Анализ повести Тургенева «Вешние воды» и рассказа Чехова «Ариадна»

СОДЕРЖАНИЕ

Интересно сопоставить повесть Тургенева «Вешние воды» и рассказ Чехова «Ариадна». На «сходство по теме» этих произведений обратил внимание Ю.Николаев.

И Тургенев и Чехов описывают драматическую судьбу двух мужчин (Санина и Шамохина), попавших в кабалу к красивым хищницам — Полозовой и Ариадне. Правда, разрешение этой сходной ситуации во многом различно. У Тургенева — в драматичном, и даже в трагическом ключе, а у Чехова — в обьективно-иронической манере. Пожалуй, главное, на что следует обратить внимание, — несоответствие внешней красоты и хищной натуры этих двух женщин. Чехов, как всегда, дает подробное описание физических данных Ариадны: «Это была брюнетка, очень худая, очень тонкая, гибкая, стройная, чрезвычайно грациозная». Далее рассказчик продолжает: «. у природы, когда она творила эту девушку, был какой-то широкий изумительный замысел». Тот же Самохин придает ее красоте какую-то сверхъестественную бесовскую силу: «в ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна . воображала себя в будущем не иначе как очень богатую и знатную».

3та бесовщина Ариадны выражается в целом ряде, по мнению Шамохина, отрицательных качеств: изумительное лукавство, хитрость, лживость, постоянное стремление нравиться и др. «Для чего же дана ей богом эта необыкновенная красота, грация, ум? Неужели для того только, чтобы валяться в постели, есть и лгать, лгать без конца». Бездуховность своей возлюбленной Шамохин видит и в том, что, по ее мнению, Болеслав Маркович лучше Тургенева». Наконец Шамохин недостатки Ариадны переводит на всех женщин: » Ох, не верьте им, они очень, очень хитри, страшно хитры!».

Правда, сам автор не принимает участия в этих откровениях Шамохина, сохраняет объективную позицию: «мне уже било скучно с ним и хотелось спать, я повернулся лицом к стене». Как и Чехов, Тургенев дает подробное описание внешности Полозовой: «скрнлась за дверью, оставив за собой мимолетное, но стройное впечатление прелестной шеи, удивительных плеч и удивительного стана» . Однако не абсолютная, античная красота привлекает в ней: «лоб у нее был низкий, нос несколько мясистый и вздернутый», а «обаяние мощного, не то русского, не то цыганского цветущего женского тела». Тургенев особенно выделяет следствие плебейского происхождения (дочь мужика), выделяя главную деталь:». Марья Николаевна все время говорила по-русски, удивительно чистим, прямо московским языком — народного, не дворянского пошиба». Все эти контрасты в ее внешности и поведений, особенно любовь ко всему русскому, создают ее неповторимую оригинальность, поразившую Санина. Как личность, Полозова духовно гораздо богаче Ариадны, она богаче ее и в материальном отношении, тогда как Ариадна со своими «необузданными желаниями» живет за счет богатых любовников.

В отличие от Ариадны Полозова покоряет мужчин какой-то магической, дьявольской силой, которая проявляется во время свидания с Саниным в лесу. Под пером Тургенева рождаются языческие, мифические образы при поэтизации этой силы: «Разыгрались силы, это уже не амазонка пускает коня в галоп — это скачет молодой женский кентавр, полузверь и полубог».

Таким образом, Чехов от Тургенева унаследовал интерес к стихийном сторонам любовных отношении. Правда, романтическую, идеальную сторону любви Чехов, в отличие от Тургенева, переводил в реальную, а то и в бытовую сферу. И только в рассказах «Шампанское» и «Несчастье» в тургеневской манере описывает власть над человеком стихийных иррациональных сил природы. Наиболее близкими в тематическом плане являются «Вешние води» Тургенева и «Ариадна» Чехова. Однако порабощение любовников стихийными чувствами, Чехов переводит из романтического тургеневского стиля в комедийно-ироническую ситуацию.

Сочинения по — рассказам и — повестям Чехова

УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» И «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА» Надо победить в себе раба. А. П. Чехов Рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника «были созданы писателем в начале творческого пути, когда вместе с юмористическими рассказами на узко бытовые темы он писал рассказы более широкого общественного значения. Среди них были «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Маска» и др. В этих рассказах […]

Сочинение на тему говорящие фамилии в рассказах Чехова

ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН» Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. А. М. Горький Антон Павлович Чехов начал свое творчество с маленьких смешных рассказиков. Но очень скоро они получили у критиков и читателей высокую оценку, а позднее были признаны шедеврами высокой литературы. Несмотря на небольшой объем этих произведений и смешные ситуации, они говорили о серьезных вещах и заставляли подумать о себе […]

Сочинение на тему смысл названия рассказа А.П. Чехова Хамелеон

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН» Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой обычной собаке неизвестного хозяина — о щенке, очутившемся в центре событий на площади, где, защищаясь, он укусил за палец грубого, очень шумного человека. События происходят почти молниеносно, словно […]

Сочинение по рассказам Чехова «По делам службы» «Ионыч» «Крыжовник»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА СВОЮ И ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ (по рассказам А. П. Чехова «По делам службы», «Ионыч», «Крыжовник») Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения — не жизнь, а тягота, ужас. А. П. Чехов В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной. Продолжая линию критического реализма Гоголя и Салтыкова- Щедрина, Чехов выступает против гнилой «тины ужасающих […]

Сочинение на тему по рассказу Чехова Ионыч: доктор Старцев и его образ

ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Берегите в себе человека. А. П. Чехов А. П. Чехов, подобно Гоголю, с поразительной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Чехов создал огромное количество образов русских интеллигентов, в которых достиг огромной силы типизации. Имена и фамилии некоторых его героев стали нарицательными: Беликов, Ионыч […]

Сочинение на тему духовная деградация Старцева (по рассказу Чехова «Ионыч»)

ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ПОСТЕПЕННОЙ ДУХОВНОЙ ДЕГРАДАЦИИ СТАРЦЕВА (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Работу малую висок еще вершит. Но пали руки, И стайкою, наискосок Уходят запахи и звуки. Б. Ахмадулина Чехову свойственно показывать героев уже сформировавшимися людьми, ничего не говоря об их прошлом — о путях и трудностях становления и развития. Но так же, как по срезу взрослого дерева можно судить о его возрасте и условиях жизни, так в человеке можно увидеть его прошлое. […]

Сочинение по рассказу Чехова Дама с собачкой «Момент презрения в любви»

МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ — В ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой») Творчество Чехова — это честный и прямой путь художественного познания правды о человеке. Алексей Толстой «Чехов — несравненный художник… Художник жизни… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но всякому человеку вообще», — так охарактеризовал великого русского писателя Л. Н. Толстой. Чем привлекает нас чеховский мир? Удивительной естественностью […]

Сочинение по творчеству Чехова на тему Дворянство в пьесе Чехова Вишневый сад

ДВОРЯНСТВО В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая. М. Горький Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно ее жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, […]

Сочинение на тему Чехова недотепства в пьесе Вишневый сад

ОБЛИЧЕНИЕ НЕДОТЕПСТВА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Лопахин: Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. А. П. Чехов. Вишневый сад Каждая пьеса Чехова — это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят […]

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. И. Куприн, А. П. Чехов, И. А. Бунин
  • Произведение: Поэзия Бунина, Произведения Куприна, Рассказы Чехова
  • Это сочинение списано 91 010 раз

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» — сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей.

Герои рассказов Бунина не думают о том, что счастье можно найти во всем окружающем. Каждый рассказ имеет несчастливый конец, который заставляет читателя задуматься над тем, что же все-таки собой представляет счастье и почему о нем говорят так много. Ложное представление о счастье складывается в рассказе «Господин из Сан-Франциско». На роскошном пароходе в мире денег, драгоценностей и разврата поистине счастливых людей нет. Богачи живут в постоянных заботах, им неизвестны искренние чувства. Самым счастливым человеком оказывается бедный рыбак, а в чем именно его счастье – в бедности или в чем-то другом – Бунин заставляет задуматься нас самих.

Для героев повестей Куприна наивысшим счастьем является любовь, причем, любовь невзаимная, но чистая, достойная самопожертвования. «Гранатовый браслет» — история любви человека, который находит свое счастье в смерти. Социальный статус мешает Желткову быть со своей возлюбленной, которая, между прочим, замужем. Но этот человек счастлив даже оттого, что имеет возможность видеть ту, которая делает его счастливым. Вера Шеина, скорее всего, тоже была бы счастлива с Желтковым, если бы не ее любимый, а властный и ревнивый муж. Наверное, такие люди, как эта несостоявшаяся пара, смогли бы сделать друг друга счастливыми, если бы не обстоятельства. Для Желткова счастье длилось недолго. Он не смог вынести своего положения, вынуждающего его постоянно прятаться, поэтому поступает быстрее и проще. Спасение он видит в смерти и быстро идет на этот шаг, прося свою возлюбленную не винить себя ни в чем.

Антон Павлович Чехов известен не только как сатирик, но и как человек, поднимающий сложные жизненно важные вопросы. Конечно же, и для его героев счастье заключалось либо в любви, либо в материальных благах. В рассказе «Крыжовник» происходит встреча двух братьев, один из которых считает себя счастливым человеком, а второй пытается рассуждать о его счастье и положении обездоленных людей. В конце концов Иван Иваныч, от лица которого ведется рассказ, приходит к мнению, что смысл жизни заключается не в счастье, и уж тем более не в поедании плодов со всех кустов крыжовника, а в том, чтобы делать добро. Так может, это и есть наивысшее счастье…?

Все три писателя представили на суд читателю свою трактовку счастья. Так что же это – богатство, любовь или просто доброта? Выбор остается за каждым из нас.

Сочинения по — рассказам и — повестям Чехова

Сборник сочинений по литературе для 7 класса.

Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
Язык духовной русской литературы (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
Идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Раскрытие характера в сюжете произведения А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»
Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина
Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
Образ рассказчика в повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Основная идея повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Характеристика главных героев повести А. С. Пушкина«Выстрел»
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя. » М. Ю. Лермонтова
Художественные средства создания характеров в «Песне про царя. » М. Ю. Лермонтова
На чьей стороне правда в «Песне про царя. » М. Ю. Лермонтова
Образ Маттео Фольконе в повести П. Мериме «МаттеоФальконе»
Способы раскрытия характеров в повести Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Средства создания героического характера в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»
Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
Образ повествователя в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
Языковые средства создания характера в рассказе Н. С. Лескова
Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
Язык рассказа Н. С. Лескова «Левша»
Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
Гипербола и гротеск в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»
Художественные средства выражения авторской позиции в драме Е. Л. Шварца «Тень»
Роль метафоры в стихотворении А. С. Пушкина «Узник»
Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком. »
Тема и идея поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Оглавление книги открыть закрыть

« Предыдущая глава Оглавление вперед »
&#0171 | &#0187 — Гоголь Н.В.

Charles Dickens life. Charles Dickens’ works written in Christmas story genre. Review about his creativity. The differential features between Dickens’ and Irving’s Christmas stories. Critical views to the stories Somebody’s Luggage and Mrs. Lirriper’s.

Історія написання роману М. Хвильового «Вальдшнепи». Інтертекстуальне прочитання роману крізь призму творчості Ф. Достоєвського. Проблеми перегуків між романами «Вальдшнепи», «Брати Карамазови», «Ідіот». Антикомуністичне спрямування творчості письменника.

Анализ влияния политических факторов на творчество С. Цвейга, внеисторичность его произведений. «Жизнеописание Марии Стюарт» как романтическая биография, характеристика и политические взгляды его основных образов. Сравнение королевы Елизаветы и М. Стюарт.

Этапы развития агиографической литературы. Причины возникновения жанра жития, их особенности. Исследование «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» как автобиографического жанра. Анализ литературных памятников Нестора и Епифания Премудрого.

«Дараманная» творчасць Ядвігіна Ш. Жыццёвы, творчы шлях пісьменніка. Станаўленне творчай індывідуальнасці. Жанрава-стылявыя асаблівасці прозы. Мастацкія асаблівасці першага беларускага рамана. Раман «Золата» як адна са спроб стварэння псіхалагічнай прозы.

Основные особенности становления русской культуры ХІХ века. Романтизм как отражение русского национального самосознания. Творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, их реалистический подход и взгляды на исторический выбор России и проблему человека.

Американское общество первой половины XIX в.. Будни буржуазного общества. Творчество Эдгара По в контексте социально-исторической и духовной жизни США. Эдгар По – новелист и поэт. Игнорирование материального мира, события в произведениях романтиков.

История города с «говорящим» названием Глупов. Неисправимые человеческие пороки. Персонажи Салтыкова-Щедрина. Произведение, высмеивающее вечные общечеловеческие пороки, а не пародия на историю России и не сатирическое изображение современности.

Літературні пам’ятки стародавньої Русі та України, їх загальна характеристика. Роди та жанри давньоруської літератури. «Ізборник Святослава 1073 року» як найдавніший зразок писемності Київської Русі, його зміст, структура, літературознавча термінологія.

Літературне бароко в Україні. Специфіка бароко, становлення нової жанрової системи в літературі. Пам’ятка української історичної прози й публіцистики кінця ХVІІІ ст. «Історія русів», його перше опублікування 1846 року. Антитетична побудова твору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: