Анализ стихотворений М

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

Х О Д У Р О К А

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

1. Слово учителя.

(Читаю эпиграф урока).

Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

— Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

— Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью.

Стихотворение Строфа

Основная мысль

Настроение По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
1 Ангел летел и пел. Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
2 Песня ангела о Боге. Печальное, легкая грусть, Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой
3 Ангел несет на землю душу Теплое. Уютное, немного тревожное И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
4 Душа помнит песню ангела Печаль о прошлом.

— С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

— Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

— Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

— Определите рифму (мужская)

— Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

— Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

— И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

— Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

— В каком случае человек обращается к молитве?

— Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

— Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Итог урока.

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Домашнее задание:

    Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
  1. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

Список литературы:

    Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
  1. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
  2. В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М., “Просвещение”,1973.
  3. Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.

База
стихотворений

Авторы стихов

Ангел

Стихотворение Лермонтова «Ангел» — одно из самых загадочных поэта.

Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел.

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение “Ангел” написано Лермонтовым в возрасте 16 лет. Оно относится к раннему творчеству, а мотивом для написания этого произведения стала колыбельная песня матери Михаила Юрьевича, которую та пела ему в детстве.

Стихотворение получилось очень мелодичным и романтичным, она написано таким образом, что действительно напоминает песню. В стихе рассказывается о рождении нового человека.

Прекрасный ангел несет по небу душу ребенка, чтобы воссоединить ее с собственным телом и поет удивительно красивую песню. В этой песне служитель

Однако жизнь на земле далека от небесной, практически сразу после рождения еще безгрешному ребенку приходится столкнуться с болью, слезами, печалью. И отзвук песни ангела, как напоминание о существовании чего-то возвышенного и прекрасного, человек должен пронести в душе всю жизнь.

Стихотворение звучит нежно и легко, автор добился этого посредством использования шипящих и свистящих звуков, которые создают неповторимый фон произведения, словно

Стихотворение “Ангел” можно назвать своеобразным гимном небесам. Попасть в рай можно только лишь праведной жизнь, и душа “томится” на земле в ожидании чуда. Уже в столь раннем возрасте Лермонтов размышляет о жизни философски. Он рассматривает земное бытие, как способ получить право попасть в рай. И жизненные трудности, страдания должны очистить человеческую душу, подготовить ее к небесам.

Автор противопоставляет небесную жизнь и земную, которые так различны между собой, лишь в момент рождения и смерти, пересекая границы этих миров, человеческая душа заставляет их соприкасаться.

Символично также, что стихотворение начинается со слова “небо” и заканчивается словом “земля”. Это подчеркивает, что жизнь коротка и бренна, а человеческая душа живет вечно. В связи с этим к смерти нужно относиться легко и без страха, так как это лишь путь, который преодолевает наша душа. Такие мысли для молодого юноши весьма необычны.

Следует сказать, что такое своеобразное отношение к смерти характерно для всего творчества Лермонтова. Рассматривая смерть как неминуемый конец жизненного пути, поэт как будто заранее готовился и ждал ее.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова по плануТемаОсновная мысльОтношениеЯзыковые средства

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова по плану
1.Тема
2.Основная мысль
3.Отношение
4.Языковые средства

    Стихотворение Лермонтова «Ангел» — одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, ко­гда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же го­ду шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Моя душа, я помню, с детских лет

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный не­бесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба по­луночи» и песни, которую поет ангел.

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанали­зируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, свя­тая. Что значит святая? Значит божественная, не­земная, небесная. В этом эпитете выражено отноше­ние Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его не­притворна была». Этот образ как бы переносит нас с

небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с обра­зом неба: юный Лермонтов очень страдал от притвор­ства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томи­лась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ле­дяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни.

Таким образом, мы видим, что песня ангела — это во­площение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала».

Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: