Анализ стихотворений М

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

Х О Д У Р О К А

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

1. Слово учителя.

(Читаю эпиграф урока).

Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

— Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

— Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью.

Стихотворение Строфа

Основная мысль

Настроение По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
1 Ангел летел и пел. Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
2 Песня ангела о Боге. Печальное, легкая грусть, Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой
3 Ангел несет на землю душу Теплое. Уютное, немного тревожное И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
4 Душа помнит песню ангела Печаль о прошлом.

— С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

— Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

— Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

— Определите рифму (мужская)

— Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

— Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

— И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

— Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

— В каком случае человек обращается к молитве?

— Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

— Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Итог урока.

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Домашнее задание:

    Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
  1. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

Список литературы:

    Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
  1. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
  2. В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М., “Просвещение”,1973.
  3. Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

Цель: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.

Проверка домашнего задания.

Расскажите, как раскрывается образ лирического героя в лирике Лермонтова.

Изучение материала.

Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?

Россия в поэзии Лермонтова… Сегодня мы сравним его стихотворения, посвященные Родине.

В ранней лирике:

-Чтение стихотворений и запись вывода.

Родина- земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»)

Ощущение дисгармонии («Монолог»)

Образ идеальной романтической отчизны («Отчизна»)

Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»)

Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой»)

В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.

Завершение темы, 1841

«Родина»- признание в любви

«Прощай, немытая Россия»- презрение к «стране рабов, стране господ»

Анализ стихотворений.

«Прощай, немытая Россия».

В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?

Проанализируйте эпитет «немытая Россия».

Какую черту империи автор отмечает как главную?

Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?

Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».

Как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.

Какой ритм придал поэт последующим строкам?

Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?

Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?

До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!

После войны на Кавказе (1841) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом- «Родина» (1841), начатая возражение тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу(«Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще не привычна и поэт сам называет ее «странною».

Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».

В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «с отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет.

«Родина»- образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни- такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого 6- и 5- стопного ямба на самый привычный 4-стопный.

Итого урока.

Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений, отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».

«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым, любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.

Как выучить стих быстро?

Как быстро выучить стихотворение. Как быстро запомнить стих. Эффективный метод.

Необходимо быстро выучить стих?

Для разных людей существуют так же различные варианты запоминания стихотворений.
Попробуйте все, чтобы определить наилучший вариант запоминания стихов именно для вас:

1. Перепишите всё стихотворение на листок, при это осмысливая каждое слово, пытаясь понять суть повествования.
2. Спойте этот стих. Мтоние люди великолепно запоминают стихотворения, когда. поют! Выберите знакомую мелодию и пойте!
3. Преобразуйте действия стихотворения в жизнь. Представляйте визуально всё, что описывается в произведении, как можно красочнее. Затем, чтобы рассказать стих, достаточно вспомнить видео-ряд в голове!

Несколько советов, как выучить стихотворение быстро:
— прочитайте стих 2-3 раза, внимательно, вдумываясь в суть и представляя всю картинку в голове.
— отдохните 15-20 минут и вновь прочтите стих 2-3 раза.
— обязательно прочтите несколько раз стихотворение перед сном. Так оно очень легко и быстро запоминается, и наутро вы спокойно воспроизведете текст стиха.
— если стихотворение большое, разбейте его на четверостишья. Заучивайте по 3-4 четверостишья в день, используя методы выше и повторяя их перед сном.
— С утра попробуйте воспроизвести стихотворение, не заглядывая в книгу. Если что-то не удаётся вспомнить — пропустите, попытайтесь вспомнить далее. Затем откройте книгу и прочтите 2-3 раза стихотворение вновь.

Используя эти методы и советы, вы сможете быстро выучить любой стих. Удачного запоминания!

«Бородино». Лермонтов М.Ю. Анализ стихотворения

За свою недолгую жизнь Михаил Лермонтов написал огромное количество гениальных произведений, поражающих красотой слога и глубиной смысла. Поэт всегда восхищался двумя вещами: прелестью природы и простотой, искренностью русского народа. Поэтому ничуть не удивительно, что рассказ обычного солдата лег в основу поэмы «Бородино». Лермонтов написал это удивительное произведение в 1837 году на 25-ю годовщину Отечественной войны с французами. В стихотворении одновременно слышится гордость за смелых и бесстрашных героев, участвовавших в кровавых боях, и в то же время можно рассмотреть легкую тоску о безвозвратно ушедших днях, грусть, что теперь уже нет таких бравых воинов.

Поэму «Бородино» Лермонтов сделал автобиографией русского народа. Целью автора было показать, насколько возросло самосознание людей, какой у них боевой настрой и стремление отстоять свою родину любой ценой, не уступив и клочка земли врагу. Михаилу Юрьевичу полностью удалось перевоплотиться в батарейца и его глазами взглянуть на события, происходившие во время Бородинской битвы. Рассказчик говорит то от своего имени, используя местоимение «я», то переходит на «мы», тем самым объединяя всю армию. При этом не чувствуется натянутости, солдат не растворяется в толпе, но ощущается единство народа. Бойцы сражаются, не только спасая свою жизнь, но и оберегая своих товарищей.

В поэме «Бородино» Лермонтов сравнил наполеоновских воинов с русскими. Первые привыкли к быстрому захвату чужого добра, а вторые готовы стоять насмерть, ведь терять им больше нечего. Однажды Лев Толстой признался, что эта работа является основой «Войны и мира», в идейном плане это чистая правда. Михаил Юрьевич характеризует эту войну как справедливую, освободительную, национальную, неоднократно подчеркивая это словом «родина» и «русский». Битва выиграна, поэтому не зря погибли воины под Москвой – вот это хотел сказать Лермонтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: