Анализ сказки — Спящая царевна — Жуковского

1. Алексеева Т. Н. «Открой мне глубокую тайну твою. «: сравнительный анализ элегии В. А. Жуковского «Море» и стихотворения А. С. Пушкина «К морю» / Т. Н. Алексеева // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 26–29. (Материал к уроку литературы в 9 классе, подготавливающего к написанию сочинения – сравнительного анализа элегии В. А. Жуковского «Море» и стихотворения А. С. Пушкина «К морю»)

2. Воеводина Е. Н. В. А. Жуковский в контексте живописи первой половины XIX века / Е. Н. Воеводина // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 18–20. (Взаимовлияние В. А. Жуковского и художников первой половины XIX в. С. Щедрина, В. Тропинина, О. Кипренского, А. Венецианова)

3. Казакова С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 15–17. (Портреты В. А. Жуковского-романтика, созданные Кипренским, Рейтерном, Брюлловым. Связь запечатленного образа с реальным)

4. Кармановская Л. «Перчатка» Фридриха Шиллера в переводах В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. VII класс / Л. Кармановская // Литература в школе. – 2001. – N 8. – С. 38–40. (Баллада как литературный жанр. Особенности художественного перевода на примере сопоставления двух текстов. Теория стихосложения )

5. Кичева Н. А. Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Сон или явь? VI класс / Н. А. Кичева // Литература в школе. – 2003. – N 7. – С. 39. (Материал для подготовки и проведения урока литературы в 6 классе по балладе В. Жуковского «Светлана»)

6. Косилова О. И. Баллада В. А. Жуковского «Кубок»: V класс / О. И. Косилова // Литература в школе. – 2006. – N 1. – С. 43–44. (Урок внеклассного чтения для 5 класса, знакомство учащихся с жанровыми особенностями баллад, понятием стихотворной строфы, помощь в осмыслении трагизма содержания баллады В. А. Жуковского «Кубок», развитие ассоциативного мышления)

7. Кунавина О. В., Мяленко О. И. «Лесной царь» В. А. Жуковского: VII класс / О. В. Кунавина, О. И. Мяленко // Литература в школе. – 2010. – N 7. – С. 36–38. (Использование прозаического перевода Цветаевой, музыки Шуберта на уроке помогают учащимся понять специфику жанра баллады, своеобразие музыкального и поэтического воплощения одной темы)

8. Марченко Н. А. «Любимец нежных муз» В. А. Жуковский / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 2001. – N 1. – С. 8–11. (Краткий биографический очерк и обзор творчества В. А. Жуковского.)

9. Никульцева В. В. О недвижимости человеческого счастья: Повесть В. А. Жуковского «Ундина» / В. В. Никульцева // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 16–18. (Литературный анализ повести В. А. Жуковского «Ундина»)

10. Озеров Ю. А. Анализ стихотворений В. А. Жуковского «Море», «Невыразимое». IX класс/ Ю. А. Озеров // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 39–43. (Два стихотворения В. А. Жуковского: образец элегической поэзии «Море» и произведение, являющееся литературным манифестом, программным произведением Жуковского-романтика – «Невыразимое»)

11. Озеров Ю. А. Человек и природа в лирике В. А. Жуковского / Ю. А. Озеров // Литература в школе. – 2001. – N 1. – С. 12–15. (О пейзажной лирике в творчестве В. А. Жуковского)

12. Филонова Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»: V класс / Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 33–37. (Сравнительный анализ литературной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» с немецкой народной сказкой «Шиповничек», опубликованной братьями Гримм)

13. Филонова Ю. А. Изучение жанра баллады: VI класс / Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2010. – N 7. – С. 41–44. (Система уроков по изучению баллад)

Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь».

«Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак…»

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал — сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Было в царских кладовых;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать? — царь сказал. —

Так и быть!» И не послал

Он на пир старухи звать.

Гости, званные царем;

Пили, ели, а потом,

За прием благодаря,

Стали дочь его дарить:

«Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, мое дитя;

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных…»

Словом, десять молодых

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черед

И последняя идет;

Но еще она сказать

Не успела слова — глядь!

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

Скрылась гостья. Царь грустит;

Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон».

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

«Дай, — сказала наконец, —

Осмотрю я наш дворец».

По дворцу она пошла:

Пышных комнат нет числа;

Всем любуется она;

Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Всходит вверх и видит — там

Гребень под носом торчит;

И за пряжею поет:

«Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей…

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят;

У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

Никому туда следа —

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

Вот уж полный век протек;

Словно не жил царь Матвей —

Так из памяти людей

Он изгладился давно;

Знали только то одно,

Что средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

Много было смельчаков

(По сказанью стариков),

В лес брались они сходить,

Чтоб царевну разбудить;

Даже бились об заклад

И ходили — но назад

Не пришел никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой.

Время ж все текло, текло;

Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один

День весенний царский сын,

Забавляясь ловлей, там

По долинам, по полям

С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал;

И у бора вдруг один

Очутился царский сын.

Бор, он видит, темен, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

«Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!»

Все старик тут рассказал,

Что от дедов он слыхал

О чудесном боре том:

Как богатый царский дом

В нем давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет,

Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодежь,

Как со всяким то ж да то ж

В лес, да там и погибал.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

Едет гладким он путем

Час, другой; вот наконец

Перед ним стоит дворец,

Зданье — чудо старины;

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Тот, вздремав, когда-то лечь

Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;

И, три века недвижим,

Не стоит он, не лежит

И, упасть готовый, спит.

Изумлен и поражен

Царский сын. Проходит он

Между сонными к дворцу;

Приближается к крыльцу:

По широким ступеням

Хочет вверх идти; но там

На ступенях царь лежит

И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

«Как же быть? — подумал он. —

Где пробраться во дворец?»

Но решился наконец,

И, молитву сотворя,

Он шагнул через царя.

Весь дворец обходит он;

Пышно все, но всюду сон,

Вдруг глядит: отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет ее ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в легких сапожках

Ножки — чудо красотой.

Видом прелести такой

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.

Царь на лестницу идет;

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит;

Всё бывалое — один

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Сказка написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 26 августа — 12 сентября 1831 г.

Первая публикация — журнал «Европеец», 1832, Nо 1, январь.

Презентация на тему: Жуковский «Спящая царевна»

Жуковский «Спящая царевна»

Василий Андреевич Жуковский 1783 — 1852

Состязание Жуковского и Пушкина Лето 1831 г. Жуковский и Пушкин в Царском Селе. Шутливое соревнование между друзьями-поэтами. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о царе Берендее» Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г. «Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов. Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно. Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава. Дотоле — до сих пор, до этого времени. Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь. Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Словарная работа Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица. Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна. Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли. Ланиты — щеки.

Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Как вы представляете себе ведьму?

Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? Кем на самом деле была старушонка-пряха?

Прочитайте описание дворца, объятого сном. Кто пробудил царевну от волшебного сна?

Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был. », концовка: «Свадьба, пир, и я там был. » В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.

Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок? Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Конспект урока литературы в 5 класса «СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО»

СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО,

Тип урока: урок-исследование

Образовательная цель: выявление различий между сказками А. Пушкина и В. Жуковского, определение лучшей художественной обработки сказки.

Развивающая цель: развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная цель: воспитание идеального читателя.

Объект исследования — тексты: «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.

Предмет исследования: название, сюжет, композиция, художественные средства, различия в них.

Оборудование урока: проектор, ноутбук, классная доска.

Учебники, учебная литература: учебник литературы для 5 класса. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2004 г.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, листы для работы в группах).

Этап урока, цель

1. Организационный момент. Подготовка к работе

Цель: психологический настрой на урок; заинтересовать учащихся

Приветствие. Настрой на урок.

Ребята, посмотрите фрагменты сказок и попробуйте определить, какие сказки мы сегодня будем рассматривать в течение урока.

Демонстрирует фрагменты сказок

Настраиваются на работу

2. Мотивация на работу с актуализацией ранее изученного

Вспомнить всю информацию о сказках;

В результате чего были написаны «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна»?

(Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной).

Интересно ли вам узнать больше об этих сказках? К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)

Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.

(Книга — учебник литературы).

Сегодня моя волшебная книга, которой стал учебник литературы, будет служить нам справочником, где мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Мотивирует учащихся на урок

3. Исследовательская работа

Цель: уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации.

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна» похожи или отличаются?

Работа с термином

Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)

Сравнить — значит найти черты различия, выявить лучшую художественную обработку народной сказки.

Тема и цель исследования

В чем же будет заключаться наша с вами задача? (выявить черты различия между сказками и лучшую художественную обработку сказки). Для этого мы должны:

— сравнить название, сюжеты, композицию, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) сказок Пушкина и Жуковского.

Итак, вы прочли сказки, на ваш взгляд, какое произведение лучше? А почему? Выскажите своё мнение обоснованно.

Предполагаем, что сказка Пушкина лучше сказки Жуковского. Попробуем это доказать. Делимся на четыре группы, каждая из которых будет выявлять черты различия сказок. Если вы считаете, что сказка Пушкина лучше, то аргументированно доказываете это письменно, работая красным фломастером, а затем представляете. Если наоборот, то работаете синим фломастером.

С предметами сравнения мы уже определились. Первая группа сравнивает название, вторая — сюжет, третья – композицию, четвертая — художественные средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение).

(Учитель крепит на доске в виде алгоритма)

«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне»

1 группа: О чем нам говорит название?

У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника? Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?

У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

2 группа: О чем нам расскажет сюжет?

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.

Различия в сюжете сказок:

— Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?

— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).

— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.

— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?

3 группа: Что особенно в композиции?

Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.

— Какой из зачинов приближен к народной сказке?

— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?

— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Сказочная концовка — свадьба, пир.

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало.

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

4 группа: Что особенного в художественных средствах выразительности?

— Выпишите эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут:

Знать, не будет ей обидно! –

Никого меж тем не видно.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

Бросив зеркало под лавку,

Позвала к себе Чернавку.

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

И кусочек проглотила…

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном.

Губки алые горят;

Руки белые лежат.

5 группа: Что особенного в художественных средствах выразительности?

— Выпишите сравнения. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?

Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Пес ей под ноги – и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей.

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой пустился в бор.

Вдруг глядит; отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом.

Итак, группы готовы. Представляйте результаты своей работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: