Спать хочется (Чехов)

← Без заглавия Спать хочется
автор Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Степь →
Дата создания: 1888, опубл.: 1888 [1] . Источник: Библиотека Алексея Комарова [2]

Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребёнок, и чуть слышно мурлычет:

Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою…

Перед образом горит зелёная лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется верёвка, на которой висят пелёнки и большие чёрные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зелёное пятно, а пелёнки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку… Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.

Ребёнок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё ещё кричит и неизвестно, когда он уймётся. А Варьке хочется спать. Глаза её слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо её высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю…

В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий… Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет — и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетёт, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснёт, то хозяева прибьют её.

Лампадка мигает. Зелёное пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в её наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грёзы. Она видит тёмные облака, которые гоняются друг за другом по вебу и кричат, как ребёнок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперёд какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени падают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребёнок, и стараются разбудить их.

— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою… — мурлычет Варька и уже видит себя в тёмной, душной избе.

На полу ворочается её покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:

Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потёмках, но слышно, как он кашляет и щёлкает дверью.

— Засветите огонь, — говорит он.

— Бу-бу-бу… — отвечает Ефим.

Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.

— Сейчас, батюшка, сейчас, — говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.

Щёки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.

— Ну, что? Что ты это вздумал? — говорит доктор, нагибаясь к нему. — Эге! Давно ли это у тебя?

— Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время… Не быть мне в живых…

— Полно вздор говорить… Вылечим!

— Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем… Коли смерть пришла, что уж тут.

Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:

— Я ничего не могу поделать… Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай… Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?

— Батюшка, да на чём же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас нет лошади.

— Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.

Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»… Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет…

Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребёнок, и Варька слышит, как кто-то её голосом поёт:

— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою…

Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:

— Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал… Царство небесное, вечный покой… Сказывают, поздно захватили… Надо бы раньше…

Варька идёт в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьёт её по затылку с такой силой, что она стукается лбом о берёзу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.

— Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты спишь?

Он больно треплет её за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню. Зелёное пятно и тени от панталон и пелёнок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают её мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идёт рядом и торопит её. Обе они спешат в город наниматься.

— Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. — Явите божескую милость, господа милосердные!

— Подай сюда ребёнка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. — Подай сюда ребёнка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. — Слышишь, подлая?

Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чём дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребёнка. Пока толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребёнка, Варька стоит, глядит на неё и ждёт, когда она кончит. А за окнами уже синеет воздух, тени и зелёное пятно на потолке заметно бледнеют. Скоро утро.

— Возьми! — говорит хозяйка, застёгивая на груди сорочку. — Плачет. Должно, сглазили.

Варька берёт ребёнка, кладёт его в колыбель и опять начинает качать. Зелёное пятно и тени мало-помалу исчезают и уж некому лезть в её голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладёт голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза всё-таки слипаются и голова тяжела.

— Варька, затопи печку! — раздаётся за дверью голос хозяина.

Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется её одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.

— Варька, поставь самовар! — кричит хозяйка.

Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:

— Варька, почисть хозяину калоши!

Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко… И вдруг калоша растёт, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щётку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли а не двигались в её глазах.

— Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!

Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.

Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.

День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает её слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон. Вечером к хозяевам приходят гости.

— Варька, ставь самовар! — кричит хозяйка.

Самовар у хозяев маленький, и прежде чем гости напиваются чаю, приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит целый час на одном месте, глядит на гостей и ждёт приказаний.

— Варька, сбегай купи три бутылки пива!

Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.

— Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селёдку!

Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.

— Варька, покачай ребёнка! — раздаётся последний приказ.

В печке кричит сверчок; зелёное пятно на потолке и тени от панталон и пелёнок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.

— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою…

А ребёнок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, по сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает её по рукам и по ногам, давит её и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от неё, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает всё свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зелёное пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.

Этот враг — ребёнок.

Она смеётся. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зелёное пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.

Ложное представление овладевает Варькой. Она встаёт с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребёнка, сковывающего её по рукам и ногам… Убить ребёнка, а потом спать, спать, спать…

Смеясь, подмигивая и грозя зелёному пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребёнку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеётся от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мёртвая…

Примечания [ править ]

  1. ↑ Впервые — «Петербургская газета», 1888, № 24, 25 января, стр. 3, отдел «Летучие заметки». Подпись: А. Чехонте.
  2. ↑ со ссылкой на книгу А. П. Чехов . Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. — С. 7—12.
Некоторые аспекты конституционализации трудового законодательства в Российской Федерации

Углов, А.С. (2013) Некоторые аспекты конституционализации трудового законодательства в Российской Федерации. Вестник ТвГУ. Серия: Право (36). С. 241-251. ISSN 1995-0144

PDF — Опубликованная версия
631kB

Абстракт

В статье автор рассматривает специфику конституционализации отечественного трудового законодательства с позиций конституционного правопонимания посредством интерпретационной практики Конституционного Суда РФ

Абстракт (англ.)

The author considers the specifics of the constitutionalization of domestic labor law from the standpoint of constitutional interpretive practice of law by the Constitutional Court

«Спать хочется», анализ рассказа Чехова

Трагедия ребенка во взрослом мире

«Правдив до иллюзии» — такой анализ мучительному тупику, в котором оказалась тринадцатилетняя девочка-служанка Варька, дал Лев Толстой. В краткой форме рассказа Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. По первому впечатлению кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.

Известно, что этот рассказ был написан Антоном Павловичем за полдня. А, между тем, здесь продемонстрированы: высочайшее мастерство передачи душевного состояния героини, скульптурная выразительность слова, фразы и речевых оборотов. Искусство литературной детали в рассказе просто совершенно.

Читатель воспринимает сюжет произведения на высоком эмоциональном уровне. Он зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения. Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».

Кульминация рассказа последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? Отец умер в страшных муках. Они с матерью отправились «наниматься». А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же. Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!

Чехов – отличный знаток детской души, поскольку и сам не был избалован жизнью в том «счастливом» возрасте. Ему понятно ужасное состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок. Он лишь с сожалением констатирует факт преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки, по сути, только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука Закона. Скорее всего — и то, и другое.

Варька задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство, что на какое-то мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержал испытания непосильным трудом и бессонницей. После изнурительной работы сутками, ее организм хочет только одного – выспаться любой ценой. Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать.

Написанный в 1988 году, рассказ вошел в сборник «Хмурые люди». Еще при жизни Чехова «Спать хочется» перевели на сербохорватский, румынский, немецкий, финский, чешский и болгарский языки.

Помимо анализа рассказа «Спать хочется» прочитайте другие сочинения по произведениям Чехова:

Анализ рассказа Чехова Спать хочется

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 65

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Сегодня школьная программа чрезмерно перегружена и не дает ученикам цельного представления о мире и многомерности человека. Академические дисциплины в учебном плане искусственно разделены, а линии отрыва произвольны. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», ищет ответ на вопрос, как готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире.

В чем ценность конкурса «Успешная школа»? Что происходит с российским обществом сегодня? Связана ли отставка Ольги Васильевой с критикой проектов ФГОС на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ? На эти и другие вопросы в интервью «Учительской газете» ответил глава комиссии СПЧ по образованию и науке, академик РАО Александр Асмолов.

Уметь планировать свои действия, не упускать детали и видеть главное в огромном потоке информации – важный навык для современного учителя. Без планирования рабочий день превращается в клубок событий, которые пересекаются, мешают друг другу, а иногда и отменяются. Андрей Сиденко делится инструментами, которые помогают ему держать фокус на главных вещах, успевать больше и не опаздывать на важные встречи.

Дети ездят в школу на беспилотных автобусах. Роботы стирают, гладят и складывают белье. Астронавты открывают первую колонию на Марсе. Такова реальность завтрашнего дня. И дети XXI века станут теми, кто воплотит смелые фантазии в жизнь, а учителям предстоит направить умения и таланты подрастающего поколения в нужное русло. Станислав Секретов подготовил обзор книжных новинок, главный герой которых – наше будущее.

Наши приложения

«Учительская газета», №48 от 25 ноября 2008 года

Перечеркнутая жизнь

Урок внеклассного чтения в 7-м классе

Тема: Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе Антона Павловича Чехова «Спать хочется». Учительская газета

Эпиграф: «. Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (А.П. Чехов).

Методические приемы: Эвристическая и аналитическая работа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.

Оборудование урока: фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин В. Перова «Тройка» и В. Маковского «Свидание».

Беседа с классом

Учитель: С именем Антона Павловича Чехова вы, конечно, знакомы. Какие произведения вы изучали в школе, читали самостоятельно? Какое у вас сложилось впечатление о манере, стиле, языке писателя?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

А.П. Чехова, который отличается от известных вам юмористических чеховских произведений и, надеюсь, изменит ваше представление о писателе, откроет вам иную, не юмористическую сторону его творчества.

Итак, название рассказа очень мирное, а случай, описанный в произведении, страшный, трагический.

Давайте вспомним, о чем говорится в рассказе.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу произведения, хочу спросить вас, однозначно ли прочитывается рассказ? Можно ли с твердой уверенностью сказать, кто виноват в смерти младенца? Какие чувства, эмоции вызывает у вас главная героиня?

Обращаю вас к эпиграфу урока. Призываю и вас быть вдумчивыми, не спешить произнести свой приговор.

Учитель: Давайте попробуем разобраться, чем мы будем сегодня заниматься. В первую очередь хотелось бы, чтобы вы, говоря о Варьке, опирались не только на авторский текст, но и на собственные впечатления, ведь героиня — ваша ровесница.

Задача 1. Создать собственное истолкование образа Варьки. Мы знаем, что убийство ребенка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?

Задача 2. Оправдываем мы девочку или осуждаем, во многом зависит от мнения писателя. И хотя Чехов — писатель не прямолинейный, избегающий ярлыков и штампов, его отношение во многом раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей. То есть нам надо осмыслить особенности изображения психологии героя.

Задача 3. Выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.

Беседа с классом

Учитель: Исходя из сформулированных нами задач мы и будем строить наше сегодняшнее исследование. Давайте разберемся: как Варька очутилась в доме сапожника? Почему она отдана в услужение?

В XIX веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.

Жизнь «в людях» была крайне тяжелой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.

У вас на партах лежат фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин Василия Перова «Тройка» и Владимира Маковского «Свидание». Посмотрите на лица этих детей. Печать покорности и обреченности лежит на них. Лишенные родительской заботы и ласки, раздавленные тяжелой физической работой, эти дети слишком рано взрослели.

Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы. Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.

Из числа этих несчастных детей и героиня рассказа «Спать хочется».

Беседа с классом

Учитель: Какой промежуток охватывает время действия рассказа?

Дети: Две ночи и один день, то есть чуть больше суток.

Учитель: Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?

Дети: Таких дней и ночей было много. Бесконечная повторяемость одного и того же изо дня в день, из ночи в ночь, мучительное однообразие жизни показаны как пытка.

Учитель: Часто говорят о том, что рассказы Чехова бессобытийны и бесперспективны. Как вы думаете, можно ли это утверждение приложить к рассказу «Спать хочется»?

Дети: О бессобытийности говорить нельзя, так как события есть: смерть отца Варьки, смерть младенца. Но есть бесперспективность, так как у девочки нет будущего.

Учитель: Почему, по-вашему, героиня не задумывается о будущем?

Дети: Быт и бессонница притупили сознание девочки. Все волевые усилия Варьки направлены на то, чтобы не уснуть, а об остальном, в том числе и о будущем, она не думает.

Исследовательская работа (анализ текста в группах)

Учитель: Чтобы понять особенности внутреннего состояния главной героини, нам необходимо провести небольшое исследование, которое вы будете проводить в группах.

1-я группа — работа с портретом.

2-я группа — работа с пейзажем.

3-я группа — работа с интерьером.

4-я группа — работа с речью персонажей.

Задание группам: необходимо выбрать и подчеркнуть в тексте детали портрета, пейзажа, интерьера и речевой характеристики, которые создают образ героини.

Результат работы групп

1-я группа. Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея — все это свидетельствует о том, что Варька перестает ощущать себя живой, усыхает (чувствует, что голова — «булавочная головка»), опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.

2-я группа. Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки (светлый березовый лес, ясное хорошее утро). Но после смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город). Темный лес по краям дороги символизирует тяжелые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.

3-я группа. Интерьер — свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна ее жизнь. Все сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка — символ души девочки, ее жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь — «веревка, тени от панталон и пеленок, зеленое пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на веревке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечеркнута.

Рисунок на доске:

Чехов упоминает еще один элемент сужения мира. (Калоша.) Как вы думаете, почему девочка хочет спрятаться в калоше, от кого?

4-я группа. Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о ее безликости. Вся речь принадлежит ее хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

Можно ли говорить о духовности девочки, когда для хозяев она просто механизм?

Итоги аналитической работы

Запись на доске: «В рассказе идет речь о двух убийствах: убийстве ребенка и убийстве души девочки» (В. Теуш).

Учитель: Исходя из результатов нашего исследования, можно ли согласиться, что душу Варьки убили?

Беседа с классом

Учитель: В первую ночь девочка вспоминает отца, мать, путь в город. Как вы думаете, почему во вторую ночь этих воспоминаний нет?

Дети: Сознание концентрируется на одном: не уснуть.

Учитель: Что утрачивается вместе с памятью?

Дети: Слух, зрение, рассудок.

Учитель: Как воспринимает Варька плач ребенка в первую ночь? А во вторую?

Дети: Сначала он раздражает и мешает спать, а потом воспринимается как «враг, который мешает жить».

Учитель: Почему Варька решает убить?

Дети: Исчерпаны физические и духовные силы.

Учитель: Осознает ли она свой поступок?

Дети: Нет, так как практически сошла с ума от вынужденного бодрствования.

Творческая работа (письменная)

А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).

Творческая работа (устная)

Среди возможных финалов вы назвали суд над девочкой. Да, юридически она виновна. Но если бы вам довелось присутствовать на судебном заседании в качестве адвоката или члена суда присяжных, какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки? Подготовьте небольшую защитную речь.

Подведение итогов урока

Давайте вернемся к началу урока и вспомним поставленные нами задачи. Необходимо заполнить таблицу — ответить на вопросы.

Учитель: В заключение мне хотелось бы, чтобы вы задумались над тем, что у вас есть, сравнили себя с героиней чеховского рассказа и поняли, что нужно ценить и беречь то, что вам дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей — все, что в привычном беге дней кажется обычным, банальным.

Написать мини-сочинение «Что нового мне открылось в творчестве А. П.Чехова».

Анна АНТОНЕВИЧ, учитель русского языка и литературы средней школы №24, финалист конкурса «Учитель года России-2007», Иваново

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector