотрел связь между политической обстановкой в стране после 1825 г. и стихотворением. Пушкин в письме к Бенкендорфу написал, что «обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом ДЕРЕВО (выделено Пушкиным) будут разуметь конституцию, а под словом СТРЕЛА (выделено Пушкиным) самодержавие». Пушкин напечатал стихотворение через четыре года после написания. В девяти строфах стихотворения им сделано двести исправлений. Поэт очень хотел напечатать произведение, пошел на риск: опубликовал его, обойдя цензуру.

4. Анализ стихотворения.

Что же такое «Анчар» — поэтическое переложение интересной истории или философская притча об общих законах жизни природы и человека?

Можно ли найти ответ в первой строфе стихотворения?

Образ одинокого во всей вселенной древа не соотносится с преданием из жизни явайских аборигенов. У стихотворения филолософская природа.

Какова тема стихотворения? Её поможет определить композиция.

Из скольких частей состоит стихотворение «Анчар»?

1 часть — 1-5 строфы о природе и ядовитом дереве.

2 часть – 4-9 строфы о рабе и господине, т.е. о людях. Значит, тема – природа и человек.

Обратимся к первой композиционной части стихотворения «Природа».

Первая строфа. Изобразите схематический рисунок первой строфы.

Ученики графически изобразили Вселенную в виде круга (любопытно, что в древних мифологических изображениях круг является обозначением Вселенной), а анчар поместили в центре.

Как подчеркивает Пушкин его одиночество? «Один во всей вселенной».

Что такое анчар?

Древо яда, с «мертвыми ветвями», с ядовитым корнем. Древо смерти как символ высшего воплощения зла в мире.

Что подчеркивает Пушкин в описании природы?

Безжизненность. Пустыня в стихотворении представляет Вселенную. Эпитеты «чахлая и скупая», «жаждущие степи».

Чего не хватает в пустыне?

Влаги. А это начало жизни и добра.

Почему появилось древо смерти?

«Природа жаждущих степей его в день гнева породила». Отсутствие влаги привело к превращение степи в безжизненную пустыню. Зло воцарилось в мире. Причина — бездействие добра.

Какой закон жизни «зашифровал» Пушкин во второй строфе?

Если бездействует добро, то зарождается и начинает действовать зло.

Как нарисовано зримая картина накопления зла в мире? «Яд каплет сквозь его кору». Создается ощущение, что слышишь даже падение капель: растопясь – каплет – застывает.

Она едва ли не самая важная в раскрытии поэтического замысла стихотворения. Существовало несколько ее вариантов.

Какой же закон природы «зашифровал» поэт в этой строфе?

Все живое сторонится зла. Тигр и птица – одушевленные существа, символизирующие жизнь. Вихорь неодушевленный.

Что он символизирует?

Стихийные силы природы не одушевленные, лишёные чувства и разума. Только они могут быть носителями зла в мире. Зло, вихорь, не способен уничтожить мир.

С чем в реальной жизни можно сравнить действие вихря?

Землетрясение, тайфун, смерч. Но это единичные бедствия. Они не разрушают общее движение жизни.

Каково звуковое оформление строфы?

Эмоциональное напряжение подчеркнуто аллитерацией – рычащий [ р]. Использование старославянизма – тлетворный (несущий смерть).

Кто является носителем жизни в этой строфе?

Тучи, дождь (Влага – жизнь- добро). Поэт подводит итог размышлению о мироустройстве.

Какой жизненный закон мы «расшифруем» здесь?

Если добро приходит с опозданием, оно отравляется злом.

Важнейшей в раскрытии замысла поэта является вторая часть стихотворения.

Кто главное действующее лицо?

Человек. Он отсутствовал в первой части стихотворения. Теперь он вторгается в ход мирового процесса.

Каковы же будут результаты этого вторжения?

К каким строчкам первой части относится союз но?

К четвертой строфе.

Каковы отношения между стихотворения в начале второй части?

«Но человека человек…» Отношения равенства.

Что разрушило равенство?

Власть! Власть одного человека над другим. Безграничная власть. Она стала причиной разделения людей на «непобедимого владыку» и бедного раба. И так два уровня отношений между героями – равенство и неравенство.

Обратимся к эпиграфу урока.

Что такое равенство?

Согласно Куницыну, равенство есть естественноприродное состояние человеческого общества и одновременно единственно нравственное, потому что основано на законах самой природы. Нарушение нравственного закона – равенства человека человеку – и природного закона – «сторониться зла» — привело к разделению людей на «непобедимого владыку» и «бедного раба».

Но почему Пушкин, веривший в конечное торжество свободы и равенства над тиранией, назвал в стихотворении «Анчар» владыку непобедимым?

Причина в рабе: он «послушно в путь потек». Непобедимость владыки основана на слепом повиновении раба.

Чем же это рабское послушание обернулось для человека?

«Принес», «ослабел», «лег», «умер». Но смерть этого человека наступила раньше: раб «потек», т. е. уже утратил человеческий облик.

Для чего Пушкин изображает последствия действий раба и владыки? С чем соотносит поэт князя?

С вихрем. Он точно так же сеет зло и смерть в мире, как и вихрь, слепая и неразумная сила природы.

Но в чем их разница?

Князь намного страшнее, т. к. зло в его руках стало целенаправленным – «послушливые стрелы»; Оно теперь грозит катастрофой всему живому. От него не спастись. Князь завладел разрушительной силой мирового зла.

Кто же виноват в изображенной Пушкиным мировой катастрофе?

Виноват прежде всего раб, потому что добровольно согласился стать орудием убийства в руках своего господина. Непобедимость, всесилие князя зиждется на рабской покорности. И именно слепое повиновение чужой воле – причина всех катастроф.

Так Пушкин в стихотворении «Анчар» поднял важные нравственные проблемы, актуальные для любого времени.

5. Домашнее задание.

Страница 109 учебника, стихотворение наизусть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: