Анализ произведения

Рассказ «Толстый и тонкий» написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.
Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что «толстый» — человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.
У «толстого» и «тонкого» завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).
Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил — тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: «К чему тут это чинопочитание?». Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.
Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

163956 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Толстый и тонкий / Анализ произведения

Смотрите также по произведению «Толстый и тонкий»:

Урок-модуль «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» (6-й класс)

Цели урока:

1)Познавательная:

  • Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, работа со словарем);
  • Общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя);
  • Формирование научного мировоззрения;

2) Развивающая:

  • Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом;
  • Развитие творческих способностей учащихся;

3)Воспитательная:

  • Воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение доводить начатое до конца;
  • Продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля;
  • Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы, патриотизм.

УМ №1 Интегрированная цель урока:

1. Учащиеся должны знать:

текст художественного произведения;
— определения жанра – рассказ; значение терминов юмор и сатира;
способы и приемы изображения смешного;
элементы композиции рассказа.

2. Учащиеся должны уметь:

— читать и понимать текст;
— находить ответ на вопрос в тексте;
выстраивать ход мыслей;
— систематизировать собранный материал по плану;
— использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
пользоваться словарем литературоведческих терминов;
работать в режиме времени;
— оформлять работу в едином орфографическом режиме.

Учебные элементы Содержание учебного материала Руководство по усвоению учебного материала
УМ №2

УЭ №1 Актуализация знаний.

Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.

Вспомните, что мы называем рассказом.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали.

Вспомните и запишите, для чего используется деталь в художественном произведении.

Вспомните, что такое юмор и сатира и запишите в тетрадь. Что сближает, а что различает эти понятия?

Вспомните, какие способы и приемы изображения смешного существуют. Запишите в тетрадь.

Откройте “Краткий словарь литературоведческих терминов” и сверьте свои ответы. Если есть ошибки, исправьте их и приступайте к выполнению УЭ №2. Выполните в тетради (10 минут).

Запишите в тетрадь

Запишите в тетрадь

Запишите в тетрадь

Запишите в тетрадь УМ №3

УЭ №2 Подготовка к активной познавательной деятельности.

Цель: познакомиться с рассказом А.П. Чехова “Толстый и тонкий”.

Задание: прочитайте (послушайте) рассказ А.П.Чехова “Толстый и тонкий”.

Приступайте к выполнению УЭ №3.

Самостоятельная работа (8 – 10 минут). УМ №4

УЭ №3 Активная познавательная деятельность.

Цель: научить работать с текстом художественного произведения.

Задание: постарайтесь ответить на данные вопросы:

1. В чем особенности начала произведения?

2. Кого вы считаете главным героем рассказа Чехова “Толстый и тонкий” и почему?

3. Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя?

4. С чьей точки зрения герои названы “толстый” и “тонкий”?

5. Кто из героев первым бросается к другу?

6. Как тонкий называет толстого?

7. Как автор передает состояние друзей при встрече?

8. Кто первым начинает разговор после приветствия?

9. На какую тему говорит тонкий? С чего начинает рассказ о себе?

10. Охарактеризуйте тонкого на этот момент развития сюжета.

11. О чем вспоминает тонкий?

12. Почему толстый по воле автора не произносит ни одной фразы во время монолога тонкого?

13. Охарактеризуйте толстого на данный момент действия.

14. Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

15. Что рассказывает о своей службе тонкий?

16. Дополните характеристику тонкого.

17. Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого. Почему они вдруг изменились?

18. Охарактеризуйте тонкого на этот момент сюжета.

19. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?

20. Охарактеризуйте толстого на данный момент действия.

21. Как простились друзья детства?

22. Найдите фразу, которую автор повторяет дважды. Какое слово и почему заменил автор?

23. С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?

24. Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?

25. В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?

26. Почему автор назвал рассказ “Толстый и тонкий”, а не, предположим, “Встреча друзей”?

27. Что смешно, а что грустно в этом рассказе?

28. Чем интересна эта история?

29. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

Отвечая на вопросы, используйте вспомогательный материал:

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д.

Приступайте к выполнению УЭ №4. Выполняются письменно в рабочей тетради (в виде тезисов) вопросы № 10,13,16,18,20 (30 – 40 минут).

Выполните письменно в рабочей тетради (в виде тезисов)

Выполните письменно в рабочей тетради (в виде тезисов)

Выполните письменно в рабочей тетради (в виде тезисов)

Выполните письменно в рабочей тетради

Выполните письменно в рабочей тетради (в виде тезисов) УМ №5

УЭ №5 Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей.

Задание: оформите свои записи в текст при помощи данного ниже плана.

План – характеристика главных действующих лица рассказа.

План – характеристика тонкого.

1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Положение героя в обществе.
3. Портретная характеристика.
4. Речевая характеристика.
5. Черты характера.

План – характеристика толстого.

1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Положение героя в обществе.
3. Портретная характеристика.
4. Речевая характеристика.
5. Черты характера.

Сдайте работы на проверку учителю.

Приступайте к выполнению УЭ №5.

Составить план рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”.

Выполните на отдельном листе (15 -20 минут)

Анализ рассказов Чехова

Рассказы А.П. Чехова отличаются своей реалистичностью и лаконичностью. Писателю удается отразить все нюансы человеческой жизни коротко, изящно и остроумно; так, что читатели надолго запоминают эти истории. Некоторые из рассказов посвящены тому, как ведет себя человек в обществе других людей (в зависимости от того, каких именно).

Рассказ Хамелеон

Например, рассказ «Хамелеон», в котором показывается, насколько легко человек готов менять свое мнение, если поймет, что для него есть выгода. Или, наоборот, страх наказания. Полицейский надзиратель Очумелов обнаруживает на площади собачку, которая укусила человека, и велит её уничтожить.

Однако когда по толпе проносится слух, что собака эта не дворовая, а принадлежит генералу, Очумелов резко меняет свою точку зрения и относится к собачке с умилением.

Так он бросается из стороны в сторону несколько раз, как только ему подсказывают верный ответ. Очумелова уже не волнует, что натворила собака ему тревожно, что высокопоставленный генерал может быть недоволен обращением с его любимицей.

Толстый и тонкий

Зависимость людей от социального статуса и связанных с ним предрассудков показана в рассказе «Толстый и тонкий»: на железнодорожной станции случайно встречаются два старых приятеля, начинают распрашивать друг друга о жизни.

Выясняется, что один из них стоит гораздо выше другого согласно «Табели о рангах» (документу, определявшему в Российской империи сословия).

Поняв это, нижестоящий (т.н. «тонкий») начинает всячески заискивать перед старым другом. Для него уже не важно, что они были знакомы много лет назад теперь значение имеет лишь статский чин. В этом рассказе Чехов с горьким сожалением показывает, насколько зависимы могут быть люди от стереотипов.

Смерть чиновника

Также проблеме статуса посвящен рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого умирает из-за патологического преклонения перед людьми высшего чина. Трагедия этого рассказа состоит в том, что некий мелкий чиновник случайно обрызгал плащ вышестоящего, и с этого момента вся жизнь его подчиняется одной-единственной цели извиниться за свой «возмутительный» поступок.

Однако значительное лицо не понимает этого благородного порыва и грубо кричит на чиновника. Такого потрясения трепещущий перед имеющими власть людьми человек вынести не сумел. С ним случился серьезный нервный срыв, он пришел домой и умер.

Лошадиная фамилия

Рассказ «Лошадиная фамилия» также показывает, сколько стереотипно человеческое мышление. Однако здесь уже затрагиваются стереотипы не социально-сословные, а обыкновенные, бытовые. Несколько человек никак не могут вспомнить фамилию доктора, помнят лишь, что фамилия какая-то «лошадиная».

Все домашние тут же начинают перебирать подходящие варианты Кобылин, Жеребцов, Конюхов. но никому не приходит в голову вспомнить о том, чем лошади питаются: фамилия доктора Овсов.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭзоп Басни: особенности, влияние на других баснописцев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Высмеивание подхалимства в рассказе А. Чехова «Толстый и тонкий». 7 класс

Гениальный русский писатель-новеллист А. Чехов на нескольких страницах короткого рассказа нарисовал картину целого социального явления. Уже первые художественные детали-запахи дают нам вообразить социальное положении героев. От чиновника высшего класса не будет пахнуть кофейной гущей. Приятели были приятно удивлены неожиданной встречей. Прозвучали взволнованные восклицания: «Порфирий! Голубь мой!» — «Мишка! Друг детства!» Приятели трижды поцеловались. Казалось, воспоминаниям не будет конца. Тем не менее, радостный подъем тонкого длился недолго.

Признание толстого, что он дослужился до тайного советника, подействовало на тонкого магически. Он «вдруг побледнел, окаменел, но скоро его искривила широченная улыбка; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. » Даже чемоданы и узлы его поморщились, не говоря уже о длинном подбородке жены, который «стал еще длиннее», и сына, который «вытянулся стройно». Такое странное мгновенное преобразование всей семьи объяснялось очень просто. Между школьными приятелями пролегли шесть классов, шесть ступеней чиновничьих ступенек.

Толстый был чиновником второго класса, а тонкий — восьмого. Слова «тайный советник» затмили все. Тонкий сразу же забыл, что перед ним бывший одноклассник. Он видит теперь перед собой лишь вельможу. Его язык сразу же становится приниженным:

«Милостивое внимание вашего превосходительства. будто животворная влага. »

Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное состояние, гнется перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Эту психологию раба, которая властвовала в царской России, и описывает А. Чехов в своем рассказе «Толстый и тонкий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector