Красавица (Пушкин)

← Гнедичу (С Гомером долго ты…) Красавица (Всё в ней гармония, всё диво…)
автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
К *** (Нет, нет, не должен я…) →
См. Стихотворения 1832 . Опубл.: 1834 [1] . Источник: РВБ (1959—1962)

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

16 мая — июнь 1832

Примечания

Написано в альбом гр. Елене Михайловне Завадовской (1807—1874), считавшейся одной из первых петербургских красавиц.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Красавица»

Во времена А.С.Пушкина каждая знатная девушка вела альбом, в который записывали различные философские размышления и пожелания. Как известно поэт был очень красноречив и слыл ценителем женской красоты.

В чьем альбоме появилось стихотворение «Красавица» неизвестно, но данное произведение обожествляет женщину и восхваляет ее красоту. Сам поэт не оценивал высоко это произведение, он написал его «между прочим». Комплименты для него было дело обыденное, с его красноречием не составило труда сложить описание прекрасной девушки в стихотворение.

Героиня стихотворения не знает что такое соперницы, она находится среди «бледного круга». В то же время у такой красоты есть и обратная сторона. У девушки нет подруг, зависть не позволяет найти близкую

Каждый останавливался и наслаждался прекрасной внешностью героини. Это не только счастье для обладательницы великолепных данных, но и ее наказание. Ей одиноко, она не может остаться незамеченной, вокруг нее окружают завистники.

После публикации стихотворения, все светское общество того времени ломало голову, кому посвящено это произведение. Поэт не мог разглашать эту тайну, так как и сам и его муза уже состояли в отношениях.

Спустя полтора века историки все же сошлись на мнении, что героиня стихотворения Елена Влодек. Эта светская кокетка была невероятно красива и бесспорно нравилась автору. Поэт отрицал какую-либо связь со светской красавицей.

Как читать «Зимнее утро» А.С. Пушкина детям?

Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе является одной из самых трудных для педагога-несловесника. Важнейшими задачами в этом процессе являются формирование первичных представлений младших школьников о специфике лирических произведений и развитие умения понимать основное настроение стихотворения, его изменения и контрасты. Чтобы реализовать эти задачи, учитель обращает внимание юных читателей на изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.

Рассмотрим, как можно решать эти задачи при работе с лирическим стихотворением А. С. Пушкина, которое включено во все современные учебные хрестоматии для начальной школы.

Задачи урока:

  • а) раскрыть контраст основных настроений стихотворения;
  • б) развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического героя;
  • в) формировать первичные представления о лирическом герое пушкинской поэзии;
  • г) развивать образное мышление учащихся.

Ход работы

1. Для развития творческих способностей и образного мышления учащихся можно рекомендовать провести следующую работу за несколько дней до проведения урока: дать творческое задание составить устный рассказ или написать миниатюру о своих зимних впечатлениях. Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от встречи с зимней природой. Дети могут нарисовать иллюстрации к своим воспоминаниям.

В начале урока выставка детских рисунков будет сопровождаться их комментированием, а также рассказами детей, чтением их письменных работ, связанных с зимними впечатлениями и переживаниями.

2. Перед чтением стихотворения Александра Сергеевича Пушкина учитель использует прием антиципации: Вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? Дети высказывают свои предположения. После этого учитель дает установку на восприятие: «Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт». Далее следует выразительное чтение стихотворения учителем. Желательно читать его наизусть как образец классической русской поэзии.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

3. После чтения учитель выдерживает небольшую паузу, а затем просит детей поделиться своими впечатлениями о стихотворении Пушкина. При желании учащиеся могут перечитать понравившиеся строчки.

Педагог обращает внимание детей на вопрос, заданный перед чтением: «Какое настроение хотел передать поэт?» Поскольку в этом стихотворении выражено много разных переживаний и настроений, то сразу ответить на поставленный вопрос учащимся трудно. Дети высказывают разные точки зрения, перечитывая строчки из стихотворения. Здесь же учитель может попросить школьников дать свой вариант названия этого стихотворения, соответствующее настроениям и переживаниям пушкинского героя.

4. Все это подводит школьников к следующей учебной задаче: Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

5. Учитель предлагает учащимся повторно перечитать первую строфу стихотворения «про себя» и выполнить следующее задание: нужно подчеркнуть слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. Дети подчеркивают слова «друг прелестный», «красавица», «звезда севера» и предполагают, что герой обращается к красивой женщине.

Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? Герой восхищается ей, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом*.

* Примечание: напомним учителю, что это стихотворение является образцом любовной лирики Пушкина, не предназначенной специально для детского восприятия, хотя традиционно и включается в круг чтения детей. Полностью игнорировать любовную тему в этом стихотворении – значит искажать художественный смысл всего произведения.

6. Далее учитель организует анализ сложного лирического переживания пушкинского героя под углом вопроса: Какие настроения испытывает герой?

Предлагаем вести анализ этого объемного текста одновременно с работой в таблице.

Таблица может быть представлена на доске. Лучше, если учитель распечатает для каждого учащегося ее индивидуальный вариант. Вычитывается каждая строфа, определяется ее ведущее настроение, а затем читатели ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.

Поскольку эта работа сложна для детей, учитель обращает их внимание на слова-подсказки. Определения настроений здесь находятся в той же последовательности, что и в стихотворении, но не надо преждевременно сообщать об этом, иначе работа школьников лишится исследовательского подхода.

Работа над первыми двумя строфами идет коллективно, третью и четвертую строфы дети могут анализировать самостоятельно – индивидуально, в парах или по вариантам. Анализ пятой строфы можно дать на дом.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

«Не пой, красавица, при мне…» А. Пушкин

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы.

Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

Дата создания: 12 июня 1828 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»

Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светские сплетен и длились годам, другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и заканчивались так же внезапно, как и начинались. В 1828 году Пушкин знакомится с Натальей Гончаровой, своей будущей супругой, делает ей предложение и получает весьма неопределенный ответ от родителей девушки, которые считают, что той еще слишком рано вступать в брак. Эта неопределенность буквально сводит Пушкина с ума, он готов на любой безумный поступок, чтобы завоевать сердце возлюбленной. В итоге поэт принимает решение отправиться на Кавказ, где в это время идет война, надеясь хоть на время забыть удивительный образ юной особы, пленившей его воображение.

Поездка на Кавказ оборачивается для Пушкина новым романом, героиней которого становится не менее прекрасная графина Анна де Ланжерон. Поэт восхищается не только ее красотой, но и удивительным голосом, сильным и чистым. Однажды Пушкино доводится стать свидетелем импровизированного урока пения, который графине преподал композитор Михаил Глинка. Во время занятия избранница поэта исполняет грузинскую песню, чем окончательно и бесповоротно влюбляет в себя Пушкина. Его сердце разрывается от нежности к этой женщине, но при этом в нем все еще есть место для сильных чувств к Наталье Гончаровой. Поэтому на свет появляется весьма противоречивое стихотворение «Не пой, красавица, при мне…», обращенное к графине.

Поэт признается, что услышанная мелодия лишь больше усиливает его печаль, напоминая «другую жизнь и берег дальний». Он все еще тоскует по Наталье Гончаровой, хотя и признается: «Я призрак милый, роковой, тебя увидев, забываю». Но иллюзии моментально рассеиваются, как только графиня начинает петь. В ее голосе столько печали и любви, что Пушкин невольно возвращается мыслями в недавнее прошлое и вновь испытывает всю гамму чувств, которые свойственные безнадежно влюбленному и очень одинокому человеку. Мимолетные увлечения не в состоянии отвлечь поэта от мыслей о девушке, которую он в мечтах называет своей, понимая, что добиться руки избранницы ему будет крайне непросто. И эти грустные мысли, усиленные печальной и протяжной грузинской песней, причиняют поэту сильные страдания, лишая возможности наслаждаться жизнью в обществе женщины, которая ему небезразлична.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: