Анализ произведения

Рассказ «Толстый и тонкий» написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.
Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что «толстый» — человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.
У «толстого» и «тонкого» завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).
Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил — тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: «К чему тут это чинопочитание?». Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.
Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

163956 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Толстый и тонкий / Анализ произведения

Смотрите также по произведению «Толстый и тонкий»:

Анализ рассказов Чехова

Рассказы А.П. Чехова отличаются своей реалистичностью и лаконичностью. Писателю удается отразить все нюансы человеческой жизни коротко, изящно и остроумно; так, что читатели надолго запоминают эти истории. Некоторые из рассказов посвящены тому, как ведет себя человек в обществе других людей (в зависимости от того, каких именно).

Рассказ Хамелеон

Например, рассказ «Хамелеон», в котором показывается, насколько легко человек готов менять свое мнение, если поймет, что для него есть выгода. Или, наоборот, страх наказания. Полицейский надзиратель Очумелов обнаруживает на площади собачку, которая укусила человека, и велит её уничтожить.

Однако когда по толпе проносится слух, что собака эта не дворовая, а принадлежит генералу, Очумелов резко меняет свою точку зрения и относится к собачке с умилением.

Так он бросается из стороны в сторону несколько раз, как только ему подсказывают верный ответ. Очумелова уже не волнует, что натворила собака ему тревожно, что высокопоставленный генерал может быть недоволен обращением с его любимицей.

Толстый и тонкий

Зависимость людей от социального статуса и связанных с ним предрассудков показана в рассказе «Толстый и тонкий»: на железнодорожной станции случайно встречаются два старых приятеля, начинают распрашивать друг друга о жизни.

Выясняется, что один из них стоит гораздо выше другого согласно «Табели о рангах» (документу, определявшему в Российской империи сословия).

Поняв это, нижестоящий (т.н. «тонкий») начинает всячески заискивать перед старым другом. Для него уже не важно, что они были знакомы много лет назад теперь значение имеет лишь статский чин. В этом рассказе Чехов с горьким сожалением показывает, насколько зависимы могут быть люди от стереотипов.

Смерть чиновника

Также проблеме статуса посвящен рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого умирает из-за патологического преклонения перед людьми высшего чина. Трагедия этого рассказа состоит в том, что некий мелкий чиновник случайно обрызгал плащ вышестоящего, и с этого момента вся жизнь его подчиняется одной-единственной цели извиниться за свой «возмутительный» поступок.

Однако значительное лицо не понимает этого благородного порыва и грубо кричит на чиновника. Такого потрясения трепещущий перед имеющими власть людьми человек вынести не сумел. С ним случился серьезный нервный срыв, он пришел домой и умер.

Лошадиная фамилия

Рассказ «Лошадиная фамилия» также показывает, сколько стереотипно человеческое мышление. Однако здесь уже затрагиваются стереотипы не социально-сословные, а обыкновенные, бытовые. Несколько человек никак не могут вспомнить фамилию доктора, помнят лишь, что фамилия какая-то «лошадиная».

Все домашние тут же начинают перебирать подходящие варианты Кобылин, Жеребцов, Конюхов. но никому не приходит в голову вспомнить о том, чем лошади питаются: фамилия доктора Овсов.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭзоп Басни: особенности, влияние на других баснописцев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Сочинение толстый и тонкий чехов 6 класс

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий» в 5 классе.

1. Вступительное слово.

Крепостное право было отменено в 1861 г. Но исчезло ли рабство? За год до отмены крепостного права в России родился писатель, который так же как Тургенев, будет бороться с рабской психологией — но уже иного времени.
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) родился в Таганроге, на юге России. Город стоял на берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим проклятием. «В детстве у меня не было детства», — говорил он. По воспоминаниям брата Александра, «Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул. » В лавке отца Чехов нередко сталкивался с проявлениями жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни в городе, где «60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких. »
И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: «Это глупо, это дико!» Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего.
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Это Чехов говорил и о себе.

— Что такое «рабская кровь», а что такое кровь «настоящая, человеческая»?

— Читали ли вы рассказы Чехова? Смотрели экранизации, инсценировки его произведений?

2. Выявление читательских ожиданий.

Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них — мелкий, бедный чиновник. Другой — состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.

— Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сперва Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом совсем изменил сюжет.

3.Чтение учителем рассказа «Толстый и тонкий».

Послушайте рассказ и подумайте:
— Почему Чехов так существенно изменил сюжет рассказа? Как изменился от этого смысл рассказа? (Чтение вслух)

4.Выявление первоначального восприятия.

Вопросы:
— Какие моменты вызывали у вас смех? Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа?
— Как автор относится к героям? Почему он называет их «толстый» и «тонкий»?
— На какие части можно разделить рассказ? Почему? Где происходит перелом?
— Как меняется речь тонкого (лексика)? Как меняются интонации? [прочитать выразительно]
— Как меняется смех тонкого? Какое это имеет значение?
— Почему дважды повторяются слова «приятно ошеломлены»? Одинаков ли их смысл?
— Что испортило встречу друзей детства?
— Как характеризуют героев их детские прозвища?
— Как вы представляете себе жизнь тонкого?
— Что было бы, если бы герои «поменялись чинами»?

5.Выразительное чтение по ролям.

(Чтение)
Как получилось?

6.Подготовка к инсценированию.

— Как вы думаете, можно ли инсценировать этот рассказ? Снять по нему фильм? По-чему?
— Охарактеризуйте персонажей. Как они выглядят? Чем интересны их роли? Кто мог бы их сыграть?
— Охарактеризуйте место действия.
— Какие моменты трудно передать средствами театра? Что же делать?

7.Инсценирование рассказа с коллективным режиссерским комментарием.

Автор :
Шолпо И. Л., канд.пед.наук, доцент каф. метод. препод. рус. яз. и лит-ры РГПУ им. А.И.Герцена, Аничков Лицей, Санкт-Петербург

Урок литературы в 6-м классе. Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Разделы: Литература

  • продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
  • на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
  • учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
  • развивать критическое мышление;
  • стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».

I Организационный момент

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

III. Стадия «Вызов»

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

Решение кроссвордов, составленных на основе «тонких» вопросов.

IV. Стадия «Осмысление»

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

  • Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Чем отличается речь тонкого?
  • Определите кульминацию произведения.
  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?
  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)
  • Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: