План-конспект урока литературы в 7 классе по теме — А

Изучение стихотворения «19 октября» (1825 г.) по программе Т.Ф. Курдюмовой завершает начатое в 5 классе знакомство с лицейским периодом жизни А.С. Пушкина. Уроку предшествовало опережающее задание. В течение месяца класс работал над проектом «Лицей в жизни А.С. Пушкина». Продуктом проектной деятельности стали доклады-сообщения по теме. Формой защиты проекта — презентация. Урок имел кольцевую композицию. Он начался с рассказа о Царскосельском Лицее и закончился своеобразным творческим итогом, где уже на другом уровне усвоения был повторен материал вступительного слова учителя. На организационном этапе урока был дан положительный эмоциональный настрой обучающимся при составлении букета любимому поэту. В ходе урока состоялась защита проекта, были получены теоретические сведения об истории жанра послания, произошло знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «19 октября» (1825 г.), был проведён его первичный анализ. Этап закрепления включал в себя тестирование. Рефлексия проводилась в форме творческого задания — написания синквейнов.

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 36.46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 7 классе

А. С. Пушкин. Послание. «19 октября» ( 1825 г. )

— продолжить знакомство обучающихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, лицейским творчеством А.С. Пушкина;

— познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра;

— закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

— развивать интерес обучающихся к русской литературе;

— развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память;

— расширять словарный запас учащихся;

— развивать навыки анализа стихотворения — послания;

— развивать навыки защиты проекта.

— воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

— воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, коллективизма, показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека;

— стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, интерес к творчеству поэта, любовь к классической литературе.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: творческий зачёт с использованием ИКТ.

компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг по теме, репродукции картин и портретов, слайдовая презентация на тему «Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина».

доклады обучающихся, выразительное чтение стихотворения и его анализ; творческое задание (синквейн).

Опальный – опала – немилость царя к кому-либо; наказание впавшему в немилость.

Затворник – отшельник; человек, давший обет (обещание не выходить из своей кельи или выходить редко).

Гимн — торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события ;

Муза — покровительница искусства и наук (одна из 9 богинь);

источник поэтического вдохновения ; само вдохновение, творчество.

Класс принимал участие в групповом проекте «Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина».

Каждый член группы подготовил:

— доклад по одному из пунктов плана:

«Лицей» — Ивкова Екатерина;

«Корсаков» — Ковалёв Александр;

«Матюшкин» — Березнева Анастасия;

«Горчаков» — Шестакова Татьяна;

«Пущин» — Яшина Мария;

«Дельвиг» — Березнева Анастасия:

«Кюхельбекер» — Шестакова Татьяна;

«Пушкин-лицеист» — Захаренков Иван.

— групповую презентацию , показ работы на уроке;

На выполнение работы давался 1 месяц.

Этапы урока. Временная реализация

1. Организационный момент » Букет любимому поэту».

Слушают учителя, психологический настрой

2. Актуализация знаний.

Знакомство с последовательностью выступлений

3. Творческий отчёт обучающихся

2. «Корсаков» — 1 мин.

3. «Матюшкин» — 1 мин.

4. «Горчаков» — 2 мин.

6. «Дельвиг» — 1 мин.

7. «Кюхельбекер» — 2 мин.

8. «Пушкин-лицеист» — 2 мин.

за презентацию; слайды

Вывод делает ученик

5. Новый материал

2) Чтение стихотворения «19 октября» (1825)

3) Анализ стихотворения

Беседа по вопросам

Учащиеся делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы, анализируют стихотворение.

1) Проверочная работа

2) Творческая работа

Объяснение творческого задания.

Отвечают на вопросы

7. Итог. Рефлексия

Объявление оценок за урок

Проставляют полученные оценки в дневники. Делятся впечатлениями.

8. Домашнее задание.

Записывают в дневники

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

А.С. Пушкин «19 октября»

1. Организационный момент

— Сегодня у нас не обычный урок, а открытый. Это значит, что у нас много гостей, которых мы рады видеть. Мне интересно, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. У вас на партах лежат листочки клёна. Поднимите тот, который по цвету соответствует вашему настроению: зелёный — комфортно, жёлтый — волнуетесь.

— Конечно, вы волнуетесь, это понятно. Но посмотрите, как красиво стало у нас в классе! Пришла настоящая золотая осень.

— Ребята, а для какого писателя осень была любимым временем года?

— Действительно, Александр Сергеевич Пушкин любил осень. И я предлагаю из ваших тревожных листочков составить букет любимому поэту.

2. Актуализация знаний

— Какой праздник в воскресение отмечали все, знакомые с творчеством А.С. Пушкина? (День открытия Царскосельского Лицея).

— 19 октября – день образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России Днем лицеев и, конечно же, лицеистов. Лицей – это образ одухотворенной юности, рождения идеалов и верности идеалам чести, совести и мужества.

— И сегодняшний наш урок мы посвящаем Царскосельскому лицею. На уроке состоится защита вашего группового проекта. Вы шли к этому целый месяц. Тема проекта — Лицей в жизни А.С. Пушкина. Продуктом вашей проектной деятельности стали доклады — сообщения. А форму защиты проекта вы выбрали сами — презентация.

3. Творческий отчёт обучающихся.

Защита проектов (Доклады). Работа с презентацией.

Подведение итогов групповой работы. (Все молодцы).

5. Новый материал

— Прочтём эпиграф урока. Это отрывок из стихотворения «19 октября».

Сегодня на уроке мы познакомимся с этим стихотворением. Оно написано в форме послания. Послание — лирическое произведение в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение — дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие.

Запись в тетрадях: Послание – лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам).

2) Чтение стихотворения “19 октября” учителем.

3) Анализ стихотворения:

1. Какому событию, кому посвящено это стихотворение? (Открытию Лицея в Царском Селе 19 октября 1811 года).

2. Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? (Открытие Лицея в Царском Селе состоялось осенью в октябре месяце).

3. В чём причина грусти поэта? (Он не может присутствовать на встрече одноклассников).

4. Когда (в каком году) стихотворение написано? (В период с 10-го по 20-е октября 1825г.)

5. Почему лирический герой не может быть на встрече лицеистов? (Он находится в ссылке).

6. Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея? (Корсакова, Матюшкина тоже нет на встрече лицеистов).

Каковы причины их отсутствия? (Корсаков умер. Матюшкин находится в кругосветном путешествии).

7. Какие строчки можно считать гимном “лицейскому братству”? (Взятые эпиграфом к уроку).

8. Каким чувством наполнены эти строки? (Теплотой).

9. Расставшись с лицейскими друзьями, лирический герой находит других друзей, но … какие это друзья, и можно ли их назвать друзьями? (Нет. Пушкин говорит, что новым друзьям он «душой предался нежной», но они оттолкнули его: «Но горек был небратский их привет», т.е. они не смогли стать ему близки, как братья).

10. О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах? (О Пущине, Горчакове, Дельвиге, Кюхельбекере)?

11. Кого Пушкин называет «мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущина).

Почему он так называет Ивана Пущина? (Их комнаты в Лицее были рядом — первым другом в Лицее Пушкину стал Пущин).

Какова была цель поездки Пущина в Михайловское? (Вопреки запретам он считал необходимым навестить друга, чтобы поддержать его в трудное для него время).

12. Кого Пушкин именует «счастливцем с первых дней»? (Горчакова).

Почему? (Он был более других образован при поступлении в Лицей).

Почему Пушкин упоминает Горчакова после Пущина? (В Михайловской ссылке Пушкин встретил трёх лицейских друзей. Первым был Пущин. Вторым Горчаков),

13. Кого Пушкин называет «певцом пермесских дев», «ленивцем вдохновенным»? (Дельвига).

Почему вслед за Пущиным и Горчаковым поэт говорит о Дельвиге? (Потому что третьим лицеистом, навестившим Пушкина в ссылке, был Дельвиг).

Какую роль в жизни Пушкина сыграл Дельвиг? (Ещё в Лицее Дельвиг тайно отправил в журнал стихи Пушкина, где их напечатали, т.е. своим первым печатным произведением Пушкин обязан Дельвигу).

14. О ком поэт говорит «мой брат родной по музе, по судьбам»? (О Кюхельбекере).

Почему поэт вспоминает именно Кюхельбекера? (Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер были лучшими лицейскими друзьями. Троих друзей поэт встретил, невстреченным остался один Кюхельбекер, поэтому он говорит: «Я жду тебя, мой запоздалый друг»).

15. Во что перерождаются воспоминания? (В заздравную).

16. В своем воображении Пушкин уже находится среди своих друзей. Мы слышим заздравную. За кого поднимают кубок, кого вспоминает лирический герой (Лицей, наставников, царя).

17. Понятно, почему звучит тост за Лицей, за наставников. Но за царя? Гонителя? Почему? ( Царь основал Царскосельский Лицей).

18. К кому испытывает чувство жалости Пушкин? (К последнему оставшемуся в живых лицеисту).

19. Кто же окажется последним лицеистом пушкинского выпуска? (Горчаков).

20. Каким выдался день 19 октября у лирического героя? (Без горя и забот).

21. Что помогло лирическому герою преодолеть печаль, о которой он говорил в начале стихотворения? (Мысли о друзьях).

22. Что же такое дружба и друзья для Пушкина?

(Дружба – это то, что защитит от превратностей судьбы. Мысли о друзьях помогают преодолеть замкнутость “дома опального”; дружба нарушает запрет ссылки).

1. Кому принадлежит идея создания Лицея?

2. Открытие Лицея в Царском Селе состоялось в

3. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С. Пушкина?

4. Первый набор воспитанников Царскосельского Лицея состоял из

5. Зимой 1815г. в Лицее проходили публичные экзамены, где Пушкин-лицеист прочитал свое стихотворение. Назовите это стихотворение.

б) Воспоминание в Царском Селе

6. Кто из известных поэтов того времени присутствовал на экзамене?

7. Где встречал восьмую годовщину со дня выпуска из Лицея А.С. Пушкин?

в) В Михайловском

8. Укажите дату Михайловской ссылки

9. С кем из лицейских друзей в 1825г. встречался Пушкин?

7. Творческая работа

— Составьте синквейн по теме урока.

( Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.)

1. Заключительное слово учителя.

Итак, мы сегодня на уроке продолжили знакомство с жанром послания, при помощи которого автор мог выражать нежные дружеские чувства, беседовать о самом важном и сокровенном. Познакомились с посланием А.С. Пушкина «19 октября», посвящённым его друзьям-лицеистам. Узнали о судьбах тех, кого потомки назовут: » Пушкинский выпуск», «люди 19-го октября». Мы можем сделать вывод, что Лицей не только дал им блестящее образование, но и, что не менее важно, научил их по-настоящему дружить. Чувство истинной дружбы, зародившееся в лицейские годы, его воспитанники пронесли через всю жизнь. Гимном лицейской дружбы стало стихотворение А.С. Пушкина «19 октября», самые яркие строки из которого взяты в качестве эпиграфа к уроку.

2. Рефлексия (оценки, впечатление )

Спасибо за работу. Всем пятёрки.

— Вы сейчас пойдёте с урока. Изменилось ли ваше настроение? Поднимите листочки, которые по цвету соответствуют вашему настроению. (Все поднимают зелёные листочки).

— Вопреки действительности, в наши сердца вновь вернулась весна. И я думаю, так будет всегда, когда вы вспомните имя Пушкина.

9. Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «19 октября» и выучить наизусть отрывок -гимн дружбе.

19 октября (Пушкин)

← Цветы последние милей 19 октября
автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
Из письма к Вяземскому (В глуши…) →
См. Стихотворения 1825 . Источник: РВБ (1959-62)

19 октября

Роняет лес багряный свой убор, [1]
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте.
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока ещё мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему.
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой.
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Примечания

  1. ↑ 19 октября — день основания лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска.

Он не пришел, кудрявый наш певец — Корсаков, Николай Александрович, композитор, умерший 26 сентября 1820 г. во Флоренции.

Чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, Федор Федорович (1799—1872), моряк; он был в это время уже в третьем плаванье, кругосветном.

На долгую разлуку. — перифраз заключительных стихов «Прощальной песни воспитанников царскосельского лицея» Дельвига:

Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас.
Стихи Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был небратский их привет говорят о предательской дружбе Ф. Толстого и других в 1820 г. (см. прим. к стих. «Эпиграмма» — «В жизни мрачной и презренной. » — т. 1), а затем А. Н. Раевского (см. выше, «Коварность»).

О Пущин мой, ты первый посетил. — Пущин приезжал к Пушкину в Михайловское на один день, 11 января 1825 г. Он рассказал позднее об этом посещении в своих «Записках о Пушкине».

Ты, Горчаков. — А. М. Горчаков встретился с Пушкиным у своего дяди, А. Н. Пещурова, в имении Лямоново, недалеко от Михайловского, летом 1825 г.

О Дельвиг мой. — Дельвиг гостил у Пушкина в Михайловском в апреле 1825 г.

Скажи, Вильгельм. — Кюхельбекер.

Несчастный друг. — пережил всех товарищей по выпуску А. М. Горчаков, умерший в возрасте 84 лет.

В первоначальной беловой редакции были строфы, которые Пушкин не ввел в окончательный текст; после стиха «Минутное забвенье горьких мук. » (строфа 1):

Товарищи! сегодня праздник наш.
Заветный срок! сегодня там, далече,
На пир любви, на сладостное вече
Стеклися вы при звоне мирных чаш. —
Вы собрались, мгновенно молодея,
Усталый дух в минувшем обновить,
Поговорить на языке лицея
И с жизнью вновь свободно пошалить.

На пир любви душой стремлюся я.
Вот вижу вас, вот милых обнимаю.
Я праздника порядок учреждаю.
Я вдохновен, о, слушайте, друзья:
Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!
Садитеся, как вы садились там,
Когда места в тени святого крова
Отличие предписывало нам.

Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вальховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.
Но многие не явятся меж нами.
Пускай, друзья, пустеет место их.
Они придут: конечно, над водами
Иль на холме под сенью лип густых

Они твердят томительный урок,
Или роман украдкой пожирают,
Или стихи влюбленные слагают,
И позабыт полуденный звонок.
Они придут! — за праздные приборы
Усядутся; напенят свой стакан,
В нестройный хор сольются разговоры,
И загремит веселый наш пеан.

После стиха «Ты в день его лицея превратил» (строфа 9) следует строфа о И. В. Малиновском:

Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ.

Все трое полюбили — Пушкин, Пущин и Малиновский влюбились в Е. П. Бакунину (см. прим. к стих. «Осеннее утро» — т. 1).

После стиха «Он взял Париж, он основал лицей» (строфа 17) следовало:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию — и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Куницын, Александр Петрович — преподаватель «нравственных и политических наук» в Царскосельском лицее, один из самых любимых и уважаемых профессоров Пушкина, известный своими передовыми убеждениями. (Т. Ц.)

«19 октября» А. Пушкин

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Дата создания: 1825 г.

Анализ стихотворения Пушкина «19 октября»

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

19 ОКТЯБРЯ

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.

С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте.
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему.
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой.
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector