Анализ отрывка стихотворения Некрасова

Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, — это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика.

Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать час в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в реальности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

Следует обратить чуткость на начальные слова стихотворения: «Скучно! скучно. » Это не только дорожная скука, но «скучно» в значении «печально», «грустно», «безнадёжно», что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом.

Монолог ямщика также начинается словами «Самому мне невесело». И дальше мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девица была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из первостепенных конфликтов деревенского общества — противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты («Одевалась не то что. «), перенимают их манеры («Всем дворянским. «). Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам («Не нужна. «), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян («Белоручка. «).

Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин — и новый переводит их с барщины («с запашки») на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных. Проблема оброка и барщины — один из самых острых вопросов того времени.

Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочка старого барина (об этом в тексте не пишется прямо, но положение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на это указывают слова «Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши Грушу»). После смерти старого барина девица терпит домогательства нового господина («А потом. » и далее). И, наконец, её отсылают в деревню, где она ничего не умеет совершать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие приятель другу, у них разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.

Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на неё чуткость, потому что в этом — корень бед всей русской нации.

Детали: множество деталей позволяют резво представить интерьер: барский жилище, шитьё и вязанье; на селе — девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы — учитель и кучер и т.д.

Стихотворение написано в форме «монолога в монологе». Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль — повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные элементы «слышь ты», «понимаешь-ста», слова «баит», «али», искажённое произношение «тоись» и др.). Это делает речь красочной и реалистичной.

Размер — трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот — народная песня-жалоба.

Анализ стихотворения Некрасова На тему народа

Читатели хорошо знают Некрасова-поэта. Они знакомы со многими его стихотворениями, написанными для у себя («Дед Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Генерал Топтыгин», «Зеленый шум» и др.). В стихотворении «На Волге» Некрасов предстает с новой для учащихся стороны — как передовой человек своего времени, раздумывающий о судьбе трудового люда, страдающий от сознания, что тяжкий изнурительный труд по-прежнему остается уделом бедняков, что угнетенные люди еще не пришли к осознанию необходимости борьбы за социальную справедливость.

Проникнутое высоким гражданским чувством, стихотворение исполнено любовью к Родине, к ее народу, ее природе. Оно построено на сочетании картин далекого прошлого (воспоминания поэта о детстве) и картин настоящего (впечатления, переживания и раздумья вернувшегося после долгой разлуки на берега родной реки поэта). Стихотворение «На Волге» расширяет представления нас о тематическом богатстве русской лирики и о разнообразии поэтических произведений Н. А. Некрасова.

О нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России XIX века уже говорилось на уроках литературы. В IV классе школьники читали повесть Тургенева «Муму»; незадолго перед изучением стихотворения Некрасова шел разбор романа Пушкина «Дубровский».

Оба эти произведения дают ученикам достаточно полное представление о социальных взаимоотношениях середины XIX века. В стихотворении Некрасова «На Волге» им откроется новая картина бедственного положения и тяжкого труда народа — бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки —тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь». В работе над произведением необходимо не только уяснить сюжетную сторону, но и воспринять через него личность автора как человека, преданного интересам народа, призывающего не мириться с угнетателями.

Стихотворение читает Читатель. Необходимо обратить внимание у себя па то, как построено стихотворение. Его композиция сложна для нас, им трудно отделить «настоящее» от «прошлого», детские переживания поэта — от впечатлении зрелого человека, каким он теперь стал.

Однако осмысление построения (композиции) произведения дает тот материал, который поможет решить поставленную задачу.

Предлагаем учащимся перечитать про себя стихотворение и определить, какие его части посвящены «настоящему времени», а какие «прошлому», воспоминаниям поэта. Таким образом, намечаются три части: «Встреча с Волгой после долгой разлуки»; «Воспоминания о детстве»; «Раздумья поэта над судьбой бурлаков». Теперь очень важно, чтобы школьники могли осознать значение построения стихотворения как средства выявления авторского отношения к предмету изображения. Для этого поставим вопросы: «Как вы думаете, к чему стремится Некрасов, соединяя в своем стихотворении настоящее и прошлое? Что объясняют нам, читателям, воспоминания поэта о детстве? Для чего писатель разрывает рассказ о настоящем воспоминаниями?»

Читатели отвечают на эти вопросы, в основном, правильно, но слишком обобщенно («Некрасов показывает, что он и в детстве переживал страдания других людей, что он остался таким же, став взрослым»).

Так возникает необходимость обратиться к детальному анализу текста стихотворения, начав его со второй части («Воспоминания»). Поставим перед учениками задачу рассказать о том, каким поэт рисует ребят в детстве.

В процессе беседы перед слушателями возникает облик веселого, беспечного мальчугана, радующегося жизни, воспринимающего ее как источник удовольствия и развлечений. Его беззаботное существование («Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок, С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою. »), его радостное восприятие красочности окружающей природы («. алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам»), его самолюбование («И песню громкую пою Про удаль раннюю мою») резко обрываются, когда он впервые сталкивается с другой жизнью —жизнью задавленных нуждой и непосильным трудом людей. Мальчик впервые понял, что бывает такая жизнь, которая страшнее смерти.

Затем перечитываем строки о бурлаке «с болезненным лицом». Почему он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Некрасова поразило прежде всего желание бурлака умереть. Он вглядывается в него и многое понимает: угрюмый, тихий и больной человек с исхудалым лицом и выражающим укор спокойно-безнадежным взором — это доведенный до полного изнеможения бедняк, потерявший всякую- надежду на лучшее. На нем жалкие лохмотья, он болен, он не имеет больше сил тянуть лямку. Чужая боль, несчастья глубоко запали в душу ребенка.

Во взгляде несчастного бурлака мальчик увидел укор. К кому он относился? Читатели понимают, что люди, которые работали до потери сил и оставались нищими и полуголодными, не по своей вине находились в бедственном положении. Несмотря на то что Некрасов был тогда еще ребенком, он почувствовал и себя в чем-то виноватым: перед ним открылась несправедливость жизни, тяжкая судьба народа. Сочувствие к бурлакам, сознание своей беспомощности — все это глубоко потрясло Некрасова, и родная Волга превратилась для него в «реку рабства и тоски».

Дети должны увидеть глубину и силу отзывчивости мальчика на чужое страдание, в результате чего мир теряет для него прежнюю красочность и привлекательность.

Очень важно, чтобы читатели сами нашли два волжских пейзажа, резко контрастирующие один другому, и дали им названия:

  • «Волга — колыбель моя»
  • . Ты светла
  • И величава, как была.
  • Один, по утренним зарям,
  • Когда еще все в мире спит
  • И алый блеск едва скользит
  • По темно-голубым волнам,
  • Я убегал к родной реке.
  • Тогда я думать был готов,
  • Что не уйду я никогда
  • С песчаных этих берегов.
  • «Река рабства и тоски»
  • Я не узнал реки родной

Беседуя с нами, Читатель поможет им осознать, что изменилась не природа, а отношение будущего поэта к ней: Волга все так же светла и величава, темно-голубые ее волны все так же блещут под лучами солнца, так же свежа зелень, но мальчик «не узнает» реки: его ноги вязнут в глубоком песке, зелень перестала манить, птицы кричат зловеще и пронзительно.

Материал, собранный детьми в процессе работы над текстом, дает им возможность глубоко осознать значение «Воспоминаний» в общей структуре стихотворения как объяснение обстоятельств, которые способствовали тому, что Некрасов на всю жизнь проникся не только сочувствием народу, но и выбрал путь «заступника народного».

Представления, сложившиеся у школьников о характере мальчика Некрасова, позволят им более глубоко проникнуть в чувства, переживания и мысли поэта, уже зрелым человеком вернувшегося после долгой разлуки на берега родной реки, т. е. «настоящее время». Этому и будет посвящен следующий урок. Па дом ученикам предлагается выучить отрывок из стихотворения от слов: «Устали бурлаки. » до слов: «спокойно-безнадежный взор».

Тема страданий народа в лирике Н.А. Некрасова

…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза…
Некрасов. Элегия.

По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его страданий и его горестной судьбы. Можно сказать, что стихи Некрасова, посвященные теме народного страдания, наполнены печалью, стонами, слезами народа:
Волга! Волга! Весной многоводной
ты не так заливаешь поля,
как великою скорбью народной
переполнилась наша земля…
Некрасов показывает, что русский народ страдает и от природной стихии (пожаров, неурожаев, болезней), потому что меньше всех защищен от нее, и от произвола помещиков, чиновников, властей.
Так, в стихотворении 1848 года «В дороге» громко прозвучала проблема помещичьего произвола. Ямщик, герой произведения, рассказывает о том, что барская прихоть дает крестьянской девушке возможность прикоснуться к культуре, почувствовать уважение к себе. Но, по барской же прихоти, она возвращается вновь в свою среду, ее насильно выдают замуж за крестьянина. Без навыков к труду на земле, без привычки к полуголодному существованию и бесчеловечному обращению, героиня гибнет. Но убивают ее не столько эти внешние условия, сколько разочарование и горе, понимание того, что ее жизнь и судьба лишь игрушка в руках барина-самодура.
Стихотворение «Забытая деревня» продолжает тему бесправного положения народа в России и безразличного отношения к нему со стороны помещиков. Три незначительных события в жизни крестьян: попытка получить лес на починку избы, вернуть незаконно отобранную землю, получить разрешение на свадьбу — заканчивается для крестьян трагически. Все ожидания народа связаны с барином, который ассоциируется у них с самим Господом Богом. Но помещик все не едет в забытую деревеньку, поэтому в старой избушке умирает крестьянка, жениха девушки забирают в солдаты, земля остается во владении мошенника. Помещиков не интересует положение своих крестьян. Некрасов показывает, что им главное – получить деньги и вновь уехать в Петербург проматывать их. Бесправие народа и безнаказанность властей – вот главный лейтмотив стихотворения.
Поэт понимает, что при таком положении дел особенно тяжело приходится русской женщине. По мнению поэта, ей суждены «три тяжкие доли»: «с рабом повенчаться, быть матерью сына-раба, до гроба рабу покоряться». Горе Орины, матери загубленного царской службой солдата («Орина, мать солдатская»), старухи, потерявшей своего единственного сына-кормильца («Деревенские новости»), выражено с огромным сочувствием и состраданием:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
С тяжелой участью крестьянских женщин неразрывно связана тема тяжелой доли детей. Некрасов описывает и шестилетнего мужичка «с ноготок», который вынужден взять на себя заботу о всей своей большой семье и выполнять функции «отца семейства». Негодование и горе поэта вызывает участь городских детей, вынужденных работать на фабрике наравне со взрослыми:
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать.
В стихотворениях Некрасова все направлено на раскрытие основной темы – темы страданий народа. Даже пейзаж способствует решению этой задачи. Так, например, в стихотворении «Несжатая полоса» дана унылая картина осени, а одна несжатая полоса да умирающий пахарь усиливают общую безысходность. А в «Железной дороге» картина «славной осени» («нет безобразья в природе: и кочи, и моховые болота, и пни – все хорошо под сиянием лунным») дана по контрасту с несправедливостями в жизни людей.
С сочувствием изображая народ, Некрасов с гневным сарказмом обличает виновников народного горя. Это и вельможа, который «не любит оборванной черни», («Размышления у парадного подъезда»), и угнетатели народа в «Железной дороге». Все они грабят, секут, морят голодом простого человека.
Печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Поэт видит лишь один путь улучшения жизни русского крестьянина – революционный.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Гражданственность лирики Некрасова

Лирика Н.А. Некрасова полностью соответствует нормам т.н. гражданской поэзии, которая ставит своей целью воспитание читателя. Некрасов создает стихотворный манифест Поэт и гражданин, представляющий собой их диалог: гражданин призывает защищать отчизну, а поэт всецело следует пушкинской традиции, т.е. считает, что ему все проблемы должны быть безразличны

Подразумевается, что прав гражданин, однако даже сам Некрасов не совсем с этим согласен. Отчасти это стихотворение он написал и для того, чтобы убедить самого себя в необходимости поэту выражать гражданскую позицию.

Особенности Лирики Некрасова

Подробно Некрасов описывает быт, также продолжая традиции Пушкина. Любая жизненная ситуация, даже самая трагическая, становится объектом его поэтического внимания.

Стихи Некрасова очень пессимистичны, часто его мрачный настрой контрастирует с природой: чем красивее окружающий пейзаж в стихотворении, тем хуже окажется жизнь.

Лирический герой Некрасова — это человек из толпы, дворянин, страдающий за народ. Сам он живет неправильно, из-за этого его мучает совесть. Его недостижимые гражданские идеалы — друзья, павшие в борьбе за народное счастье.

«Железная дорога»

Одной из главный тем лирики Некрасова является тема крестьянства. По мнению поэта, жизнь крестьянина — сущий кошмар. Но это тот самый народ, ради которого русскому человеку стоит жить.

В стихах регулярно звучит комплекс вины дворянина перед народом, поскольку высший класс часто ведет себя непозволительно грубо по отношению к крестьянам.

В этом отношении очень выразительно в этом отношении стихотворение Железная дорога, где речь идет о строительстве дороги между Москвой и Петербургом. Генерал разговаривает в купе поезда со своим сыном, а лирический герой вмешивается в их беседу и объясняет мальчику, что дорогу с огромным трудом и проблемами строили крестьяне.

Однако из этого стихотворения еще нельзя сделать вывод, поддержит ли молодое поколение позицию Некрасова.

«Несжатая полоса»

Другое стихотворение о жизни крестьян — Несжатая полоса, описывающее оставшуюся на поле полоску колосьев, которая ждет своего пахаря. А тот не может прийти, т.к. изнурен тяжелой работой.

Через описание одинокой, покинутой природы Некрасов позволяет читателю представить образ такого же одинокого печального крестьянина. А стал он таким, по большей части, из-за реформы 1861 года.

«Элегия»

В стихотворении Элегия Некрасов говорит о том, что жизнь крестьянина отнюдь не стала лучше после отмены крепостного права, скорее наоборот — оказавшись свободными, они вынуждены сами обеспечивать свой хлеб, а это нелегко.

Некрасов убежден, что страдания народа должны всегда оставаться главной темой русской поэзии.

«Размышления у парадного подъезда»

Логическим завершением этой темы является стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Некрасов поражается долготерпению народа, выступает его защитником.

Он призывает дворянство прекратить угнетение простого народа. Это стихотворение уже можно назвать призывом к бунту; Некрасов не понимает, как могут крестьяне так долго молчать в ответ на подобное бессердечное отношение.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Пейзажная и любовная лирика Тютчева и Фета: два взгляда на мир
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОбличительный пафос и своеобразие поэзии Некрасова

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector