Благодарю! М

«Благодарю!» Михаил Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарю!»

В 16 лет Михаил Лермонтов влюбился в Екатерину Сушкову – барышню кокетливую и не воспринимавшую всерьез своего кавалера. Тем не менее, она была прекрасно осведомлена о чувствах юного поэта и иногда даже подыгрывала ему, проявляя благосклонность. Лермонтов прекрасно понимал это, и в 1830 году посвятил своей избраннице стихотворение «Благодарю!».

Это произведение в полной мере показывает, насколько глубинным и серьезным было увлечение автора, которые радовался даже тому, что его стихи не вызывают улыбки со стороны возлюбленной. Именно за это он благодарит Екатерину Сушкову, хотя и понимает, что был выслушан из вежливости. Однако «притворное вниманье» для молодого поэта является тем живительным глотком надежды, которого он так жаждет. Именно это стихотворение показывает, что Лермонтов обладает не по годам зрелым разумом, но при этом не может справиться со своими чувствами. Из-за этого возникает внутренний дисбаланс, который тяготит поэта и заставляет его совершать опрометчивые поступки, о которых он потом часто жалеет. К ним, в частности, относятся стихотворные признания в любви, адресованные Сушковой, которые он с завидным упорством вручал девушке при каждом удобном случае. Из тщеславия она их бережно хранила, что впоследствии сослужило прекрасную службу всей русской литературе. Ведь благодаря Сушковой значительная часть произведений любовной лирики поэта была опубликована после его смерти, пролив свет на личную жизнь Лермонтова.

Описывая свою избранницу, Лермонтов отмечает ее «чудный взор» и подчеркивает, что «острота речей останутся навек в душе». Однако автор больше всего на свете боится быть отвергнутым поэтому даже малейшее внимание к своей особе со стороны Сушковой воспринимает, как дар небес. Вместе с тем, Лермонтов не желает «умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов», то есть пополнить многочисленную армию поклонников, чьи чувства остаются без ответа. Он готов терпеть насмешки избранницы и ее равнодушие, лишь бы не услышать слова «благодарю», которое при определенном контексте можно рассматривать как отказ от общения.

Это для юного поэта равносильно смерти, поэтому он готов прощать своей возлюбленной равнодушие и пренебрежение, лишь бы не лишиться ее общества. И за эту малость он готов благодарить судьбу, считая, что возможность хоть изредка видеть Екатерину Сушкову является для него щедрой наградой.

Благодарю лермонтов анализ

М. Ю. Лермонтов — поэзия жизни. Основные мотивы лирики.

Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, раздражительным. Другим — живым, веселым, жизнерадостным. Бесспорно одно: ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Но в своих стихах он писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, о назначении поэта и поэзии. Поэтому его лирику можно считать поэтической автобиографией, летописью становления души, поэзией мысли.

У Лермонтова были великие предшественники и современники. Немеркнущим кумиром для него был А. С. Пушкин. Также Лермонтова увлекла бунтарская, романтическая поэзия Байрона и личность английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции. По сравнению с поэзией предшествующего пушкинского периода, полной светлых надежд, стихотворения Лермонтова отличаются иным эмоциональным тоном. Трудно найти в русской лирике произведения большего трагизма, чем «Гляжу на будущность с боязнью…» (1838 год), «И скучно и грустно» (1840 год), «Благодарность» (1840 год). В стихотворении «И скучно и грустно» он пишет: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы! Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда…».

О себе поэт говорит: «Я к одиночеству привык…» Трудно найти в поэзии более поэтическое изображение состояния человека, который жаждет смерти. Ему хочется забыться в вечном сне, сохранив при этом способность воспринимать окружающий мир. Одной из причин того, что мотивы грусти и одиночества заняли большое место в поэзии Лермонтова, являлось его отношение к обществу. Лица людей казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь — маскарадом. Тема маски неразрывно связана с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленная именно Лермонтовым. Он не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняются перед властью.

Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что он является его представителем; не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому он употребляет местоимения «мы», «нас», «наше»… Страшный трагический образ «обанкротившегося» поколения создал Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838 год): Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире, в стране, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка», 1829 год). И поэтому у поэта очень сложное отношение к России.

Осуждение, неприятие не каких-то отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России, этой «страны рабов, страны господ», звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» (1841 год) — самом резком политическом выступлении Лермонтова, полном горьких и тяжких переживаний. Почти одновременно со стихотворением «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором раскрыл всю противоречивость своего отношения к родине. Поэт называет свою любовь к России «странной», потому что любит ее «рассудку вопреки», так как отрицает все то, что с точки зрения общепринятой морали считалось истинным патриотизмом: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лермонтову всегда было свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Он отрицательно относится к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России, он не принимает поэзию, которая только воспевает «страдальческую любовь». В ряде стихотворений Лермонтов определяет свое отношение к поэзии, свои творческие задачи, непосредственно связанные с запросами общества.

С горечью признает Лермонтов, что его современники перестали понимать «простой и гордый язык» поэта. В стихотворениях о назначении поэта и поэзии звучат также мотивы одиночества, отчужденности от общества, которые находят отражение в одном из последних стихотворений — «Пророк» (1841 год), в котором поэт-пророк встречает враждебное отношение со стороны людей. С точки зрения Лермонтова, истинный поэт является пророком, то есть человеком, который может предвидеть свое будущее и будущее своей страны. Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения поэта, его радости и тревоги, печали, разочарования, надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека и поэтому всегда будет интересна.

«Благодарю», анализ стихотворения Лермонтова

Тонкий шлейф иронии, перемежающийся с пряными нотками горести и тихой грусти, таким видится произведение М.Ю. Лермонтова «Благодарю». Это стихотворение написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой, светской красавице, которой юный поэт был увлечен.

Любовь, еще не осознанная, но уже отвергнутая, безудержная борьба обиды за холодное отношение с переполняющими сердце эмоциями создают психологический рисунок произведения.

Стихотворение состоит из четырех строф, каждая завершается восклицательным рефреном «Благодарю».

Уже первая строфа содержит четкую антитезу между страстным порывом лирического героя открыться чувству и притворным вниманием к этому стремлению со стороны возлюбленной. Использование союза «хоть», открывающего противопоставление, эмоционально точно передает восприятие лирическим героем ситуации, в которой он оказался.

Во второй строфе антитеза усиливается. Здесь уже полон противоречий и женский образ, с одной стороны, пленяющий чудным взором,но с другой, поражающей «остротой речей». Доминанта лермонтовской трагичности четко выражена в четвертой строчке:

Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!

Возведенная стена между отправителем и адресатом не кажется устойчивой. Перенос слова «благодарю» не только выступает здесь организатором ритмического рисунка, но и показывает переполненный тоской и одиночеством призыв лирического героя, еще одно, но уже завуалированное признание.

Драматизм мучительных переживаний получает емкое выражение в следующем четверостишье. За ангельским ликом возлюбленной скрывается холодность, пренебрежение к бесконечной череде поклонников, высокомерие и эгоизм. Желание лирического героя бежать от участи многих:

Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов.

Униженность положения безответно влюбленного отталкивает героя, не давая возможности чувству окончательно раскрыться, но вместе с осознанием своего незавидного положения, борьбой между разумом и сердцем, обличительная реплика выливается в благодарность за жестокость, за возможность испытать, познать прочувствовать истинную жизнь сердца.

Обнаженность психологических ходов, экспрессия, скрытая за маской безразличия, переплавлены в трагический итог. Парадоксальное несовпадение желаемого и действительного превращают интимную форму послания в обвинительную речь, между строк которой скрыта огромная сила внутренних переживаний.

Анализ стиха благодарю лермонтов

«Благодарность», стихотворение позднего Лермонтова (1840 г.), в котором в афористической форме с особой силой поэтической экспрессии подводится итог отношений поэта с «непринявшим» его миром.

Мотивы, нашедшие выражение в стихотворении, восходят к ранней романтической лирике, по-новому освещают тему богоборчества, завершая ее в творчестве Лермонтов, и смыкаются как со стихотворными («Гляжу на будущность с боязнью», «Дума», «Как часто. », «Демон» и др.), так и с прозаическими произведениями («Герой нашего времени»). Обобщающий смысл стихотворения отчетливо проясняется при сопоставлении со стихотворением 1830 г. «Благодарю!»: если раннее «передает горькую иронию поэта над своими обманутыми надеждами в любви, то ирония второго перерастает в безрадостный итог всей жизни», что придает стихотворению программное значение и делает его одним из самых характерных лирических изъявлений жизненной позиции Лермонтова.

Трагическое чувство одиночества в мире и разлад с враждебной действительностью выливаются в дерзко-иронический вызов богу, основавшему несовершенный и парадоксальный мир. Обобщенности стихотворения способствует укрупнение масштаба лирического «Я», вступающего в непосредственный контакт с высшей духовной силой. «Ты» (бог) и «Я» (поэт) — два противостоящих друг другу, но равновеликих и могучих духа. Троекратное употребление выражения «за все», анафорическая архитектоника стихотворения также оттеняют абсолютный пафос отрицания, не ограничивающийся перечислением личных страданий, а простирающийся до отказа от жизни. Интимная форма обращения, предполагающая искренность и неподдельность благодарности, оборачивается страстными обвинениями, приоткрывающими силу внутренних переживаний лирического героя; их подлинность и философская глубина создаются нагнетанием ораторских формул, взаимопереходом, интимно-прозаической и патетической интонаций. Стихотворение отражает общую эволюцию стиля Лермонтов, связанную с отказом от романтической гиперболизации.

Художественный эффект достигается ироническим переосмыслением благодарности, выражаемой не за радости жизни, а за испытанные в ней страдания. Парадоксальность ситуации находит поддержку в употреблении оксюморонных, внутренне противоречивых словосочетаний («отрава поцелуя», «клевета друзей»), которые, составив сложные оппозиционные пары («горечь слез» — «отрава поцелуя», «месть врагов» — «клевета друзей») неожиданно оказываются уравновешенными в смысловом отношении и близкими по экспрессивной окраске. Ирония обнажена и в концовке стихотворения, звучащей как афоризм и противоположной по смыслу началу стихотворения. В этом трагическом итоге заключено бескомпромиссное и полное скорбной насмешки отрицание всего мироустройства, прощание с «пустыней» жизни, где был напрасно растрачен «жар души».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: